Программное содержание: формировать у детей представления о семье как о коллективе людей, которые вместе живут, любят и уважают друг друга, заботятся друг о друге; учить детей называть родственные отношения; воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, желание заботиться о своих близких, радовать их своими поступками.
Материал: стенд с нарисованными портретами членов семей детей; большой макет ладошки; клубок ниток; плакат “Семейное древо”;
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие зрители и участники передачи “Пусть говорят!”. С вами я, Рузалия Ринатовна. Тема нашей передачи – “Моя семья”. Наши участники – это победители конкурса “Семья”. Они дома вместе со взрослыми сочинили интересные рассказы о членах своей семьи и нарисовали их портреты. А давайте, ребята, сначала вспомним, что такое семья?
Дети: родные, родственники, жить дружно, папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра и т.д.
Воспитатель: А теперь займите свои места и будем слушать интересные рассказы о родных. Спорить, кто начнет первым свой рассказ, не будем. А расскажем по порядку, как в пальчиковой игре “Семья”. Вот я специально приготовила ладошку-сюрприз. А начнем мы с дедушки. Интересный рассказ о дедушке придумала Арина вместе с мамой.
Арина: Я хочу рассказать о своем дедушке. Его зовут… Он добрый и очень мудрый. Осенью мы с ним сажали малину. Я очень его люблю.
Воспитатель: Ребята, дедушка – это еще и папа. Один дедушка у вас папин папа, другой мамин папа. А этот палец бабушка (воспитатель показывает на макете ладошки указательный палец). А о бабушке нам расскажет Рафаэль.
Рафаэль: Я расскажу вам о своей бабушке – папиной маме. Ее зовут Альмира Камилевна. Бабушка живет с нами. Она работает в детском саду. По вечерам она рассказывает мне сказки.
Воспитатель: Ребята, бабушка она еще и мама. Рафаэль говорил, бабушка – это папина мама, а еще есть и мамина мама – она тоже бабушка. Ребята, вы любите сказки? (Да.) Вам бабушки тоже рассказывают сказки? (Да.) А сейчас я хочу проверить, знаете ли вы русские народные сказки. Я буду называть четыре слова из сказки, вы должны отгадать название сказки.
Игра “Отгадай название сказки”.
- Бабка, дедка, курочка, яйцо (“Курочка ряба”);
- Лягушка, медведь, лисичка, домик (“Теремок”);
- Баба-яга, сестра, братишка, гуси (“Гуси-лебеди”);
- Медвеженок, медведица, медведь, девочка (“Три медведя”).
- Медведь, пирожки, лес, Маша (“Маша и медведь”).
- Лиса, бабка, дедка, тесто (“Колобок”).
- Заяц, лиса, петух, избушка (“Заюшкина избушка”).
Ребята, мы еще с вами читали татарские народные сказки. Давайте их вспомним: - Лес, бревно, пальцы, батыр (“Шурале”).
- Петух, бабушка, зернышко, соседи (“Два петуха”).
Продолжаем дальше, этот палец папа (воспитатель показывает на макете ладошки средний палец). О своем папа расскажет Вильдан.
Вильдан: Моего папу зовут Рашид. Он у меня храбрый, сильный. Он служил в армии. Я его люблю.
Воспитатель: Папа – сын бабушки и дедушки. Папы – наши защитники. Они служили в армии. Сейчас нас охраняют другие солдаты. А наши мальчики вырастут, и тоже пойдут в армию служить. Для этого им надо иметь крепкое здоровье. А чтобы здоровье было крепким, что надо делать?
Дети: заниматься спортом, закаляться, делать зарядку, хорошо кушать и т.д. Нам в этом поможет зарядка.
Каждый раз по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Руки поднимать,
Руки опускать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать.
Воспитатель: Продолжаем – этот палец мама. Расскажет о ней Вика.
Вика: Мою маму зовут Татьяна. Она у меня самая красивая и добрая. У нас дома всегда чисто и порядок. Мама у меня вкусно готовит.
Воспитатель: Мама – дочь бабушки и дедушки. А сейчас я предлагаю поиграть в игру “Подари слово”. Самые красивые слова соберем в клубок и подарим клубок маме. Я начну, а вы продолжите: единственная моя (воспитатель передает клубок ребенку).
Дети: милая, добрая, красивая, нежная, любимая, ласковая, дорогая, чудесная, прекрасная.
Воспитатель: Продолжаем – этот палец я. Это значит вы – дети у мамы и папы, внуки и внучки у бабушек и дедушек.
Воспитатель: У всех людей и животных на свете есть мамы и папы. У всех мама единственная и папа единственный. Несколько пап и мам не бывает! У мамы тоже только одна мама – это бабушка и папа один – это дедушка. И так же у папы только одна мама – это бабушка и папа один – это дедушка (рассматривание плаката “Семейное древо”). Ребята надо любить своих родных и близких, всегда им помогать.
Ребята, в группе мы тоже как одна семья. Вместе мы играем, поем, занимаемся. Сейчас мы поиграем в татарскую народную игру: “Без, без, без идек”.
Игра “Без, без, без идек”.
Дети хором произносят следующие слова и выстраивают башню из кулачков:
Без, без, без идек, без унике дус идек. Базга төштек – май ашадык,
Келәткә кердек – бал ашадык, авызыңа кап та йом.
После произнесения последнего слова дети замолкают и замирают. Кто первый произнесет слово, или улыбнется, или сделает какое-то движение, считается проигравшим. Ему воспитатель задает один из следующих вопросов. Игра повторяется несколько раз.
Вопросы:
Мама – чья дочь? (Бабушкина, дедушкина.)
Сын бабушки и дедушки – кто это? (Папа.)
Бабушка – чья мама? (Мамина и папина.)
Кем дедушка приходится маме? (Папой.) и т.д.
Воспитатель: О чем мы с вами сегодня говорили на передаче “Пусть говорят”? (О родных, о папе, о маме, и т.д.)
В следующей передаче мы с вами поговорим о родном доме, где вы живете. И так же как в этот раз, вы должны вместе с родителями приготовить рассказы и рисунки о своем доме. Спасибо за участие и спасибо за внимание.