Цель: Совершенствование у детей устойчивого интереса к математическим знаниям через самостоятельную деятельность. Развитие коммуникативной компетенции детей в совместной деятельности.
Задачи:
- Совершенствовать навыки детей в решении задач разной степени сложности, умении моделировать арифметические действия: сложение, вычитание, равенство знаками “+”, “–”, “=”, “<”, “>”.
- Закреплять навыки прямого и обратного счета; состава числа из двух меньших чисел.
- Развивать аналитическое восприятие предметов, произвольность внимание, умение планировать свои действия.
- Активизировать операции умственной деятельности.
- Продолжать совершенствовать у детей самоанализ, самоконтроль.
- Воспитывать навыки сотрудничества и взаимопомощи.
Материал:
- Сюжетные картинки по задачам с карманами. Наборы цифр, знаков в конвертах.
- Сюжетные картинки с заданием на состав числа из двух меньших.
- Сюжетные картинки для установления равенства и неравенства с помощью знаков “<”, “>”.
- Оценочная шкала “лестница”
Ход занятия
I. Эмоциональный настрой:
Воспитатель: Ребята, встаньте в круг. Посмотрите друг другу в глаза, найдите глазами себе друга и улыбнитесь ему. (Дети выполняют.)
II.
Воспитатель: Сегодня утром, ребята, я получила SMS-сообщение от ваших будущих учителей. Не забыли, как их зовут? (Дети называют.)
Послушайте SMS: “Дорогие ребята! Мы очень хотим посмотреть, как вы знаете числа и цифры и какие задания вы решаете с цифрами и числами. Запись вашего занятия мы посмотрим в школе. Удачи вам!”
Принимаем предложение учителей?
Дети соглашаются.
Тогда давайте вначале посчитаемся по волшебной палочке. (Дети считаются, передавая палочку, называют число.)
Воспитатель спрашивает у каждого ребенка после счета: Какое у тебя число? (Если ребенок затрудняется вспомнить свое число, воспитатель спрашивает, нужна ли ему подсказка. Если нужна, то дети подсказывают.)
Воспитатель: А теперь посчитаемся в обратном порядке. (Обратный счет по волшебной палочке.) Кто запомнил, сколько нас человек? (Ответы детей.)
Воспитатель: Нам нужно поделиться на три группы. По какому способу поделимся?
Дети: По секретам (любимый способ).
Воспитатель: Я подарю каждому из вас секрет. (Называет каждому число.)
Дети делятся на группы по числам, образуется три группы.
Воспитатель: Дети, вы сейчас кто?
Дети: Числа.
Воспитатель обращается к каждой группе: Какое число у вашей группы?
Ответы детей: 3, 5, 8.
Воспитатель: Задание – подойдите к столам, соотнесите число вашей группы с цифрой на столе.
Дети выполняют задание и рассаживаются по местам.
Воспитатель: Выберите “посыльного” для получения задания.
Дети выбирают “посыльного” любым знакомым способом.
Воспитатель дает задание “посыльным”: раздает картинки с задачами.
Объяснение задания “посыльным”: Нужно в группе своей составить задачу по картинке и выложить решение задачи цифрами в карточке-кармашке.
“Посыльные” доносят задание в группы и приносят необходимый материал. Деи обсуждают условие задачи и выкладывают решение на карточке. Показывают знак готовности (любым способом).
Воспитатель: Договоритесь в группах, как вы будете представлять задачу: кто-то один из группы, все вместе или другим способом. (Дети обсуждают.)
Воспитатель: Какая группа будет отвечать первой?
Дети высказывают способы.
Дети: Считалкой (Считают).
Воспитатель: По часовой стрелке или против часовой стрелки группа будет представлять решение? (Дети определяют.)
Идет представление задачи от группы: условие, вопрос и ее решение.
Дети других групп соглашаются с решением или нет, высказывают свое мнение, воспитатель руководит процессом.
После всех выступлений воспитатель показывает 2 картинки задач: одна из них на сложение, другая на вычитание.
Воспитатель: Дети, чем отличается эта задача от этой? Обсудите в группах.
Дети обсуждают, показывают готовность.
Дети: Одна задача на сложение (знак “+”), другая на вычитание (знак “–”).
Воспитатель: Следующее задание всем группам. Составьте любую задачу в своих группах на сложение со знаком “+” (показывает знак “+”).
Дети в группах составляют задачу, показывают готовность, договариваются, как будут представлять задачу.
Воспитатель: Какая группа будет отвечать первой?
Если возникает спор, то воспитатель сам назначает. Например: Будет отвечать группа, в которой больше мальчиков (девочек); или группа, в которой есть имя мальчика (девочки) Слава и т.д.
Воспитатель обращается к группе: Как вы будете говорить: хором, по одному или один из группы (дети решают и рассказывают свою задачу).
Воспитатель, обращаясь к другим группам: Вы согласны с условием задачи?
Дети показывают согласие знакомым им способом “домик”, или же несогласие “крестик”.
Воспитатель: Выберете “посыльного” для следующего задания.
Дети выбирают “посыльного”, воспитатель дает задание “посыльным”.
Воспитатель: Нужно расселить в домиках под номерами соседей по этажу.
“Посыльные” доносят задание в группы и приносят наглядный материал. Идет работа в группах. Показывают готовность.
Воспитатель: Ребята, сейчас вы пойдете, друг к другу в “гости” для проверки правильности выполнения задания. (Спрашивает у групп.) К какой группе вы пойдете “в гости”? а вы? (Дети называют, показывают, идут “в гости”, проверяют правильность выполнения задания, знаком показывают согласие (ладошки “домиком”) или несогласие (пальчики “крестиком”).)
Воспитатель: Почему вы согласились? (Обращается к одной из групп.)
Дети: Задание выполнено, верно, правильно, все соседи правильно заселились.
Воспитатель (обращается к другой группе): Какие соседи в домике под номером “4”? (Дети называют.)
Воспитатель: Все соседи в домах расселены, верно. Возвращаемся на свои места.
(Если по времени укладываемся – выполняем еще одно задание.)
Воспитатель: Арина, Даша, Толя подойдите ко мне для получения задания.
Дает задание “посыльным”: Нужно посчитать количество предметов в мешках, записать цифры в клетках и установить неравенство с помощью знаков “>”; “<”.
“Посыльные” доносят задание и наглядный материал в группы, группы выполняют задание, показывают готовность.
Воспитатель: Мы идем друг к другу “в гости” по часовой стрелке или против часовой стрелки для проверки задания?
Дети решают, воспитатель при разногласии принимает решение сам.
Воспитатель: Идем. (Дети идут “в гости”, проверяют задание, показывают согласие или несогласие.)
Воспитатель (обращаясь к конкретной группе): Почему вы согласились?
Дети: Здесь все правильно! Число 4 больше чем число 3. (Проверка задания у всех групп.)
Воспитатель: Возвращаемся к себе “домой”.
Воспитатель: Ребята, с помощью оценочной лестницы обсудите, как вы работали в группах.
Детям знакома оценочная лестница: флажок на верхней ступеньке – группа была активна, задания выполняли верно, не было разногласий, приходили к единому решению.
На средней ступеньке – были ошибки, разногласия, споры.
На нижней ступеньке – группа не справлялась с заданиями, была неактивна, не было обсуждений.
Дети обсуждают, оценивают работу своей группы.
Воспитатель: 1) Выступать будет группа, у которой цифра на столе похожа на букву “З” (число “3”);
2) Выступать будет та группа, у которой на столе цифра “5”;
3) Выступает группа, у которой цифра похожа на снеговика.
Дети объясняют свою оценку – дети из других групп соглашаются или нет, объясняют свою оценку. Воспитатель после оценок детей дает свою объективную оценку.
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг. Что мы скажем учителям? В каких заданиях мы применяли цифры и числа?
Дети высказываются.
Воспитатель: Сегодня мы составляли задачи по картинкам самостоятельно. А хотите научиться составлять и решать “живые задачи”? Поинтересуйтесь у своих родителей, знакомых, что значит “живая задача” и как ее решают?