Сочинение-рассказ по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка"

Разделы: Русский язык


Цель:

  • познакомить учащихся с особенностями построения рассказа;
  • привить навыки составления диалога;
  • обогатить речь учащихся словами, связанными с темой картины и средствами выражения замысла художника;
  • активизировать в речи слова композиция, колорит.

Ход урока

I. Рассказ о художнике.

Ребята, у всех вас есть в школе любимый предмет. Но у каждого он свой. А вот в отношении любимых оценок всё однозначно, нескольких мнений тут не существует: пятёрки любят все, двойкам не радуется никто. Особенно тяжело, когда двойки "сыпятся" одна за другой. Сегодня мы с вами как раз и поговорим о мальчике, который "опять" получил двойку. Такого мальчика изобразил на своей картине художник Ф.П.Решетников.

Известный художник Фёдор Павлович Решетников (род. в 1906г.) с юных лет увлекался рисованием. Ещё студентом Московского художественного института он плавал на легендарном корабле "Челюскин" и сделал там множество зарисовок. Вместе с другими героями - челюскинцами художник был снят с дрейфующей льдины отважными лётчиками и , возвратившись на Большую землю, написал несколько картин, посвящённых Арктике. В годы ВОв он был на фронте, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым. По окончании войны художник вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен становятся дети.

Мысль написать картину, с которой мы с вами сегодня познакомимся, родилась у Решетникова в школе, когда он сидел в классе, наблюдая за учеником, не выучившим урок. Художник живо себе представил, как встретят мальчишку с двойкой дома, и решил об этом написать картину. Многое задумал вложить живописец в эту маленькую будничную сценку. Двойка не случайность, она результат расхлябанности, неорганизованности. Прокатился на коньках, забыл про уроки - и вот приходится держать ответ за свою беспечность, краснеть перед родными, выслушивать упрёки. Особенно стыдно перед матерью, которой он не раз давал обещание хорошо учиться. Да, невесело домой приходить с двойкой!

Сам художник так описывает своего героя: "Светлая голова с хохолком на макушке, пухлые губы, живые, немного грустные глаза:" (демонстрация картины)

II. Беседа по картине

- Узнали героя? Действительно ли художник изобразил его таким же, как описывает?

- С помощью каких средств художник показал, что ученик - главный герой картины? (На переднем плане, хорошо виден на фоне голубовато-белой стены, на него падает свет из бокового окна, все присутствующие в комнате смотрят именно на него и невольно обращают наше внимание на главного героя)

- Как вы думаете, сколько лет мальчику? (9-10)

- Да, скорее всего мальчик именно этого возраста. Посмотрите внимательно на его сестру. Она в красном галстуке. Что означает этот галстук? (пионерка)

- Сейчас уже редко принимают в пионеры, а раньше, лет 15 назад, существовала пионерская организация. Считалось, что принятие в пионеры - большая честь. Совершалось это мероприятие в торжественной обстановке. Каждому повязывался красный галстук. Естественно, к пионерам предъявлялись особые требования. Почти все стремились как можно быстрее быть принятыми в пионеры, чтобы с гордостью носить галстук. Принимали в пионеры после третьего класса. Мальчик, который изображён на картине, ещё не пионер. Значит, как вы правильно заметили, ему 9 лет.

- Какие бы вы слова подобрали для описания внешнего облика, одежды мальчика? (лицо круглое, румяное, раскрасневшееся от мороза; видно долго он гулял после школы на улице, ведь часы на стене показывают уже 10 минут 4го. Получил двойку, а всё-таки сразу домой не поторопился, побежал с ребятами на каток.

Во внешне облике мальчика привлекают оттопыренные уши и торчащие хохолком белобрысые волосы. На нём видавшее виды зимнее пальто с рыжим лисьим воротником, из-под пальто виднеется школьная форма, тёмно-серые брюки. Чёрные ботинки ясно выделяются на фоне светло-коричневого пола)

- Что вы можете сказать о выражении его лица и позе?

(Мальчик словно застыл на пороге комнаты, не может двинуться с места от огорчения. Он стоит, опустив голову, ни на кого не глядя. Ему стыдно смотреть в глаза матери, совестно перед старшей сестрой, досадно, что маленький братишка смеётся над ним. Лицо у него грустное, виноватое, глаза опущены, брови сдвинуты, кажется, он вот-вот расплачется)

- О чём говорит "бывалый" портфель мальчика?

многом говорит старый, потрёпанный, весь в трещинах, порыжелый портфель. Видно не раз он побывал в боях, служил мячом и санками своему хозяину. Из портфеля, небрежно перевязанного, торчат блестящие коньки. Они-то, пожалуй, и явились причиной двойки. Увлекся, заигрался в хоккей и забыл про уроки. Худ-к не случайно так отчётливо на переднем плане изобразил портфель. Эта деталь говорит о многом. Взглянешь на портфель с коньками и сразу поймёшь причину двойки третьеклассника.)

- Как относятся к появлению школьника с двойкой сестра и мать?

(с тревогой и укором смотрят на мальчика, очень расстроены. Особенно огорчилась мать.)

- Как художник показал огорчение матери?

(мать сидит на стуле, стиснув до боли руки.Она с немым упрёком смотрит на сына. В её взгляде выражается боль и отчаяние.)

- Опишите одежду матери.(розовая кофта, тёмная юбка, красный передник, который сразу привлекает внимание, п.ч. остальные цвета картины блёклые)

- Как вы думаете, что хотел показать этим ярким, тёплым цветом художник? (подчеркнуть сочувствие матери героя)

- Что выражает взгляд и поза сестры? (осуждение, неодобрение, она возмущена. Не понимает, как можно так относиться к учёбе. Она противопоставлена: аккуратная, подтянутая, стоит, чуть склонив голову, и внимательно, требовательно смотрит на брата)

- Где изображена сестра? Хорошо ли её видно? (в глубине комнаты, на фоне открытой двери так, что свет, падая из окна, хорошо освещает её фигуру. Из-за этого она хорошо видна, хотя и изображена на заднем плане картины)

- Встречает ли кто-нибудь ученика с радостью, несмотря на принесённую двойку? (пёс с радостным визгом бросился к хозяину, но тот так огорчён, что не замечает даже любимую собаку)

- Как вы думаете, есть ли у этого мальчика возможность учиться?

(Да. Это видно по обстановке. Дома чисто, уютно. Стол накрыт белой скатертью с жёлтой каймой, на полу большой бордовый ковёр. В открытую дверь видна смежная комната, на стене которой висит большая географическая карта полушарий.)

- Подумайте, какова основная мысль картины?

(невесело приносить домой двойки)

Какими же художественными средствами автор выразил основную мысль картины? (расположение фигур, опред. поза, выражение лиц, сочетание различных цветов, освещение)

Естественно, огромное значение имеет расположение фигур на полотне, называется это композиция (зап. на доске). Ф.П.Решетников расположил героев так, что каждый, находясь на своём месте, хорошо виден, и в то же время все действующие лица связаны одним общим переживанием. об этом говорят их позы, выражение лиц. Раскрытию замысла художника помогают и краски. Колорит картины - соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета. Здесь, на картине, он неяркий, скромный. Как вы думаете, почему?

( речь идёт не о праздничном событии, о будничном дне)

- По-другому, вместо "неяркие, серые" мы можем сказать "приглушённые". Найдите на картине и назовите предметы, изображённые несколько приглушёнными красками.

(голубовато-серые стены, светло-коричневый пол, зеленоватое, болотного цвета пальто ученика, коричневая форма девочки, белая скатерть, дверь белая:)

- Только фартук матери выделяется ярким красным пятном. Представьте картину без красок. Мы бы, конечно, поняли, что происходит в комнате, но характеристики действующих лиц побледнели бы, исчезло бы настроение напряжённости - картина потеряла бы свою выразительность.

- Понравилась ли картина? Чем?

III. Словарно-стилистическая работа.

Составить с/с и предложения со словами композиция, колорит. Удачные записать.

Синонимы к слову огорчить (опечалить, расстроить)

IV. Составление рассказа.

- Мы с вами говорили непосредственно о картине. А сейчас давайте представим себе, что же происходило до момента, изображённого на картине и после. Т.е. нам надо составить рассказ. Но для этого надо дать имена всем героям.

- Нужны ли нам ещё какие-нибудь герои, кроме тех, которых мы видим на картине? (можно ввести учителя)

- Последнее, что мы должны сделать, - это придумать название рассказа.

Попробуем начать.

Уже давно наступило утро. С. посмотрел на часы и понял, что опять опаздывает. Надо вставать и идти в школу. А как не хочется! С. выглянул в окно. Снега на дворе за ночь намело ещё больше, чем вчера. Сейчас бы взять коньки да и на каток! С. уже представил себя скользящим по гладкому льду. Но тут мама опять позвала его:

- С., поторопись, а то опоздаешь.

Медленно и нехотя С. выходил из комнаты, и вдруг глаза сами остановились на коньках.

- А прокачусь-ка я хотя бы разок по дороге в школу, может и не опоздаю.

С.быстро выскочил из квартиры, сунув коньки в портфель. Он сегодня не успел позавтракать, забыл попрощаться с мамой. Затуманили ему голову коньки.

Прибежал С. на каток, надел коньки и тут понял, что долго их снять не сможет. И конечно же, он опоздал на первый урок:

V. Беседа об особенностях построения рассказа.

- Молодцы! У нас получился замечательный рассказ. Что же лежит в основе каждого рассказа? Вспомните основную мысль картины.

- Т.о., на картине изображён определённый эпизод - получение двойки, в основе - история о том, как мальчик получил двойку. Этот случай мы и взяли за основу рассказа.

- Вы помните, с чего мы начали наш рассказ? (не хотел идти в школу)

- Мы говорим, что в основе рассказа лежит эпизод получения двойки. Значит, именно с того момента, как мальчик получил двойку, завязалось действие, и мы стали следить за развитием действия. Это завязка. Всё, о чём говорилось до этого - экспозиция, т.е. действие, предшествующее завязке. Часто в экспозиции рассказывается и о месте, в котором происходит действие, и о времени, в которое всё совершается.

- Что мы узнаём дальше?(ощущения мальчика)

- Самый напряжённый момент в развитии действия - это кульминация.

В рассказе кульминацией является приход мальчика домой. Чьего осуждения больше всего боится мальчик?

- С. больше всего боится не того, что на него будут кричать, а того, что с ним не будут разговаривать. И вот когда мальчик решает измениться, этот момент в развитии событий называется развязкой.

- Завязка, кульминация, развязка - обязательные элементы любого рассказа, а вот экспозиция есть не везде , но у нас она получилась.

VI. Представьте, что вы писатель. Не забывая, по каким законам строится рассказ, придумайте свой по картине. Озаглавьте его. Или расскажите о том, как вы сами однажды получили двойку.