Цели урока:
- выявление пробелов у учащихся в их подготовке по данному разделу курса русского языка; помощь в правилах написания данных орфограмм;
- формирование умения рассуждать при выборе чередующейся гласной.
Задачи:
Образовательная: отработать умения
различать корни с проверяемыми гласными и корни
с чередующимися гласными.
Оборудование урока: карточки, учебные принадлежности.
Методические приемы: карточки-задания, таблицы-правила.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверить по журналу наличие учащихся и готовность группы к работе на уроке русского языка.
II. Повторение пройденного материала
Вступительное слово учителя
Гласные звуки бывают ударные и безударные. Безударные гласные слышатся нечетко, поэтому при написании слов с такими гласными возможны ошибки. Безударные гласные корня делятся на проверяемые ударением и чередующиеся. На предыдущем уроке мы с вами работали над упражнениями с проверяемыми гласными в корне.
Давайте вспомним, что нужно знать, для того чтобы правильно написать слово с безударным гласным в корне:
1. Выяснить значение проверяемого слова: например, старожил - старый житель города или сторож - человек работающий сторожем.
2. Подобрать родственное(однокоренное) слово, которое позволяет проверить безударный гласный в слове: например, очерстветь (черствый), удивительный (диво).
Задание: (на доске)
Спишите словосочетание, вставляя пропущенную букву. Подберите однокоренное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.
Правило №1: выяснить значение проверяемого слова и подобрать родственное слово, которое позволяет проверить безударный гласный.
Зал..зать на чердак (:..) - зал..зать ранку (:..)
Пол..скать кошку (:..) - пол..скать белье (:..)
Ст..рожил города (:..) - ст..рожил объект (:..)
Зап..вать песню (:..) - зап..вать водой (:..)
Разв..вается флаг (:..) - разв..вается ребенок (:..)
Прим..рять одежду (:..) - прим..рить друзей (:.)
Сп...ши в школу (:.) - сп..ши в тетрадь (:..)
Ув..дать знакомого (:..) - ув..дать без влаги (:..)
Правило №2: Подобрать родственное слово, которое позволяет проверить безударный гласный в слове.
Похв..лить (:..), обр..мление (:..), оскв..рнить (:..), соед..нить (:..), оч..рстветь (:..), обл..мать (:..), щ..бетание (:..), оч..ровать (:..).
III. Работа над новым материалом.
Сегодня на уроке мы рассмотрим правописание чередующихся гласных в корнях, зависящих от суффикса - а.
При написании чередующихся гласных корня нужно руководствоваться основными правилами:
*** Работа с книгой
1. Если за корнем следует суффикс - а, то в корнях (лаг - лож, кас - кос) нужно писать букву - а, например, (касаться - коснуться); (прилагательное - приложение)
2. Если за корнем следует суффикс - а, то в корнях (бер - бир, дер - дир, пер - пир, мер - мир, блест - блист, жиг - жег,) нужно писать букву - и, например, (убирать - уберет); (задирать - задерет); (отпирать - отпереть); (умирать - умереть); (блистать - блестит); (зажигать - зажечь).
Задание: (на доске)
Вставьте пропущенные буквы.
Обл..гать, зам..реть, отб..рать, прил..гать, заст..лить, прип..реть, зап..рать, обж:гает, уд..рает, к..сание, бл..стательно, выб..ри, выст..лет, прип..рался
выб..рал, прик..сновение, прот..реть, прил..жение, нат..рать, бл..стеть.
*** Работа по карточкам
Конкурсное задание: "Кто быстрее"
Вставить пропущенные буквы.
С..бирать представителей - с..берет сведения, зап..рать сейф - зап..реть дверь, бл..стать знаниями - бл..стеть на солнце, зам..рать от волнения - зам..реть от восторга, ст..реть данные - ст..рать написанное, к..снуться воды - прик..саться
к зеркалу, возл..гать ответственность - прил..жить усилие, неприк:сновенный запас - соприк..саясь руками, не зад..райся первым - выд..ри сорняк, бл..стательная речь - бл..стящее выступление, обж..гающий ветер - заж..гательный танец, заст..лать постель - подст..лить соломку.
IV. Закрепление нового материала
Самостоятельная работа по учебнику
Задание: выполнить упражнение № 88 (8 предложений) стр.59
1. Когда миновали подъем, открылось широкое ровное пространство, по которому вып..рали всюду огромные каменные глыбы.
2. Теперь я стал иначе понимать дело.
3. Книжные полки зан..мают всю стену.
4. Все по-французски вслух читает зап..ршись.
5. Ящик зап..рается автоматически.
6. С самым напряженным вн..манием и нежностью ухаживала Софья Николаевна за больным отцом.
7. Сияло солнце, вздыхала степь, бл..стела трава в бриллиантах дождя.
8. Бл..стал солнечный знойный день.
V. Подведение итога урока
Вспомнить о чем говорили на уроке. Основные правила правописания чередующихся гласных в корне. (Опрашивается, по возможности, каждый ученик)
Домашнее задание:
Пользуясь правилом, выписать 20 слов с чередующимися гласными в корне слова из любого литературного текста. (Для всех)
Работа с дидактическим материалом (для более слабых учащихся).
Составить 3-4 предложения на тему " Зачем нужны правила". (Для сильных учащихся)
Оценка учащихся за работу на уроке.