Урок музыки "Интонация"

Разделы: Музыка


Цель: Дать представления о том, что такое интонация. Зачем она нужна, какое имеет значение; о приеме скороговорки, интонационной выразительности исполнения.

Задачи:

  1. Расширять кругозор обучающихся за счет привлечения дополнительных сведений из области литературы.
  2. Прививать нравственные качества на примере положительных поступков героев.
  3. Формировать музыкальную культуру.

Оборудование: портрет С.Прокофьева, грамзапись “Болтунья” С.Прокофьева.

Организация урока: вход под музыку “Марш” И.Дунаевского из к-ф “Веселые ребята”, музыкальное приветствие.

Ход урока

1. Знакомство с новой темой.

– Сегодня мы будем говорить об интонации. Давайте разберемся, что же это такое.

Учитель читает стихи, например, “ Белая береза под моим окном…” то, что дети учат на уроках чтения, но читает без выражения.

– А где аплодисменты? Почему не хлопаете? Что вам не понравилось?

(Не соблюдение знаков препинания, невыразительно прочитано.)

Учитель читает выразительно это же стихотворение.

А теперь будете хлопать?

Сейчас мы с вами поиграем в игру.

Упражнение-игра “Произнеси фразу”.

Вам нужно по-разному сказать слово “да” (на доске надписи):
– с удивлением,
– утвердительно,
– вопросительно,
– восхищенно, радостно,
– хитро,
– зло,
– ехидно,
– мечтательно,
– грустно, когда получил двойку,
– обиженно,
– нагло.

Учитель подходит к любому ученику и обращается к нему:

– Ты что не знаешь где у тебя правая рука? (Ребенок опускает голову – виноват.) Говорит то же самое, но с доброй интонацией. Ребенок улыбается и все понимают шутку.

Вывод:

Видите, какое значение имеет выражение, с которым люди обращаются друг другу. Или “интонация” Мы говорим все интонационно осмысленно, выразительно. Это в разговорной речи. Я читала стихи с разным темпом, громкостью, с ускорением, замедлением, с выделением важных слов.

Учитель читает стихотворение.

Когда ты хочешь молвить слово, 
Мой друг подумай не спеши: 
Оно бывает то свинцово, 
То рождено теплом души. 
Им можно радости прибавить 
И радость ядом отравить. 
Им можно лед зимой расплавить 
И камень в крошку раздробить 
Оно то жаворонком в выси
То медью траурной поет,
Покуда слово сам не взвесил,
Не выпускай его в полет.
Оно ограбит иль одарит,
Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай, как бы не ударить
Того, кто слушает тебя.

– Вы поняли, что слова могут быть добрыми и злыми.

– А может ли иметь значение интонация в письменной речи? Как она выражается? (Паузы, знаки препинания.)

Вот послушайте, что случилось в одном королевстве из-за неграмотного короля. (Учитель рассказывает сказку.)

– Жил-был король в одной стране и имел он право подписывать смертный приговор. А был он не очень-то грамотным. И написал он однажды: “Казнить нельзя помиловать”. Слуги не могли понять, что же делать? (Спросить у детей.) Вот видите, как от одной маленькой запятой зависит чья-то жизнь.

Вывод: В письменной речи интонация выражается знаками препинания.

Физкультминутка.

– Все мы разные. Одни – молчуны. А другие – особенно девочки – бывают болтливые. Я хочу рассказать вам о девочке Лиде. Она обижается на Вову, что он обзывает ее болтуньей. Действительно она такая, или нет?

Слушание стихотворения “Болтунья” (читает подготовленная девочка).

– Виноват ли Вовка? Почему? (Обо всем Лида говорит без остановки.)

Когда человек быстро и много говорит. Как называется такая речь? (Скороговорка.)

– Что же мы скажем о Лиде? (Тараторит, трещит.)

– А если бы мы сочинили песню, какая бы она была? (Быстрая.)

Композитор С. Прокофьев написал песню “ Болтунья”.

2. Слушание песни.

Задание: Хлопнуть в ладоши там, где Лида поет скороговоркой.

– Итак, о чем мы говорили сегодня на уроке?
– Что такое интонация?
– Какие интонации вы знаете? (Удивления ,восхищения, ласковая ит.д.)

Интонации бывают и в речи, и в музыке. О музыкальной интонации мы поговорим на следующем уроке.

3. Разучивание песни.

Какое время года вы любите больше? К нам пришла зима с ее веселыми потехами, со снегом, санками, снежками, горками, коньками, а самое главное, зимними праздниками. Какими? (Рождеством, Новым годом, новогодней елкой.) Давайте будем готовиться к ним.

Разучивание песни Зайца и Волка на карнавале по куплетам, (сядем правильно, вспомним правила пения).

Расскажи, Снегурочка, где была,
Расскажи-ка, милая, как дела?
За тобою бегала, Дед Мороз,
Пролила немало я горьких слез.

Припев:

А ну-ка, давай-ка, плясать выходи!
Ну, Дед Мороз, ну, Дед Мороз
Ну, Дед Мороз, погоди!

Ждет моих подарочков ребятня,
И тебе достанется от меня,
Наконец сбываются все мечты,
Лучший мой подарочек– это ты!

Припев: тот же.

– Какая это музыка, и с каким выражением мы будем петь эту песню? (Музыка веселая, игривая, радостная, живая, праздничная, легкая, бойкая. У нее новогодний характер.)

– Слушаем мелодию, слова, повторяем в медленном темпе, потом четко проговариваем слова – работают мышцы лица. Исполняем песню без музыки.

Показываем рукой движение мелодии. Поем, помогаем себе рукой. Исполняем песню стоя, с выражением, передаем характер песни. Исполняем песню по ролям: 1-й ряд – Зайцы, 2-й и 3-й – Волки. Можно с жестами, соответствующей словам мимикой.

Домашнее задание: нарисовать зимнюю иллюстрацию.

4. Итог урока:

– Что понравилось на уроке?
– Какую интересную тему мы начали проходить?
– А что такое интонация?

5. Выставление оценок.