Занятие по ФЭМП (подготовительная группа)

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Совершенствование у детей устойчивого интереса к математическим знаниям через самостоятельную деятельность. Развитие коммуникативной компетенции детей в совместной деятельности.

Задачи:

  1. Совершенствовать навыки детей в решении задач разной степени сложности, умении моделировать арифметические действия: сложение, вычитание, равенство знаками “+”, “–”, “=”, “<”, “>”.
  2. Закреплять навыки прямого и обратного счета; состава числа из двух меньших чисел.
  3. Развивать аналитическое восприятие предметов, произвольность внимание, умение планировать свои действия.
  4. Активизировать операции умственной деятельности.
  5. Продолжать совершенствовать у детей самоанализ, самоконтроль.
  6. Воспитывать навыки сотрудничества и взаимопомощи.

Материал:

  • Сюжетные картинки по задачам с карманами. Наборы цифр, знаков в конвертах.
  • Сюжетные картинки с заданием на состав числа из двух меньших.
  • Сюжетные картинки для установления равенства и неравенства с помощью знаков “<”, “>”.
  • Оценочная шкала “лестница”

Ход занятия

I. Эмоциональный настрой:

Воспитатель: Ребята, встаньте в круг. Посмотрите друг другу в глаза, найдите глазами себе друга и улыбнитесь ему. (Дети выполняют.)

II.

Воспитатель: Сегодня утром, ребята, я получила SMS-сообщение от ваших будущих учителей. Не забыли, как их зовут? (Дети называют.)

Послушайте SMS: “Дорогие ребята! Мы очень хотим посмотреть, как вы знаете числа и цифры и какие задания вы решаете с цифрами и числами. Запись вашего занятия мы посмотрим в школе. Удачи вам!”

Принимаем предложение учителей?

Дети соглашаются.

Тогда давайте вначале посчитаемся по волшебной палочке. (Дети считаются, передавая палочку, называют число.)

Воспитатель спрашивает у каждого ребенка после счета: Какое у тебя число? (Если ребенок затрудняется вспомнить свое число, воспитатель спрашивает, нужна ли ему подсказка. Если нужна, то дети подсказывают.)

Воспитатель: А теперь посчитаемся в обратном порядке. (Обратный счет по волшебной палочке.) Кто запомнил, сколько нас человек? (Ответы детей.)

Воспитатель: Нам нужно поделиться на три группы. По какому способу поделимся?

Дети: По секретам (любимый способ).

Воспитатель: Я подарю каждому из вас секрет. (Называет каждому число.)

Дети делятся на группы по числам, образуется три группы.

Воспитатель: Дети, вы сейчас кто?

Дети: Числа.

Воспитатель обращается к каждой группе: Какое число у вашей группы?

Ответы детей: 3, 5, 8.

Воспитатель: Задание – подойдите к столам, соотнесите число вашей группы с цифрой на столе.

Дети выполняют задание и рассаживаются по местам.

Воспитатель: Выберите “посыльного” для получения задания.

Дети выбирают “посыльного” любым знакомым способом.

Воспитатель дает задание “посыльным”: раздает картинки с задачами.

Объяснение задания “посыльным”: Нужно в группе своей составить задачу по картинке и выложить решение задачи цифрами в карточке-кармашке.

“Посыльные” доносят задание в группы и приносят необходимый материал. Деи обсуждают условие задачи и выкладывают решение на карточке. Показывают знак готовности (любым способом).

Воспитатель: Договоритесь в группах, как вы будете представлять задачу: кто-то один из группы, все вместе или другим способом. (Дети обсуждают.)

Воспитатель: Какая группа будет отвечать первой?

Дети высказывают способы.

Дети: Считалкой (Считают).

Воспитатель: По часовой стрелке или против часовой стрелки группа будет представлять решение? (Дети определяют.)

Идет представление задачи от группы: условие, вопрос и ее решение.

Дети других групп соглашаются с решением или нет, высказывают свое мнение, воспитатель руководит процессом.

После всех выступлений воспитатель показывает 2 картинки задач: одна из них на сложение, другая на вычитание.

Воспитатель: Дети, чем отличается эта задача от этой? Обсудите в группах.

Дети обсуждают, показывают готовность.

Дети: Одна задача на сложение (знак “+”), другая на вычитание (знак “–”).

Воспитатель: Следующее задание всем группам. Составьте любую задачу в своих группах на сложение со знаком “+” (показывает знак “+”).

Дети в группах составляют задачу, показывают готовность, договариваются, как будут представлять задачу.

Воспитатель: Какая группа будет отвечать первой?

Если возникает спор, то воспитатель сам назначает. Например: Будет отвечать группа, в которой больше мальчиков (девочек); или группа, в которой есть имя мальчика (девочки) Слава и т.д.

Воспитатель обращается к группе: Как вы будете говорить: хором, по одному или один из группы (дети решают и рассказывают свою задачу).

Воспитатель, обращаясь к другим группам: Вы согласны с условием задачи?

Дети показывают согласие знакомым им способом “домик”, или же несогласие “крестик”.

Воспитатель: Выберете “посыльного” для следующего задания.

Дети выбирают “посыльного”, воспитатель дает задание “посыльным”.

Воспитатель: Нужно расселить в домиках под номерами соседей по этажу.

“Посыльные” доносят задание в группы и приносят наглядный материал. Идет работа в группах. Показывают готовность.

Воспитатель: Ребята, сейчас вы пойдете, друг к другу в “гости” для проверки правильности выполнения задания. (Спрашивает у групп.) К какой группе вы пойдете “в гости”? а вы? (Дети называют, показывают, идут “в гости”, проверяют правильность выполнения задания, знаком показывают согласие (ладошки “домиком”) или несогласие (пальчики “крестиком”).)

Воспитатель: Почему вы согласились? (Обращается к одной из групп.)

Дети: Задание выполнено, верно, правильно, все соседи правильно заселились.

Воспитатель (обращается к другой группе): Какие соседи в домике под номером “4”? (Дети называют.)

Воспитатель: Все соседи в домах расселены, верно. Возвращаемся на свои места.

(Если по времени укладываемся – выполняем еще одно задание.)

Воспитатель: Арина, Даша, Толя подойдите ко мне для получения задания.

Дает задание “посыльным”: Нужно посчитать количество предметов в мешках, записать цифры в клетках и установить неравенство с помощью знаков “>”; “<”.

“Посыльные” доносят задание и наглядный материал в группы, группы выполняют задание, показывают готовность.

Воспитатель: Мы идем друг к другу “в гости” по часовой стрелке или против часовой стрелки для проверки задания?

Дети решают, воспитатель при разногласии принимает решение сам.

Воспитатель: Идем. (Дети идут “в гости”, проверяют задание, показывают согласие или несогласие.)

Воспитатель (обращаясь к конкретной группе): Почему вы согласились?

Дети: Здесь все правильно! Число 4 больше чем число 3. (Проверка задания у всех групп.)

Воспитатель: Возвращаемся к себе “домой”.

Воспитатель: Ребята, с помощью оценочной лестницы обсудите, как вы работали в группах.

Детям знакома оценочная лестница: флажок на верхней ступеньке – группа была активна, задания выполняли верно, не было разногласий, приходили к единому решению.

На средней ступеньке – были ошибки, разногласия, споры.

На нижней ступеньке – группа не справлялась с заданиями, была неактивна, не было обсуждений.

Дети обсуждают, оценивают работу своей группы.

Воспитатель: 1) Выступать будет группа, у которой цифра на столе похожа на букву “З” (число “3”);

2) Выступать будет та группа, у которой на столе цифра “5”;

3) Выступает группа, у которой цифра похожа на снеговика.

Дети объясняют свою оценку – дети из других групп соглашаются или нет, объясняют свою оценку. Воспитатель после оценок детей дает свою объективную оценку.

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг. Что мы скажем учителям? В каких заданиях мы применяли цифры и числа?

Дети высказываются.

Воспитатель: Сегодня мы составляли задачи по картинкам самостоятельно. А хотите научиться составлять и решать “живые задачи”? Поинтересуйтесь у своих родителей, знакомых, что значит “живая задача” и как ее решают?