Цель: Дать представления о том, что такое интонация. Зачем она нужна, какое имеет значение; о приеме скороговорки, интонационной выразительности исполнения.
Задачи:
- Расширять кругозор обучающихся за счет привлечения дополнительных сведений из области литературы.
- Прививать нравственные качества на примере положительных поступков героев.
- Формировать музыкальную культуру.
Оборудование: портрет С.Прокофьева, грамзапись “Болтунья” С.Прокофьева.
Организация урока: вход под музыку “Марш” И.Дунаевского из к-ф “Веселые ребята”, музыкальное приветствие.
Ход урока
1. Знакомство с новой темой.
– Сегодня мы будем говорить об интонации. Давайте разберемся, что же это такое.
Учитель читает стихи, например, “ Белая береза под моим окном…” то, что дети учат на уроках чтения, но читает без выражения.
– А где аплодисменты? Почему не хлопаете? Что вам не понравилось?
(Не соблюдение знаков препинания, невыразительно прочитано.)
Учитель читает выразительно это же стихотворение.
А теперь будете хлопать?
Сейчас мы с вами поиграем в игру.
Упражнение-игра “Произнеси фразу”.
Вам нужно по-разному сказать слово “да” (на доске надписи):
– с удивлением,
– утвердительно,
– вопросительно,
– восхищенно, радостно,
– хитро,
– зло,
– ехидно,
– мечтательно,
– грустно, когда получил двойку,
– обиженно,
– нагло.
Учитель подходит к любому ученику и обращается к нему:
– Ты что не знаешь где у тебя правая рука? (Ребенок опускает голову – виноват.) Говорит то же самое, но с доброй интонацией. Ребенок улыбается и все понимают шутку.
Вывод:
– Видите, какое значение имеет выражение, с которым люди обращаются друг другу. Или “интонация” Мы говорим все интонационно осмысленно, выразительно. Это в разговорной речи. Я читала стихи с разным темпом, громкостью, с ускорением, замедлением, с выделением важных слов.
Учитель читает стихотворение.
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг подумай не спеши:
Оно бывает то свинцово,
То рождено теплом души.
Им можно радости прибавить
И радость ядом отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздробить
Оно то жаворонком в выси
То медью траурной поет,
Покуда слово сам не взвесил,
Не выпускай его в полет.
Оно ограбит иль одарит,
Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай, как бы не ударить
Того, кто слушает тебя.
– Вы поняли, что слова могут быть добрыми и злыми.
– А может ли иметь значение интонация в письменной речи? Как она выражается? (Паузы, знаки препинания.)
Вот послушайте, что случилось в одном королевстве из-за неграмотного короля. (Учитель рассказывает сказку.)
– Жил-был король в одной стране и имел он право подписывать смертный приговор. А был он не очень-то грамотным. И написал он однажды: “Казнить нельзя помиловать”. Слуги не могли понять, что же делать? (Спросить у детей.) Вот видите, как от одной маленькой запятой зависит чья-то жизнь.
Вывод: В письменной речи интонация выражается знаками препинания.
Физкультминутка.
– Все мы разные. Одни – молчуны. А другие – особенно девочки – бывают болтливые. Я хочу рассказать вам о девочке Лиде. Она обижается на Вову, что он обзывает ее болтуньей. Действительно она такая, или нет?
Слушание стихотворения “Болтунья” (читает подготовленная девочка).
– Виноват ли Вовка? Почему? (Обо всем Лида говорит без остановки.)
Когда человек быстро и много говорит. Как называется такая речь? (Скороговорка.)
– Что же мы скажем о Лиде? (Тараторит, трещит.)
– А если бы мы сочинили песню, какая бы она была? (Быстрая.)
Композитор С. Прокофьев написал песню “ Болтунья”.
2. Слушание песни.
Задание: Хлопнуть в ладоши там, где Лида поет скороговоркой.
– Итак, о чем мы говорили сегодня на уроке?
– Что такое интонация?
– Какие интонации вы знаете? (Удивления ,восхищения, ласковая ит.д.)
Интонации бывают и в речи, и в музыке. О музыкальной интонации мы поговорим на следующем уроке.
3. Разучивание песни.
– Какое время года вы любите больше? К нам пришла зима с ее веселыми потехами, со снегом, санками, снежками, горками, коньками, а самое главное, зимними праздниками. Какими? (Рождеством, Новым годом, новогодней елкой.) Давайте будем готовиться к ним.
Разучивание песни Зайца и Волка на карнавале по куплетам, (сядем правильно, вспомним правила пения).
Расскажи, Снегурочка, где была,
Расскажи-ка, милая, как дела?
За тобою бегала, Дед Мороз,
Пролила немало я горьких слез.
Припев:
А ну-ка, давай-ка, плясать выходи!
Ну, Дед Мороз, ну, Дед Мороз
Ну, Дед Мороз, погоди!
Ждет моих подарочков ребятня,
И тебе достанется от меня,
Наконец сбываются все мечты,
Лучший мой подарочек– это ты!
Припев: тот же.
– Какая это музыка, и с каким выражением мы будем петь эту песню? (Музыка веселая, игривая, радостная, живая, праздничная, легкая, бойкая. У нее новогодний характер.)
– Слушаем мелодию, слова, повторяем в медленном темпе, потом четко проговариваем слова – работают мышцы лица. Исполняем песню без музыки.
Показываем рукой движение мелодии. Поем, помогаем себе рукой. Исполняем песню стоя, с выражением, передаем характер песни. Исполняем песню по ролям: 1-й ряд – Зайцы, 2-й и 3-й – Волки. Можно с жестами, соответствующей словам мимикой.
Домашнее задание: нарисовать зимнюю иллюстрацию.
4. Итог урока:
– Что понравилось на уроке?
– Какую интересную тему мы начали проходить?
– А что такое интонация?
5. Выставление оценок.