Открытое занятие по предмету "Мастерство актёра": "Актерский тренинг: внимание и память"

Разделы: Внеклассная работа


Цель урока: закрепить знания детей о актёрском тренинге на развитие внимания и памяти.

Оборудование:

  • Муз.центр;
  • СД диски;
  • стулья.

План

  1. Вступительное слово.
  2. Что такое сценическое внимание и память.
  3. Упражнения на развитие внимания и памяти.
  4. Этюды на воспроизведение домашней работы по памяти.
  5. Обсуждение: выявить насколько правдоподобны действия детей.
  6. Рефлексия.

Ход занятия

Здравствуйте! Сегодня мы лучше узнаем, что же такое сценическое внимание и память. И для чего они нужны актёрам любительского и профессионального театра.

На сцене много объектов, которые находящийся на сцене актёр, должен держать в поле зрения. Нужно быть внимательным к своему партнёру, уметь оценить то, что увидел и услышал, уметь мгновенно переключаться с одного объекта на другой и оценивать его. При точном выполнении всех задач, героям некогда думать о зрителе, который всегда вводит нас в смущение. Актёру необходимо иметь хорошую и разностороннюю память.

Все основные виды памяти: наглядно–образная, словесно–логическая, смысловая, эмоциональная и двигательная – нужны для запоминания пьесы в зрительных, слуховых и осязательных представлениях. Внимание и память должны самопризвольно наблюдать и отмечать ошибки, как только тело выполнит неверные, с точки зрения логики, движения, контроль над тем, что происходит на сцене, позволяет актёру понимать происходящее и верно реагировать на него, каждый раз как бы заново проживать события пьесы. Я предлагаю вам несколько упражнений на развитие внимания и памяти:

“Сыщики”. Каждый участник выполняет какие-либо физические действия, одновременно незаметно наблюдая за одним из других участников игры. Через 1–2 минуты педагог предлагает угадать, за кто за кем наблюдал. Наблюдающие должны перечислить действия, которые выполнял их “подозреваемый”.

Шоу мода”. Участники делают себе одну или две модных детали одежды и демонстрируют их. Затем выходят за дверь и меняются деталями одежды. Задача зрителей: вернуть модельеров в исходное состояние и сказать, кто и во что был одет.

“Упражнение с предметами”. Водящий произвольно раскладывает на столе несколько предметов ( это могут быть карандаш, тетрадь, часы, монета, клей ПВА, ручка, линейка и т.д.) Играющий внимательно смотрит на стол в течение 10–15 секунд, затем отворачивается. Водящий в это время заменяет 1 предмет на другой, 2 предмета меняет местами. Задача игрока: вернуть все предметы на свои места.

“Передай позу”.Дети сидят на стульях в полукруге и на полу по–турецки с закрытыми глазами. Водящий придумывает позу, показывает её первому игроку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего игрока с позой, показанной водящим. Детей обязательно надо поделить на исполнителей и зрителей.

“Дружные звери”. Дети распределяются на три группы: медведи, обезьяны и слоны. Затем водящий называет поочерёдно одну из команд. Дети должны одновременно выполнить 1, 2, 3 своих движения, придуманных водящим. Например: медведи топнуть одной ногой и враскачку обойти вокруг себя; обезьяны – подпрыгнуть и почесать себе затылок, слоны – поклониться и помахать хоботом. Можно выбирать любых животных и придумывать любые движения. Главное, чтобы каждая группа выполняла свои движения синхронно, общаясь только взглядом.

“Печатная машинка”. Между детьми распределяются буквы алфавита, причём некоторым детям достаются по 3 буквы. Ведущий произносит любую фразу. Дети хлопками печатают её, отделяя слова между собой общим хлопком.

Упражнения и этюды. Водящий предлагает принять участникам определённую позу и оправдать её.

  1. Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты действий: кладу книгу на полку, достаю конфету из вазы, вешаю куртку, украшаю ёлку и т.д.
  2. Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперёд. Ищу под столом ложку, наблюдаю за гусеницей, кормлю котёнка, натираю пол и т.д.
  3. Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку, рисую мелом и т.д.
  4. Наклониться вперёд. Завязываю шнурки, поднимаю платок, срываю цветы.

Давайте проведём традиционную ритмическую разминку: встанем в общий круг, каждый из вас придумывает и исполняет какое-либо физическое действие или ритмическое движение, все повторяют его 4 раза. А затем водящий, хлопнув в ладошки, передаёт эстафету следующему игроку по часовой стрелке.

(Звучит ритмическая музыка. Дети под музыку выполняют различные движения и физические действия).

А теперь давайте проверим ваше домашнее задание. Вам нужно по памяти произвести различные виды домашней работы без использования предметов реквизита. Я разрешаю вам только обозначить место действия, используя сценическую выгородку. Итак, начинаем.

Этюды: “Шью юбку”, “Топлю печь”, “Кормлю цыплят”, “Мою посуду”, “Мою окно”, “Подметаю пол”, “Стряпаю пирог”.

Обсуждение: Выявить насколько правдоподобны действия детей, их вера в предлагаемые обстоятельства, верна ли зрительная и внутренняя память.

Вывод: Мы сегодня поработали с вами над понятием память и внимание. Причём в понятии внимание отработали его 1 часть: внесценическое внимание – способность подмечать характерные чёрточки в окружающей нас жизни, перерабатывать их в своей душевной творческой лаборатории и затем воплощать их на сцене.

Хочу отметить, что вы стараетесь овладеть этими понятиями довольно успешно. Работа продолжается и те из вас, кто немного отстал в своих умениях, ещё могут нагнать остальных.

Запишите д\задание: понаблюдать за повадками домашних животных и придумать этюд: “Этюд из жизни моего домашнего друга”

Рефлексия: Что нового мы сегодня узнали? Кто хорошо работал? Давайте поблагодарим друг друга аплодисментами. Урок окончен. Всего доброго.