Цели:
- Повторять и обобщать знания об имени существительном и об имени прилагательном как части речи;
- Тренировать умение распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать их связь с именами существительными;
- Формировать орфографическую зоркость;
- Развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;
- Развитие логического мышления, памяти, произвольности внимания, наблюдательности, творческого воображения и творческих способностей учащихся;
- Создать условия для воспитания бережного отношения к природе.
Оборудование: схемы "Имя существительное" и "Имя прилагательное", карточки - ступеньки, карточки с заданием на урок, карточки с домашним заданием, цветные карточки, записки, рисунки ступенек, часов, шкатулки, солнышка, магниты.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Актуализация знаний.
На златом крыльце сидели
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты такой?
Раз, два, три, четыре, пять:
Вышел зайчик погулять:
Учитель: Кто из нас не знает эти детские стишки? Что это? (Ответы детей)
Учитель: Правильно, ребята, это считалки из вашего, да и моего, детства, которое было, которое было: не буду говорить, сколько лет тому назад, скажу лишь, что не так уж и давно. А как вы думаете, для чего нужны считалки? (Ответы детей: "Определить ведущего в игре")
Учитель: Правильно, ребята, определить ведущего в игре. Для меня самой любимой игрой в детстве была игра в прятки. А вы любите эту игру? А играли ли вы когда - нибудь в прятки по запискам? Нет? Тогда я предлагаю вам сегодня познакомиться с этой игрой. Вы удивлены? Нет, мы не будем прятаться под шкафы, под парты, всё-равно ведь найдут. Мы поиграем сегодня в необычные прятки - прятки с частями речи. И, конечно же, считайтесь, не считайтесь, а вадить всё-равно придётся нам, ведь не станут же части речи искать нас. Ну как, не струсили? Тогда вперёд.
Первая наша записка лежит в шкатулке, к которой ведут необычные ступеньки. На них написаны слова. Нам нужно определить, к какой части речи относится каждое из них. Отвечать нужно только правильно. Правильный ответ - один шаг на следующую ступеньку. Готовы? Тогда начнём!
III. Создание проблемной ситуации.
(Слова на ступеньках: свет, светить, светлый светило).
(Дети определяют, какой частью речи является каждое из представленных слов, но затрудняются со словом "светило". Затем они делают вывод, что это слово может быть как именем существительным, так и глаголом. Приводят примеры).
Учитель: Какую же всё-таки часть речи мы нашли, существительное или глагол? А это мы сейчас узнаем, заглянув вот в эту шкатулку. (В шкатулке находится нарисованное солнце)
Учитель: А причём здесь солнце? (Дети отвечают, что солнце раньше называли "светило")
Учитель: Так какую же часть речи нам удалось найти? (Имя существительное)
Учитель: А что вы о нём знаете?
(По ходу ответа учащихся на доске выстраивается схема "Имя существительное")
Примерные ответы детей:
- Отвечает на вопрос кто? или что?
- Вопрос кто? Ставится к одушевлённым именам существительным. К таким относятся имена существительные, обозначающие людей и животных. Вопрос что? Ставится к неодушевлённым именам существительным. К ним относятся все остальные имена существительные.
- Имена существительные называют: предметы, явления природы, состояния, действия, признаки.
- Бывают собственными и нарицательными.
- Изменяются:
- по числам. Имеют форму единственного или множественного числа, а также могут иметь форму либо единственного, либо множественного числа. (Например, Сахар, молоко, доброта, каникулы, очки, шахматы).
- по падежам. Имеют шесть падежей. (Дети перечисляют падежи с падежными вопросами и вспомогательными словами).
- Относятся к мужскому, женскому или среднему роду. (Если дети скажут, что имена существительные изменяются по родам, можно провести игру "Измени род имени существительного "стол": стол - столиха - столихо).
(Все ответы учащихся сопровождаются примерами).
Учитель: Определите, пожалуйста, род имени существительного "уроки". Давайте сделаем вывод.
Вывод: Во множественном числе род у имён существительных не определяется.
IV. Создание проблемной ситуации.
1 записка.
Учитель: А вот и первая записка. Читаю: "Меня вы найдёте за тем, что идёт круглые сутки, но не уходит". Загадка какая-то. Но я думаю, мы с вами легко её отгадаем. Итак, где же спрятана вторая записка? (За часами). Правильно, ребята! Вот мы её и нашли. (На доске несколько видов часов. Дети удивлены, ведь часов много и они все разные. Дети выдвигают гипотезы, за какими часами находится записка, объясняют свой выбор. Но в итоге сходятся в одном, что не найдут записку, пока точно не будут знать признаки часов).
Учитель: Ребята, тогда давайте сами выберем часы, за которыми может находиться следующая записка. (Дети описывают выбранные часы)
Учитель: А какие признаки вы назвали? (Цвет, форму, размер)
Учитель: Совершенно верно, ребята. Вы замечательно справились с этим заданием! А вот и следующая записка.
V. Формулирование темы урока.
2 записка:
Учитель (читает записку): "Молодцы, ребята, быстро вы меня нашли: А теперь давайте познакомимся поближе". Интересно, что же мы нашли, и с кем или с чем нам предстоит познакомиться поближе? (Если дети затрудняются ответить на данный вопрос, можно прочитать стихотворение про имя прилагательное)
Учитель: Ребята, а здесь ещё что-то написано. (Читает)
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
Учитель: Какая же часть речи пряталась за часами? (Ответы детей: "Имя прилагательное")
Учитель: Тогда у меня к вам предложение. Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.(Дети формулируют тему урока "Имя прилагательное как часть речи")
Учитель: А как вы думаете, какие задачи встанут перед нами? (Дети формулируют задачи урока)
Учитель: Знакомы ли вы с этой частью речи? Что вы можете о ней сказать?
Примерные ответы детей: (Все ответы
подкрепляются примерами. По ходу ответов
учащихся на доске выстраивается схема "Имя
прилагательное)
(Дети могут дать неполный ответ на поставленный учителем вопрос. В этом случае на доску прикрепляются карточки только с их ответами, а схема дополняется по ходу работы на уроке)
Учитель: Как вы думаете, ребята, нужны ли в нашей речи имена прилагательные, и зачем? (Предположения детей. Найти более яркие имена прилагательные и повторить их ещё раз самой или придумать, если такие яркие ответы будут отсутствовать)
Учитель: Молодцы, ребята, мне нравятся ваши рассуждения. А теперь их правоту мы проверим на практике.
V. Продуктивные задания и воспроизведение полученных знаний. Закрепление.
Работа с учебником.
- Работа с упражнением 100 на странице 62. (Работа со стихотворным текстом)
- Работа с упражнением 101 на странице 63 (Работа с прозаическим текстом)
Учитель: Ребята, на вас сейчас будет возложена очень большая ответственность, доказать нам своим необычным чтением стихотворения Сергея Александровича Есенина значимость имён прилагательных. Кто из вас очень любит читать стихи? (Один учащийся выразительно читает стихотворение С.А. Есенина из упражнения 1.. на странице 62)
Учитель: Ребята, понравилось ли вам прочтение стихотворения в исполнении (имя учащегося)? Давайте поблагодарим его и подарим свои аплодисменты. (Аплодисменты)
Учитель: Какой перед вами предстала берёзка? Как вы считаете, это красивый образ? Это и неудивительно, ведь берёзка считается символом нашей Родины, символом России. А что сделало её такой красивой, какие слова? (Сонные, шёлковые, зелёные, серебряные). Как называется этот художественный приём в литературе? (Это красочные определения - эпитеты)
Учитель: А как называет автор берёзки? (Это не просто берёзки, а только что утром проснувшиеся красавиц:)
Учитель: Как называется этот художественный приём в литературе? (Олицетворение)
Учитель: И всё это - имена прилагательные.
Учитель: А теперь давайте сделаем вывод, какова же роль имён прилагательных в нашей речи. (Имена прилагательные делают нашу речь более художественной, красочной, напевной, яркой и выразительной)
Физминутка.
Учитель: А теперь, ребята, мы понаблюдаем за именами прилагательными в небольшом тексте, данном в упражнении 101 на странице 63. Как вы думаете, этот текст тоже стихотворный? (Нет) Как вы догадались? ( Ответы детей) Правильно, этот текст, действительно, не стихотворный. А как же данный текст называется в литературе? Правильно, ребята, этот текст называется прозаическим. Давайте прочитаем его в таком виде, в котором он нам дан. (Один учащийся читает текст без имён прилагательных)
Учитель: А теперь попробуем вставить в этот текст имена прилагательные и посмотрим, что у нас получится. Имена прилагательные даны в словах для справок. (Другой учащийся читает текст с именами прилагательными)
Учитель: Какой текст, на ваш взгляд, более яркий? Что сделало его таким выразительным? (Имена прилагательные)
Учитель: Какова же роль имён прилагательных в данном тексте? (Имена прилагательные конкретизируют, описывают предмет, указывают на его конкретные признаки)
Учитель: А сейчас я предлагаю вам выполнить это упражнение в своих тетрадях и подчеркнуть в полученном тексте имена прилагательные, которые вы вставили. Но перед нами сразу же встаёт вопрос, а как мы их будем подчёркивать. Мы с вами знаем, что у каждого члена предложения есть свой любимый отличительный знак: у подлежащего одна черта, у сказуемого - две, а как же мы будем подчёркивать имя прилагательное, ведь оно тоже будет являться членом предложения. Характер у имён прилагательных не прямой, как у подлежащего и сказуемого, а мягкий, напевный, перетекающий, как вода в весеннем ручейке. Поэтому и знак нам нужно придумать соответствующий. Ребята, ваши предложения. (Дети предлагают знаки, но останавливаются на волнистой линии)
Учитель: Правильно, ребята, именно так мы и будем в дальнейшем подчёркивать имена прилагательные. (Дети выполняют упражнение)
(Проверка проводится в парах)
Учитель: Если вы уверены в правильности выполнения задания, поменяйтесь своими работами с вашим соседом по парте. Если задание выполнено правильно, подарите ему свою улыбку. А если нет, то постарайтесь объяснить, в чём состоит его ошибка.
VII. Творческое воспроизведение знаний.
Учитель: Ребята, а вы никогда не задумывались, почему имя прилагательное назвали именем прилагательным? (Предположения детей)
Учитель: Правильно, ребята, потому что эту часть речи всё время прилагают, а вот к чему, к какой части речи ? (Предположения детей). Докажите свои предположения. (Дети доказывают свои предположения)
Учитель: Правильно, ребята, к имени существительному. И вместе с именем существительным оно составляет:..(словосочетание). Давайте составим с вами такое словосочетание. Произнесите отдельно существительное из этого словосочетания. Легко ли это получилось? Всё понятно? А теперь произнесите имя прилагательное. Что заметили? Давайте сделаем вывод. (Дети делают вывод)
Вывод: имена прилагательные без имён существительных не употребляются.
Учитель: Ну а сейчас я предлагаю вам внимательно прочитать правило на странице 64 учебника. Всё ли правильно мы сказали об имени прилагательном? Со всем ли вы согласны? Если да, то хлопните в ладоши, если нет, то поднимите руку. (Дети хлопают в ладоши).
Учитель: А эти аплодисменты показывают нам, что мы молодцы.
VIII. Самостоятельная работа.
3 записка.
Учитель: А теперь следующая записка. Наши части речи решили пригласить нас с вами в салон красоты. Но вот незадача, прилагательные на месте, а существительные опять спрятались. Поэтому сейчас нам предстоит трудная задача, найти каждому прилагательному пару, подходящее по смыслу имя существительное. (Работа выполняется на доске (в тетрадях - по вариантам))
1 вариант: | 2 вариант: | 3 вариант: |
Белый | синее | добрый |
большое | маленькие | красивые |
тяжёлая | доброта | прохладное |
синева | сладкая | душистая |
тёплые | громкий | лёгкий |
узкая | отзывчивый | белизна |
(Дети замечают, что в каждом варианте помимо имён прилагательных есть и имена существительные, называющие признак предмета)
Учитель: Докажите, что слова синева, доброта, белизна - имена существительные. (Дети называют основные признаки имён существительных: отвечают на вопрос что?, называют признаки предметов и качество).
Учитель: Но имена прилагательные тоже обозначают признаки предметов, значит, какой грамматический признак, из перечисленных вами, поможет нам различать имена существительные, называющие признак предмета, и имена прилагательные, обозначающие признак предмета? (Дети отвечают, что они отвечают на разные вопросы)
Учитель: Итак, мы только что с вами сказали,
что имена прилагательные обозначают признаки
предметов. Перечислите, пожалуйста, эти признаки.
(Ответы детей. В ходе работы дополняется схема
"Имя прилагательное": прилагательные
обозначают признак предмета:
(Оценивание работы и выставление оценок производят сами учащиеся, делая её анализ)
X. Развитие речи.
Учитель: Молодцы ребята, хорошо справились с заданием, а теперь ещё одна записка от наших частей речи.
4 записка:
Учитель (читает): "Именно сейчас, когда на улице ещё холодно и серо, хочется, чтобы побыстрее пришла настоящая весна и принесла с собой радугу весенних красок.".
Учитель: А вам, ребята, хотелось бы, чтобы именно сейчас к нам в класс вошла весна? (Ответы детей). Почему? (Ответы детей)
Учитель: И это волшебство в вашей власти. Я предлагаю вам побыть в роли настоящих волшебников. Сейчас мы нарисуем весну, но без карандаша и красок. А как вы сможете совершить такое чудо? (Ответы детей) Совершенно верно, вместо красок мы возьмём с вами наших новых друзей, имена прилагательные, и нарисуем чудесную весеннюю картину. (Дети придумывают текст о весне. Если времени на уроке достаточно, этот текст можно записать в тетрадях)
Учитель: Ребята, а какие имена прилагательные помогли вам точно нарисовать картину прихода весны? (Дети называют прилагательные, которые употребили в сочинённом ими тексте)
XI. Рефлексия.
Учитель: Ребята, а вы знаете, что у нашего настроения тоже есть свой цвет? Например, красный цвет обозначает радость, оранжевый - восторг, зелёный - спокойствие, а чёрный - грусть, тоску и плохое настроение. Выберите, пожалуйста, карточку, отражающую ваше настроение после сегодняшнего урока, и поднимите её вверх. У нас получится радуга нашего с вами сегодняшнего настроения. (Дети поднимают цветные карточки) Посмотрите, как получилось красиво!
XII. Домашнее задание.
Учитель: Имена существительные и имена прилагательные благодарят вас за интересную игру и в благодарность решили подарить вам подарок, чтобы вы не забыли сегодняшний день и наш урок. А что может быть лучшим подарком ученику? : Только домашнее задание! (Задание даётся на листках зелёного цвета)
1. Упражнение 77, страница 37 (рабочая тетрадь).
2. Творческое задание: сочинить стихотворение или загадку, или сказку об имени прилагательном.
XIII. Итог урока.
Учитель: Ну вот мы и поиграли с вами в прятки с частями речи. Очень скоро прозвенит звонок на перемену. А что может быть лучше перемены?....Только интересный и увлекательный урок.
- Понравился ли вам сегодняшний урок?
- Что нового вы на нём узнали?
- Что вы уже знали?
- Как работали?
- Что особенно запомнилось и понравилось на уроке?
- Что вы расскажете своим друзьям и родителям о сегодняшнем уроке?
- С каким настроением вы продолжите свой рабочий день?
- Ребята, мне было очень приятно с вами работать, надеюсь, что это взаимно.
XIV. Резерв.
- Подобрать имена прилагательные к именам существительным: мама, защитник (Отечества), учитель, друг и т.д. А какой ты? Ответ записать на листочках белого цвета.