Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, применять их, мыслить самостоятельно и творчески. Традиционный (информационный) метод обучения, который еще присутствует в отечественной образовательной системе, не стимулирует в достаточной мере развитие познавательных процессов и способностей. (М.Н.Силаева, П.Т.Мышьякова).
Дети дошкольного возраста - пытливые исследователи и первооткрыватели мира, который их окружает. Они познают его в игре и труде, на занятиях и прогулах, в общении со взрослыми и сверстниками. И поэтому задача взрослых - не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы "почему" и "как".
Для реализации этих задач в наибольшей степени может помочь метод проблемного обучения: экспериментирование, исследовательская деятельность, вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, решение кроссвордов, разгадывание загадок, головоломок, шарад и т.д.
Ведущий вид деятельности дошкольника - игра. Этот постулат детской психологии известен всем. Л.С.Выготский подчеркивал, что "через игровую деятельность и движется ребенок. В этом смысле она может быть названа ведущей, т.к. определяет развитие".
Замена игры другими видами деятельности обедняет воображение дошкольника, тормозит общение как со сверстниками, так и со взрослыми, ограничивает эмоциональный мир ребенка. Игра часто выполняет функцию исследования, в процессе игры происходит изучение свойств и особенностей предметов. Для того, чтобы играть, надо вначале понять, что за объект перед тобой, как с ним играть. Поэтому средства игры становятся сначала предметами исследования, а затем уже средствами игры. И сам процесс игры содержит много того, что подлежит исследованию, содержание и развитие игрового сюжета - это тоже интереснейший предмет исследования.
Игра, как моделирование реальных действий и ситуаций, выступает мощным средством ознакомления детей с правилами дорожного движения, обучения дошкольников правилам поведения на улице и дороге, усвоения детьми знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности ребенка.
Таким образом, учитывая актуальность проблемы, важность ее для психического развития, сохранения жизни и здоровья ребенка, в своей группе мы поставили цель: способствовать познавательной активности дошкольников в сюжетно-ролевых играх, в данном случае по обучению детей правилам безопасного поведения на улице.
В работе с детьми поставили для себя следующие задачи:
- развивать:
- исследовательские умения и навыки;
- детскую исследовательскую практику;
- познавательную активность, любознательность;
- самостоятельность как одно из условий подготовки к школе;
- творческие способности, воображение;
- связную речь, в том числе речь-суждение, речь-доказательство;
- мониторинг исследовательской деятельности дошкольников.
- закреплять знания правил безопасного поведения на улице и дороге во время проведения сюжетно-ролевых игр.
Первым этапом работы было создание в группе зоны игры "Уроки Светофорчика", в которой собран материал, необходимый для реализации вышеназванных целей и задач: атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические и настольно-печатные игры, альбомы, детские книги, различные предметы-заместители.
Второй этап - составление перспективного плана работы в зоне "Уроки Светофорчика", который включает в себя основные направления и задачи по обучению детей навыкам безопасного поведения на улице и дороге.
Этапы работы | Методы и приемы | Задачи | Развивающая среда |
1.Обогащение зоны книгами,
иллюстрациями, плакатами, альбомами. 2. Изготовление дидактических игр с помощью детей: "Правила движения", лото "Транспорт", "Дорожные знаки", "Что лишнее?" и т.д. 3. Знакомство с профессиями: регулировщик, водитель, кондуктор. 4. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм, подбор предметов-заместителей. 5. Привлечение родителей к составлению альбома "Безопасность - дело общее". 6. "Дорожная азбука в загадках"- альбом с загадками и отгадками-иллюстрациями. 7.Самостоятельная деятельность детей по изготовлению дорожных знаков, макетов светофора, оформлению макета улицы. |
1. Занятия: "Правила движения",
"Дорожный калейдоскоп", "Приключения в стране
дорожных знаков", "Наблюдение за работой
регулировщика". 2. Участие детей в агитбригаде "Старая сказка на новый лад". 3. Беседы о правилах поведения на дороге, в общественном транспорте, перехода улицы и т.д. 4. Занятия-исследования "Транспорт. Какой он?", "Правильное колесо", "Что было бы, если:". 5. Сюжетно-ролевые игры: "Автобус", "Водители и пешеходы", "Регулировщик", "Автомастерская", "Пост ДПС". 6. Подвижные игры: "Перекресток", "Красный, желтый, зеленый", "Найди свой цвет", "Каждую машину в свой гараж". 7. Занятия по ИЗО, конструированию. 8. Целевые прогулки, экскурсии. 9. Чтение произведений художественной литературы. |
1. Дать детям элементарные знания о
правилах безопасного поведения на улице. 2. научить применять их в повседневной жизни. 3. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, ориентировку в пространстве. 4. Воспитывать осознанное отношение к своей безопасности, уважение к участникам дорожного движения. |
Различные виды транспорта: грузовые,
легковые, специальные, а также водные, воздушные
виды транспорта. Иллюстративный материал, плакаты, альбомы. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: жезл, светофор, знаки, фуражки, рули, элементы костюмов, предметы-заместители (разноцветные банты - светофор, кубы-дома и т.п.). Дидактические, настольно-печатные игры, в том числе выполненные своими руками. Инструменты для ремонта автомобиля. Детская литература по теме. Дидактическое пособие на ковролине "Уроки Светофорчика". |
Затем составили перспективный план работы "исследовательской лаборатории" - (пример - сюжетно-ролевая игра "Автобус").
Что мы знаем? | Что хотим узнать? | Что можно сделать, чтобы узнать? |
Автобус - общественный транспорт,
нужен для перевозки пассажиров. Как он выглядит. Управляет им водитель. |
Правила поведения в общественном
транспорте. Разновидности общественного городского транспорта. Кто такой кондуктор. |
Подумать самим. Спросить у взрослого. Узнать из книг. Посмотреть телепередачи. |
Подготовка к игре.
- Выбор темы. Осуществляется путем выбора соответствующей карточки с изображением, например, автобуса.
- Составление плана исследования (с помощью взрослого на начальном этапе).
- Выяснение знаний детей.
- Способы сбора необходимой информации.
- Фиксация полученной информации с помощью пиктограмм.
- Обобщение информации.
- Распределение ролей.
- Подбор необходимых для игры атрибутов, использование предметов-заместителей.
- Игра.
На начальном этапе работы провели тренировочные занятия-исследования, на которых для демонстрации этапов проведения исследовательской работы были выбраны два "добровольца", которые с помощью педагога выполняли работу от первого до последнего этапа. В качестве добровольцев выбирали активных, энергичных детей, с хорошо развитой речью. Все остальные дети на тренировочном занятии присутствовали только как активные зрители и помощники.
Затем занятия продолжили на более сложном уровне, т.е. каждый ребенок сам проводил собственное исследование. Для этого на каждого ребенка изготовили папку исследователя, карточки с изображением тем будущих исследований (в соответствии с тематикой проводимых сюжетно-ролевых игр).
Папка исследователя представляет собой лист картона с кармашками, на которых изображены методы исследования.
В эти кармашки дети вкладывали свои пиктограммы, сделанные по ходу исследования. Для этого дети получили в неограниченном количестве маленькие листочки бумаги, карандаш или ручку.
В ходе занятия дети должны иметь полную свободу передвижения по групповой комнате. Дети работают самостоятельно, сами изучают все, что связано с выбранной ими темой. В конце занятия все собранные материалы обобщаются, затем используются в играх.
Таким образом, при помощи занятий-исследований мы проводили такие сюжетно-ролевые игры, как "Автобус", "Пост ДПС", "Автомастерская", "Пешеходы и водители", "Наша улица", "Регулировщик".
На более сложном этапе придумывали необычные игры: "Представь, что ты автомобиль будущего", "Милицейский автомобиль стоит у тротуара", "Что было бы, если бы не стало дорожных знаков" (или правил дорожного движения), игры-путешествия, в которые отправлялись на разных видах транспорта - от обычных до самых фантастических, придуманных самими детьми.
Во время занятий-исследований дети учились конкретным способам действий; навыкам и умениям выполнения функций водителя и пешехода; знакомились с дорожной разметкой, видами пересечения дорог. Также такие занятия, а потом игры помогают воспитанию культуры поведения и дисциплинированности на улице и дороге; формированию потребности культурного поведения в транспорте, на улице; развитию внимания, наблюдательности, координации движения; формированию умения самостоятельно решать проблемы и управлять своими действиями в качестве пешехода и водителя.
В процессе работы мы руководствовались некоторыми основными правилами, которые помогли заинтересовать детей предметом исследования и в последующем, как мы надеемся, сохранят здоровье и жизнь детей:
- всегда подходили к проведению работы творчески;
- учили детей действовать самостоятельно, независимо, старались избегать прямых инструкций;
- не сдерживали инициативы детей;
- не делали за них то, что они могли сделать или научиться делать самостоятельно;
- помогали детям учиться управлять процессом усвоения знаний;
- не спешили с вынесением оценочных суждений.
Мы считаем, что, работая в данном направлении, мы смогли реализовать поставленные образовательные и коммуникативные задачи, не отвлекая детей от их основной деятельности - игры. Дети стали проявлять познавательный интерес, любознательность; все больше обращаются к познавательной литературе; разнообразили свои игры с транспортом, тематику сюжетно-ролевых игр по ПДД. Данная деятельность помогла многим детям почувствовать себя увереннее в коллективе сверстников, самоутвердиться. Дети приобрели опыт исследовательской деятельности. В процессе работы дети получили элементарные знания о ПДД, усвоили и закрепили умения и навыки безопасного поведения на улице и дороге; а самое главное-то, что дети осознали необходимость соблюдения правил безопасности, научились находить выход из проблемных ситуаций, смогли проявить свои творческие способности.