Открытый урок "Просвещение и музыкальное искусство России"

Разделы: Музыка


Тема: Просвещение и музыкальное искусство России.

Тип урока: Урок ознакомления.

Форма урока: Урок-диалог.

Задачи урока:

  • Создать атмосферу восприятия искусства эпохи Просвещения
  • Дать понятие художественного образа эпохи Просвещения
  • Развивать способности к анализу выразительных средств музыкального искусства
  • Развивать навык слушателя, зрителя

Методы урока:

  • Метод взаимодействия различных видов искусства (музыка, живопись, поэзия, архитектура)
  • Метод погружения в искусство
  • Материально-техническое обеспечение урока:
    Магнитофон
    Диапроектор
    Проигрыватель СД
    Медиапроектор

Ход урока

Не отвержи мене во время старости…
Псалом 70

Орфей реки Невы
Из стихотворения XVIII в,,
посвященного Бортнянскому

Учитель: XVII век в русской художественной культуре находится как бы «на стыке» двух больших эпох. По словам известного учёного академика Д.С.Лихачёва, он образует «мост между древним и новым периодом русской литературы».Такое же пограничное положение занимает XVII век и в истории русской музыки. Это была пора последнего пышного цветения древнерусской певческой традиции – так называемого знаменитого распева и различных производных от него типов – и одновременно утверждения новых форм многоголосного гармонического пения (партесное пение), основанного на совершенно иных композиционных и эстетических предпосылках.

Вспомним, как звучат знаменитый распев и партесное пение и пробуем определить соответствие музыки и изображений на экране:

Фрагмент 1 – ЗНАМЕНИТЫЙ РАСПЕВ XVII века «Отца и сына»

Фрагмент 2 – Партесный концерт В.Титова «Не умолчи, не умолчи никогда, Богородице»

Икона «Спас Нерукотворный»

Церковь Троицы в Никитниках

Предполагаемые ответы:

  • Одноголосное знаменитое пение созвучно иконописи. Оно как бы одномерное и плоскостное.
  • Партесное многоголосие подобно храму стиля барокко с его характерным праздничным мироощущением, в нем возникает чувство движения, света, пространства. Его фактура пышная, многослойная.

Учитель, опираясь на ответы учащихся, делает вывод: распространение в богослужении России в XVII веке партесного пения приближает слушателя к светской бытовой песенности.

Обратим внимание на заранее подготовленную на доске схему:

Итак, духовный концерт – сочинение из 2-х или 3-х частей, которая не всегда укладывается в строгие рамки православного богослужения (текст хорового концерта представляет собой свободную комбинацию строф из псалмов). Поэтому он относится к духовной, но не к строго церковной музыке.

Прослушаем 2 фрагмента хоровых концертов двух авторов. В них есть много общего, но есть и различия. Нам необходимо определить принадлежность музыки авторам, с которыми мы сегодня познакомимся.

Фрагмент 1. Березовский М. – Концерт для 4-х голосного хора «Не отвержи меня во время старости». Ч.1

Фрагмент 2. Бортнянский Д. – Концерт для хора «Живые в помощи Вышняго, в крови Бога небесного». Ч.2

Входит 1 учащийся (заранее подготовленный) с томиком Данте. Читает: «Нет большей скорби, чем вспоминать счастливые времена в страданиях...».

Задумчиво продолжает: «Меня зовут Максим Созонтович Березовский. Мне 32 года. Я родился в 1745 году в городе Глухове. Учился в Киевской академии и придворной певческой капелле в Петербурге. В 1765-1774 жил в Италии. В 1771 выдержал экзамен в Болонской филармонической академии на звание акдемика-композитора. Автор оперы «Демофонт». По возвращении в Россию был причислен к Придворной капелле без определенной должности. Постоянная нужда, невозможность найти применения своим творческим силам привели к душевному кризису».

«Не отвержи меня во время старости, когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня. Ибо враги мои говорят против меня, и подстерегающие душу мою советуются между собою, говоря: «Бог оставил его; преследуйте и схватите его, ибо нет избавляющего». Боже! Не удаляйся от меня; Боже мой! Поспеши на помощь мне».

Входит 2 учащийся. На экране слайды: картины Левицкого Д.Г., скульптурные работы Шубина Ф.И.

Читает:

«Не без дел мне жить любезно:
Что для общества полезно
Здесь удобней, возглашу!»

Далее продолжает: «Меня зовут Дмитрий Степанович Бортнянский. Мне 74 года. Я родился в 1751 годй в городе Глухове. Обучался пению и теории музыки в Придворной певческой капелле в Петербурге. 10 лет жил за границей. В Италии были поставлены мои оперы «Креонт», «Алкид», Квинт Фабий». По возвращении в Россию был назначен капельмейстером, затем директором Придворной певческой капеллы.

Работал также при дворе наследника Павла Петровича. Моя судьба сложилась счастливо, меня полюбили сразу. Почти все мои сочинения изданы.

Еще целых 48 лет после моей смерти меня будут называть «Орфеем реки Невы». Музыковеды считают, что в моей музыке запечатлен уверенный в себе и щеголеватый «Екатеринин век». А Гектор Берлиоз, французский композитор-романтик, приехав в 1847 году в Россию, напишет в одной из своих статей по поводу моего концерта в Придворной певческой капелле: «Эти произведения отмечены редким мастерством..., полнозвучностью гармоний и, что совершенно удивительно, необычным расположением голосов, великолепным презрением ко всем правилам, перед которыми преклонялись как предшественники, так и современники Бортнянского, и в особенности итальянцы, чьим учеником он считался».

Ответ учащихся на поставленный вопрос формируется из сравнения различного содержания 2-х концертов (как отражение 2-х различных судеб России) и общности принципов русского классицизма (гуманистические идеи своего времени).

Отмечены следующие музыкально-выразительные средства в произведениях обоих композиторов:

  • Строгая законченность формы.
  • Уравновешенность частей произведения, их пропорциональность.
  • Скульптурность музыкальных образов.
  • Сдержанность чувств и ясная логика.

После определения авторства оба хоровых концерта названы, вновь звучат фрагменты 1 и 2.

Для закрепления темы урока и формулировки общего вывода, учащимся предлагается следующее задание: - определить какому композитору принадлежат строки, характеризующие его стиль или его произведения.

На основе проделанной работы и зачитанных соответствий сами приходят к выводу урока:

  1. В России в XVIII веке ещё не сформировались традиции сочинения для оркестра, и хоровые концерты играли ту же роль, что и крупные инструментальные произведения в европейской музыке.
  2. Хоровая музыка XVIII века выходит за рамки церковной и становится профессиональной.
  3. Тематизм отражает черты открытого человеческого чувства (скорби, одиночества, трагизма, счастья и покоя).
  4. Внимание к внутреннему миру человека, его роли в окружающей действительности, определение собственной судьбы – как итог и главная задача искусства Просвещения.
  5. Значение великих творений искусства Березовского и Бортнянского созидательно и бессмертно.

Библиография.

  1. Горчаков Н. Режиссерские уроки Станиславского – Москва. Искусство. 1952г.
  2. Келдыш Ю. Очерки и исследования по истории русской музыки. – Москва. Советский композитор. 1978г.
  3. Музыкальная энциклопедия. т.1 – Москва. Советская энциклопедия. 1973г.
  4. Предтеченская Л. Мировая художественная культура. 10-11 классы. Программа для общеобразовательных учреждений. – Москва. Просвещение. 1995г.
  5. Предтеченская Л. Методические рекомендации для преподавания МХК – Москва. ООО «Фирма МХК». 2000г.
  6. Рапацкая Л. Русская художественная культура. – Москва. Владос. 1998г.
  7. Рябцев Ю. История русской культуры. – Москва. Владос. 1997г.