Пояснительная записка.
Победа, да, Победа!
Неслось со всех сторон,
От нас, войны не знавших,
Спасибо и поклон!
Шестьдесят пять лет назад победоносно закончилась Великая Отечественная война советского народа с фашистскими захватчиками. Тяжкие испытания, выпавшие на долю нашей Родины, затронули каждую семью. Дорогой ценой досталась нам победа над лютым и коварным врагом. Во имя её сложили головы миллионы наших соотечественников. Победу ковали не только фронтовики, но и труженики тыла. В те грозные годы под лозунгом «Всё для фронта, всё для победы!» вместе с взрослыми не покладая рук трудились и многие дети.
У меня самая мирная профессия - учитель. Вот уже более 13 лет я учу ребят труду, помогаю им создавать своими руками красивые и полезные вещи. Всё это им пригодится в жизни. Обязательно нахожу время, чтобы побеседовать с учениками о добросовестном отношении к труду, уважении к окружающим, ответственности, бережливости. Особая тема - любовь к Родине, стремление сделать её богаче и краше, готовность, если понадобится, встать на её защиту. Вместе мы решили посвятить замечательному празднику Дню Победы творческие проекты – подарки ветеранам войны нашего села. А для этого изготовить открытки, чехлы для мобильных телефонов в стиле вышивки атласными лентами. Чехлы для мобильных телефонов очень похожи на кисеты военного времени. Из разговоров с ветеранами - тружениками тыла мы услышали, что они, будучи детьми, отправляли на фронт письма, открытки, кисеты, тёплые вещи. И нам захотелось сделать им свой подарок.
Методические рекомендации.
Начинать подготовку к изготовлению подарка надо заранее. Девочкам предлагается на листе бумаги дома составить эскиз рисунка, купить атласные ленты шириной 5 мм разных цветов длиной по 2 м.
Учитель готовит ткань и иглы для работ, составляет технологическую карту изготовления открытки или чехла, готовит рамку для открытки. Техника вышивания должна быть несложной, доступной.
Особое внимание следует уделить оформлению кабинета. Можно украсить класс плакатами и рисунками о войне.
Вовремя подготовленное оборудование, красиво украшенный класс - всё это залог успеха с любовью выполненной работы.
Тема урока: «Поздравительная открытка ко Дню Победы».
Цель: изготовить поздравительную открытку ветерану Великой Отечественной войны, используя технику « Вышивка атласными лентами».
Задачи: формирование знаний, умений при выполнении вышивки атласными лентами; развитие творческого мышления, эстетического вкуса; воспитание осознанного чувства патриотизма, уважительного отношения к ветеранам; воспитание самостоятельности, аккуратности, бережливости, ответственности за выполненную работу.
Тип урока: урок - мастерская.
Методическое обеспечение: картон, рамки из цветного картона, образцы открыток, ножницы, портновские мелки, инструкционные карты, компьютер, магнитофон.
Используемые общеобразовательные технологии: личностно – ориентированная, сотрудничества, компьютерная, технология метода проектов.
Методы проведения урока: беседа с объяснением нового материала, проектная работа учащихся, показ наглядных материалов, демонстрация трудового приёма.
Межпредметные связи: история, изобразительное искусство, литература.
Ход урока
1. Организация урока.
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Музыкальный фон: мелодия песни «Синий платочек».
Слово учителя (погружение в тему урока):
- Сегодня мы с вами поговорим о Великой Отечественной войне, о тружениках тыла и изготовим для них подарки. В то время, когда советские воины героически сражались с врагом на фронте, труженики всей страны от мала до велика ковали победу в тылу. Все необходимые производства в короткий срок перевели на военный режим. В первые военные месяцы только в Архангельске 11 школьных помещений были переданы под госпитали. Учащимся приходилось заниматься в 2-3 смены. Школа оказывала огромную помощь производству. Вместе со всем народом ученики собирали средства на постройку танков и самолётов, вкладывали в фонд обороны Родины. Учащиеся Архангельска приносили в госпитали цветы, картины, настольные игры, собирали посуду, мыли полы и окна. Сотни учеников ежедневно читали раненым газеты, книги, писали письма. Школьники создавали тимуровские команды, вели переписку с фронтовиками. Учащиеся посылали им тёплые вещи, кисеты, открытки, письма. Так многообразно было проявление великого чувства единства, которое сплачивало фронт и тыл, тружеников колхозных полей, рабочих и воинов. О том, как дорог подарок воину-фронтовику рассказано в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин».
- Ученица читает отрывок из поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин» (глава « О потере»).
О потере
Потерял боец кисет,
Заискался,- нет и нет,Говорит боец:
-Досадно.
Столько вдруг свалилось бед:
Потерял семью. Ну ладно.
Нет, так на тебе – кисет!Запропастился куда – то,
Хвать – похвать, пропал и след.
Потерял и двор и хату.
Хорошо. И вот – кисет.Кабы годы молодые,
А не целых сорок лет…
Потерял края родные,
Всё на свете и кисет.Посмотрел с тоской вокруг:
- Без кисета как без рук.
…………………………
Потерять семью не стыдно, -
Не твоя была вина.
Потерять башку – обидно,
Только что ж, на то война.Потерять кисет с махоркой,
Если некому пошить,-
Я не спорю, - тоже горько,
Тяжело, но можно жить,Пережив беду-проруху,
В кулаке держать табак…
Но Россию, мать-старуху,
Нам терять нельзя никак.
Слово учителя:
- А ваши бабушки, дедушки рассказывали о подарках, которые отправляли на фронт из тыла?
Ответы учащихся:
Света: «Моя бабушка, Постникова Мария Григорьевна, помнит, что её бабушка, то есть моя прапрабабушка, помогала фронту – вязала носки, шила рукавицы».
Вика: «Вспоминает Крачкова Нина Григорьевна, моя бабушка. Шили кисеты из красной материи и вышивали на них слова: «За Родину!», «Бейте врагов!», «На войну пошли за победой»… Когда бойцы получали кисеты, то угощали друг друга табаком, сравнивали, у кого крепче».
Юля: «Когда началась война, мой дедушка был ещё маленький, ему было 5 лет. Но он помнит, что его мама отправляла на фронт носки».
Галя: «Моя бабушка помнит, что вещи отправляли через военкомат. В посылки вкладывали тёплые вещи, рукавицы, носки, кисеты, даже махорку. Бойцы разыгрывали кисеты, кому достанется самый красивый».
Стихотворение «Подарки тыла» Л. Решетникова читает ученица
Не от коптилки, не от печки жарко
В завьюженной землянке старшины:
Сегодня здесь вручают нам подарки –
Привет родной далёкой стороны.
Далёкий тыл, сибирский да уральский,
Шлёт мёд и сало, письма и носки.
Теперь не страшен нам мороз февральский,
Лишь не было б остуды от тоски!
Вот мой сосед дарёною махоркой
Чадит и видит – ты его пойми! –
Свой дом за далью дальнею, под горкой,
Родимый дом с женою и детьми.
И я себе кисет прибрал атласный,
Одной уральской девушки шитьё.
Пусть не курю, - мой выбор не напрасный:
Меня прельстила карточка её…
(слайд 1,2,3, приложение).
- Мы с вами сегодня изготовим открытки ветеранам в знак нашей признательности, благодарности. Открытки необычные – на них вышивка атласными лентами.
- Шелковые ленты и тесьма, применяемые для отделки, прочно вошли в нашу жизнь. Такая вышивка имеет свою историю.
Сообщение ученицы:
С давних времён узкие полоски применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски тканей, чтобы « оживить» свой образ. В Средние века в Италии лентами уже декорировали спинки стульев и балдахины. Король Франции Людовик XIV украшал лентами, унизанными драгоценными камнями, даже свою обувь. Именно тогда во Франции и появилась вышивка атласными лентами. Расцвет этого искусства пришелся на 70-е годы 19 столетия. К тому времени вышивку можно было увидеть не только на платьях, но и на зонтиках, абажурах, стёганых одеялах, безделушках и шляпах. После второй мировой войны интерес ко всем видам рукоделия стал снижаться. Но в течение двух последних десятилетий началось возрождение вышивки.
Слово учителя:
- Шить шелковыми лентами необычайно занимательно. Особенность этой техники вышивки в том, что она придаёт рисунку объёмность. Изучив швы, можно создать своими руками красивые вещи. При шитье шелковой лентой используются острые иглы, ведь они должны свободно входить в ткань, не образуя при этом неэстетичных затяжек. Ушко иглы должно быть удлиненным, чтобы можно было легко вдеть ленту и она, не скручиваясь, скользила по нему. Ленточки можно использовать шириной от 3 – 12 мм. Для основы – ткань: сатин, плис, шифон, джерси…Красота вышивки в большей части зависит от гармоничного сочетания ткани и ленты.
- На ваших столах лежат инструкционные карты, по которым мы с вами начинаем работать. Перед началом работы повторим ПТБ при работе с иглой и ножницами.
2. Выполнение практической работы. (слайды 4–7, приложение)
Учащиеся, пользуясь инструкционной картой, выполняют проект под руководством учителя.
Инструкционная карта выполнения открытки
№ п/п |
Последовательность выполнения операции |
Схема |
Инструменты и приспособления |
1 |
Разметить на ткани с помощью портновского мелка (карандаша) место вышивки каждого цветка |
Ткань, мел, рисунок |
|
2 |
Вдеть ленту в иголку с большим ушком |
Лента, игла |
|
3 |
Вышивайте цветок тамбурным швом: Выведите иголку на лицевую сторону работы, отступите нужное расстояние и опять воткните иголку, создав петлю вокруг её кончика. Закрепите петлю при помощи мелкого стежка, который пойдет из нутрии наружу. Сделайте пять – шесть таких петелек. Ленту обрежьте с изнаночной стороны. |
Ткань, лента, игла, ножницы |
|
4 |
Вышейте все цветочки (три, пять, семь) |
|
|
5 |
Начните вышивать зелёной лентой листики тамбурным швом |
Лента, игла, ткань, ножницы |
|
6 |
На картон клеим ПВА. приклейте по краям ткань с цветочками. Подождите, пока подсохнет. |
Клей ПВА, ткань, картон |
|
7 |
На ткань с цветочками приклейте клеем ПВА сверху рамку. Положите под пресс. Подарок готов. |
Клей ПВА, рамка |
3. Подведение итогов.
Проводим выставку открыток, защиту проектов, оцениваем каждую работу.
4. Рефлексия.
Продолжите предложение:
- Мне понравилось….
- Интересным для меня было….
- Знания, полученные на уроке, позволят…
5. Заключительное слово учителя.
Правила безопасности при пользовании ножницами и иглами.
- Ножницы следует класть сомкнутыми лезвиями от работающего.
- Для передачи ножницы следует положить на стол.
- Хранить иглы и булавки следует в специальных коробочках или подушечках; желательно иметь магнит для поиска упавших игл и булавок.
- Нельзя использовать погнутые или ржавые иглы и булавки.
- Сломанные иглы или булавки следует выбрасывать только в специальную ёмкость.
Литература.
- Беллини В. С. Шелковые ленточки. ЗАО « Изд. Группа «Контэнт», 2009.
- Венок славы. Т.9: Все для фронта.- Москва, Современник, 1985.
- Кулинич Г.Г. Мозаика детского отдыха. Москва, Вако, 2007.
- Твардовский А. Т. Василий Тёркин. Куйбышевское книжное издательство, 1976.
- Фруменков Г.Г. Наш край в истории СССР. Северо-Западное книжное издательство, 1979.
- Журнал «Школа и производство», № 3 2005. – стр. 10.