Открытый урок по русскому языку "Путешествие в страну языкознания"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по изученным частям речи.

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • проверить прочность усвоения темы “Части речи”, умение употреблять их в речи;
  • расширить знания учащихся о лексическом значении имен существительных, имен прилагательных и глаголов;
  • обогатить словарных запас детей новыми словами, фразеологическими оборотами;
  • закрепить орфографические навыки правописания изученных правил.

2. Развивающие:

  • развивать учебно-интеллектуальные умения учащихся (сопоставлять, устанавливать сходства и различия, делать выводы);
  • развитие коммуникативных способностей учащихся.

3. Воспитательные:

  • воспитывать отношения делового сотрудничества, интерес к предмету;
  • воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, дружбы как нравственных начал человека;
  • формирование культуры учебного труда и взаимопонимания.

Ход урока

I. Организационный момент.

(слайд)

Сегодня мы с вами совершим путешествие по большой стране “Языкознание”.

(слайд)

(слайд)

(слайд)

И действительно это так. У каждого человека есть Родина, и каждый любит её. Наш с вами родной язык – это русский язык. Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Благодаря русскому языку, вы можете учиться, трудиться, добиваться успехов, открывать для себя каждый день что–то новое. Я надеюсь, и сегодня мы с вами узнаем, что-то новое и повторим раннее изученное. Итак, в путь.

Обратите внимание на карту нашего пути.

1. Начнём наше путешествие с королевства фонетики.

- Что такое фонетика? (слайд)

а) Что мы видим?

– Чем звук отличается от буквы? Распределите на группы? По какому признаку?

Гласные – (обозначающие твёрдость и мягкость),:

Согласные – (твёрдые и мягкие, парные и непарные)

б) Составьте из букв слово (замок) Что нужно сделать, чтобы получилось слово с другим значением? (поставить в другое место ударение).

в) Какие знания необходимы, чтобы не допустить ошибку в фонетическом разборе слова? ( 2 звука– на первом месте, после гласной, после ь)

Яша – (собственное) – 3 буквы, 4 звука, 2 слога, не переносится.

На пути мы будем встречать проблемы, которые нужно решить. Вот и первая проблема: узнать слово, используя знания.

(слайд)

Проверка (слайд) слово – лиса.

Вывод: ребята, так какие нужны знания в этом разделе….( о звуках, буквах, слоге и роли ударения.)

2. Продолжаем наше путешествие и следующая остановка в царстве словообразования.

(слайд)

Что же такое словообразование?

Что входит в состав слова? Из чего состоит основа?

(слайд)

Как называются слова, которые имеют общий корень? (однокоренные)

(слайд)

Вывод: для чего нужны знания науки словообразования?

3.А мы продолжаем наше путешествие, и ждёт нас наука….(морфология и синтаксис)

(слайд)

Что они изучают? Какие части речи мы изучили?

Что вы знаете о имени существительном?

Постоянные признаки:( собственное или нарицательное, одуш. или неодуш., род, склонение,

Непостоянные: (падеж, число.) В предложении может быть подлежащим, дополнением, обстоятельством.

(6 слайдов)

Проведём блиц – опрос:

Вывод: как называется наука, изучающая части речи?

(слайд)

Что заметили интересного в этих словах? Что их объединяет? (качества, присущие человеку, а также, что эти слова относятся к одной части речи – существительное)

Что ещё заметили? (прилагательное) Образуйте от этих слов – прил.

Что вы знаете о прилагательном? Что можно определить (падеж, число, род в ед. ч) По чём это можно определить?

(слайд)

Определить падеж у прилагательных:

У ближнего озера, ( Р.п.), в тёплый день, ( В.п.), по морскому берегу, (Д.п.), с голубого неба,( Р.п.), под проливным дождём.( Т.п.).

Вывод: Что нужно знать для того, чтобы правильно написать окончания прилагательных? ( уметь задавать вопросы, определять род и падеж)

(3 слайда) гимнастика для глаз

Физкультминутка

“Чтоб все выполнить заданья,
Чуть-чуть нам надо отдохнуть.
Ну, ребята, дружно встанем.
Надо косточки встряхнуть.
Руки вверх, назад прогнулись.
Сейчас сделаем наклоны
Все к упражнению готовы?
1, 2, 3, 4, 5.
Вместе будем мы шагать
Тихо все на месте сядем
И закроем глазки
Вспомним все, что повторяли,
Без моей подсказки.

4. Вспомнили? Теперь внимание, новое задание.

Какая часть речи можно поставить на второе место?

Что вы знаете о глаголе? Постоянные признаки: ( вид, спряжение) Непостоянные (число, время, лицо, род– у прош.вр.)

Интересная часть речи в русском языке живет.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет, иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам глагол!

(слайд)

– Вставьте пропущенные буквы и определите спряжение:

Смотр.т,(2) брызн.т,(1) утон.т,(1) посад.м, (2)

пиш.шь,(1) вид.ть-(2) искл.

Глаголы-исключения: (гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, их на – Е спрягать нельзя)

– Морфологический разбор слов:

Выпишите слово, у которого можно определить род.

Срубил – глаг., срубить, соверш.вид, 2 спряж., ед.ч., прош.вр., 3л ицо, м.р.

Пишу – глаг., писать, несов.вид, 1 спр., ед.ч., наст.вр., 1 лицо.

Нарисуешь – глаг., рисовать, соверш.вид, 2 спр., ед.ч., буд.вр., , 2 лицо.

Как пишется не с глаголами? (без не не употребляются– ненавидеть, неволить)

Вывод: наука, изучающая части речи называется – морфология.

Для чего нужно знать?

(слайд)

Что изучает синтаксис? Какие знания нужны, чтобы написать правильно предложения?

Подчеркните члены предложения и определите части речи:

Солнце высоко стояло на чистом небе.
Мы знаем красивое местечко в лесу.

Какие части речи, которые встретили, в предложении мы изучали?

(наречие, предлог).

Что мы знаем о наречии? От каких частей речи можно образовать наречие?

Как пишутся предлоги со словами? Как определить, что это предлог?

Вывод: нужны знания, чтобы посещать это царство?

(слайд)

Немаловажную роль играет дворец пунктуации. Какие знания здесь необходимы? Чтобы правильно и без ошибки написать предложения и расставить знаки препинания.

Проверка – (слайд)

Ребята, а что такое – антонимы? Это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

Творческая работа: составить простое предложение. И сложное.

А синонимы? Слова, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи.

Раздел, который изучает словарный состав языка – лексика.

Белый – чёрный, кривой – прямой, грустный – весёлый.

Смелость – храбрость, боязливость – трусость, работает – трудится

А сейчас я проверю, какие вы внимательные.

Проверка (слайд)

Продолжаю наблюдать. По какому признаку объединены слова в строке?

1 строка – написание мягкого знака после шипящих.
2 строка – звонкая и глухая согласная в корне слова и на конце.
3 строка – безударная гласная в корне слова.

1 а) – редиска; б) лук; в) – капуста; г) репа; д) – мак.
2. а) отара – овец, б) стадо – коров, г) стая – волков, д) свора – собак.

В – ?

(слайд)

За полные ответы, за активное участие, за знания, я хочу подарить вам медальки “Знатоков русского языка”.

Карточки к уроку (парами)

Карточки-индивид.

Медаль

Презентация