Цели урока:
- развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас, знакомить с разными приемами работы с текстом, учить различать литературные жанры, формировать умение составлять предложения на заданную тему;
- воспитывать чувство коллективизма, прививать любовь к родному языку.
Организационный момент. (5 мин.)
- Здравствуйте (садитесь) те, у кого сегодня прекрасное настроение. Здравствуйте те, у кого сегодня отличное настроение. Здравствуйте те, у кого сегодня хорошее настроение, и те, кто еще не понял, что у него просто хорошее настроение.
- Предлагаю вам сегодня на уроке сделать главными следующие слова:
Умеешь сам - научи другого.
- Почему это важно, как вы думаете?
- Как надо работать, для того, чтобы много успеть
сделать и многому научиться? (прочитать)
Сообщение темы урока.
- Сегодня у нас урок развития речи.
- Чем мы занимаемся на таких уроках?
- Зачем нам нужны такие уроки?
- Причитайте столбик, который написан у меня на доске.
тескт ктест
текст
стект
сткет
- Все ли было понятно из прочитанного? Какие буквосочетания можно назвать словом? Почему? Докажи.
- Тема нашего урока сегодня: "Работа с текстом".
- Как вы понимаете слово "ТЕКСТ"? (предложения, связанные друг с другом по смыслу)
- Можно ли рассказ назвать текстом? Почему? Объясни.
- Что еще можно назвать текстом? (сказку, стихотворение, ...)
- Чем отличается сказка от рассказа, рассказ и сказка от стихотворения?
- Что общего между рассказом и стихотворением? (может происходить в жизни)
- Что общего между рассказом, сказкой и стихотворением? (могут быть авторы, или их пишут детские писатели, ОНИ СОСТОЯТ ИЗ СЛОВ.)
Речевая разминка (актуализация знаний). (5 мин.)
- Прочитайте предложение.
Слово - Солнце языковой системы. (слово написано разноцветными буквами)
- Почему так говорят? Как вы думаете?
- Как вы думаете, почему я написала слово "СЛОВО" разноцветными буквами?
- Можно ли сравнить слова с радугой? Почему?
- С чем еще можно сравнить слова? (капельки дождя, листочки на дереве, .....)
- Зависит ли наша речь от настроения?
- Какие слова могут быть в зависимости от настроения? Приведите примеры.
Словарная работа. (5 мин.)
- А еще бывают такие слова:
Работа с текстом. (7 мин.)
- У вас на партах листочки с отрывками из стихотворения М. Пляцковского "Какие бывают слова". Ваша задача заключается в том, чтобы "дописать" строчки (слова-предметы, которые находятся в конце каждой строчки) этого стихотворения не зная, что задумал автор. А в конце работы мы узнаем, кто из вас угадал мысли писателя.
1 ряд.
Есть сладкое слово - (конфета).
Есть быстрое слово - (ракета).
Есть кислое слово - (лимон).
Есть слово с окошком - (вагон).
2 ряд
Есть слово колючее - (ежик).
Есть слово промокшее - (дождик).
Есть слово упрямое - (цель).
Есть слово зеленое - (ель).
3 ряд.
Есть книжное слово - (страница).
Есть слово лесное - (синица).
Есть слово пушистое - (снег).
Есть слово веселое - (смех).
1. Каждый ряд получает задание на листочках - по 4 предложения из стихотворения и "дописывает" свои слова;
2. После окончания работы, вызывается по одному человеку с каждого ряда и читается текст стихотворения целиком;
3. Выбирается самый удачный вариант;
4. Учитель читает стихотворение в оригинале;
5. Сравнивается вариант детей и оригинал.
Вывод: меняя слова в тексте, мы получаем его новое звучание.
Коллективная работа с текстом.
Установить порядок предложений. (5 мин.)
- Мы работали со словами. А что состоит из слов?
- Итак, переходим к работе со стихотворным текстом.
- Предлагаю установить такой порядок в стихотворении, который обозначен цифрами в конце строчек.
- Какой вариант правильный по вашему мнению? Почему?
А сегодня прямиком (1) (3) (1)
Долго шла весна тайком (2) (1) (3)
Шлёпает по лужам (3) (4) (2)
От ветров и стужи (4) (2) (4)
Вывод: правильно подобранные слова помогают подобрать рифму в стихотворении.
Изменить содержание текста.( 7 мин.)
- Вспомните пожалуйста самую первую "страшилку", которую, я думаю, вы все прекрасно помните (знаете). Она начинается так: "В одном черном, черном городе ...." и т.д. Вспомнили?
- Я вам предлагаю из "страшилки" сделать текст, который бы соответствовал заданию. Для этого вам надо взять конвертики, достать листочки и внимательно прочитать то, что там написано.
В одном __________________, ________________ лесу были _________________, ____________________ деревья. Под этими ___________________, __________________ деревьями росли __________________, _______________________ кусты. Под этими ______________, _______________ кустами прятались _______________, _________________ животные.
- Что это за время года?
- Перечисли животных такого цвета.
(задание по рядам)
1 ряд - лето, возможный цвет - зеленый.
2 ряд - осень, возможный цвет - желтый, а так же оранжевый или красный, но какой-то один!
3 ряд - зима, возможный цвет - белый.
Вывод: с помощью слов можно изменить содержание текста.
Общий вывод. (2 мин.)
- Какова же работа слов в тексте?
1. меняют звучание
2. дают рифму
3. меняют содержание
Итог урока. (3 мин.)
- Вам понравился урок?
- С помощью таблицы определите для себя, какой был урок?
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ | ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ |
Было интересно | Было скучно |
Узнали новое | Было не интересно |
Учились придумывать | Было трудно |
Составляли предложения | Ничего не узнали нового |
"Сочиняли" стихи | Нам это никогда не пригодится |
"Дописывали" предложения | Мало спрашивали |
Было весело | Не хватило времени сделать больше |