Урок по теме "Правописание чередующихся гласных в корне". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

  • выявление пробелов у учащихся в их подготовке по данному разделу курса русского языка; помощь в правилах написания данных орфограмм;
  • формирование умения рассуждать при выборе чередующейся гласной.

Задачи:

  • Образовательная: отработать умения различать корни с проверяемыми гласными и корни с чередующимися гласными.
  • Воспитательная: прививать детям интерес к русскому языку.
  • Развивающая: формировать навыки правописания корней с чередующимися гласными и развивать навыки правильного написания орфограмм

Оборудование урока: карточки, учебные принадлежности.

Методические приемы: карточки-задания, таблицы-правила.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверить по журналу наличие учащихся и готовность группы к работе на уроке русского языка.

II. Повторение пройденного материала

Вступительное слово учителя

Гласные звуки бывают ударные и безударные. Безударные гласные слышатся нечетко, поэтому при написании слов с такими гласными возможны ошибки. Безударные гласные корня делятся на проверяемые ударением и чередующиеся. На предыдущем уроке мы с вами работали над упражнениями с проверяемыми гласными в корне.

Давайте вспомним, что нужно знать, для того чтобы правильно написать слово с безударным гласным в корне:

1. Выяснить значение проверяемого слова: например, старожил - старый житель города или сторож - человек работающий сторожем.

2. Подобрать родственное(однокоренное) слово, которое позволяет проверить безударный гласный в слове: например, очерстветь (черствый), удивительный (диво).

Задание: (на доске)

Спишите словосочетание, вставляя пропущенную букву. Подберите однокоренное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.

Правило №1: выяснить значение проверяемого слова и подобрать родственное слово, которое позволяет проверить безударный гласный.

Зал..зать на чердак (:..) - зал..зать ранку (:..)

Пол..скать кошку (:..) - пол..скать белье (:..)

Ст..рожил города (:..) - ст..рожил объект (:..)

Зап..вать песню (:..) - зап..вать водой (:..)

Разв..вается флаг (:..) - разв..вается ребенок (:..)

Прим..рять одежду (:..) - прим..рить друзей (:.)

Сп...ши в школу (:.) - сп..ши в тетрадь (:..)

Ув..дать знакомого (:..) - ув..дать без влаги (:..)

Правило №2: Подобрать родственное слово, которое позволяет проверить безударный гласный в слове.

Похв..лить (:..), обр..мление (:..), оскв..рнить (:..), соед..нить (:..), оч..рстветь (:..), обл..мать (:..), щ..бетание (:..), оч..ровать (:..).

III. Работа над новым материалом.

Сегодня на уроке мы рассмотрим правописание чередующихся гласных в корнях, зависящих от суффикса - а.

При написании чередующихся гласных корня нужно руководствоваться основными правилами:

*** Работа с книгой

1. Если за корнем следует суффикс - а, то в корнях (лаг - лож, кас - кос) нужно писать букву - а, например, (касаться - коснуться); (прилагательное - приложение)

2. Если за корнем следует суффикс - а, то в корнях (бер - бир, дер - дир, пер - пир, мер - мир, блест - блист, жиг - жег,) нужно писать букву - и, например, (убирать - уберет); (задирать - задерет); (отпирать - отпереть); (умирать - умереть); (блистать - блестит); (зажигать - зажечь).

Задание: (на доске)

Вставьте пропущенные буквы.

Обл..гать, зам..реть, отб..рать, прил..гать, заст..лить, прип..реть, зап..рать, обж:гает, уд..рает, к..сание, бл..стательно, выб..ри, выст..лет, прип..рался

выб..рал, прик..сновение, прот..реть, прил..жение, нат..рать, бл..стеть.

*** Работа по карточкам

Конкурсное задание: "Кто быстрее"

Вставить пропущенные буквы.

С..бирать представителей - с..берет сведения, зап..рать сейф - зап..реть дверь, бл..стать знаниями - бл..стеть на солнце, зам..рать от волнения - зам..реть от восторга, ст..реть данные - ст..рать написанное, к..снуться воды - прик..саться

к зеркалу, возл..гать ответственность - прил..жить усилие, неприк:сновенный запас - соприк..саясь руками, не зад..райся первым - выд..ри сорняк, бл..стательная речь - бл..стящее выступление, обж..гающий ветер - заж..гательный танец, заст..лать постель - подст..лить соломку.

IV. Закрепление нового материала

Самостоятельная работа по учебнику

Задание: выполнить упражнение № 88 (8 предложений) стр.59

1. Когда миновали подъем, открылось широкое ровное пространство, по которому вып..рали всюду огромные каменные глыбы.

2. Теперь я стал иначе понимать дело.

3. Книжные полки зан..мают всю стену.

4. Все по-французски вслух читает зап..ршись.

5. Ящик зап..рается автоматически.

6. С самым напряженным вн..манием и нежностью ухаживала Софья Николаевна за больным отцом.

7. Сияло солнце, вздыхала степь, бл..стела трава в бриллиантах дождя.

8. Бл..стал солнечный знойный день.

V. Подведение итога урока

Вспомнить о чем говорили на уроке. Основные правила правописания чередующихся гласных в корне. (Опрашивается, по возможности, каждый ученик)

Домашнее задание:

Пользуясь правилом, выписать 20 слов с чередующимися гласными в корне слова из любого литературного текста. (Для всех)

Работа с дидактическим материалом (для более слабых учащихся).

Составить 3-4 предложения на тему " Зачем нужны правила". (Для сильных учащихся)

Оценка учащихся за работу на уроке.