Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
Образовательные:
- формировать представление о лесе, в котором обитают и находятся в тесной взаимосвязи растения и животные;
Развивающие:
- расширить знания детей о насекомых (их видах, классификации и пользе);
- развивать познавательную активность детей;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- умение работать в группах.
Методы обучения:
- Проблемный, частично-поисковый.
Оборудование:
- Ноутбук 1 шт., компьютер с мультимедиа, магнитофон, фонограмма "Голоса птиц", раздаточный материал.
Учебное обеспечение:
- Окружающий мир. Рабочая тетрадь для 1-го класса "Мир вокруг нас" А.А. Плешаков - М.: Просвещение, 2009.
- Окружающий мир. Учебник "Мир вокруг нас" для 1-го класса А.А. Плешаков - М.: Просвещение, 2009.
1. Организационный момент.
- Главный у нас на уроке учебник, его помощники
тетрадь, ручка, карандаши,
линейка.
2. Повторение пройденного материала.
- О каком природном явлении мы с вами говорили на прошлом уроке?
(ответы детей)
- Какая фраза - подсказка помогает запомнить цвета радуги?
("Каждый охотник должен знать, где сидят фазаны" или "Как однажды Жан - звонарь голубой сломал фонарь")
- А сейчас поиграем в игру "Третий лишний".
- Я буду называть три цвета, а вы должны назвать тот цвет, которого нет в радуге:
- Оранжевый, коричневый, желтый;
- зеленый, голубой, белый;
- фиолетовый, малиновый,
- желтый; красный, черный, синий.
У нас как всегда на уроке в гостях мудрая черепаха. Что она приобрела в магазине? (ответы детей)
А что вам напоминает цветик - семицветик?
(ответы детей)
- Сейчас ваша задача, проставить числа таким образом, чтобы лепестки цветов соответствовали цветам радуги! Это вы сделаете при помощи ручки.
(дети выполняют работу в парах)
3. Новый материал.
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но вот в какой уголок нашей страны, вы узнаете, отгадав загадку.
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят.
Ваню - земляникой,
Таню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю - сыроежкой,
Костеньку - малинкой,
Васю - хворостинкой.
Кого же назвали богатырем? (ответы детей)
Но прежде, чем отправиться в лесное путешествие, наши синоптики сделают сообщение о погоде.
(сообщения детей)
- Давайте вспомним времена года, посмотрите на пейзажи, художники и поэты воспевали красоту природы (просмотр слайд-презентации).
Унылая пора, очей очарованье:
Дремлет лес под сказку сна:
Весна, весна:
Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг:
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Человек и время года -
Это все вокруг: (природа).
4. Физминутка.
Только в лес мы вошли, появились комары.
Дальше по лесу шагаем,
И медведя мы встречаем.
Перед нами водоем.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз - два, раз - два,
Позади теперь вода!
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко.
Впереди из-за куста,
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочках пробежим...
Зайчик скачет быстро в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы, шалунишки.
Но закончилась игра,
И учиться нам пора!
5. Новый материал.
И сегодня наш разговор пойдет о летнем времени года. Скажите лесное царство, это чей-то дом? Кто же в нем проживает? (ответы детей)
И первый наш разговор пойдет о растениях. А вы, знаете, какие растения растут в лесу? Может кто-то их назовет? (ответы детей)
Разговор пойдет о первом растении, его называют украшением леса!
Найдите у себя в учебнике похожее растение(копытень).
(Копытень - вечнозеленое растение, является украшением наших лесов. Листья применяются при различных заболеваниях.)
Скажите, почему это растение так назвали, может, кто-то догадался?
Под первым зеленым кружочком давайте прочтем, почему растение так назвали (дети читают).
Посмотрите на это растение, как же его назвали, и почему? (ответы детей)
(Звездчатка)
(Цветет в апреле - мае. Это неприметное растение образует ковер под низкорослыми деревьями).
Прочитайте, а что сказано в учебнике под вторым зеленым кружочком (дети читают).
Посмотрите на следующий слайд, что же это за растение? (Иван - да - Марья)
Прочитайте, объяснение в учебнике.
А у следующего растения сладкое название, интересно, с чем это связано?
Прочитайте, под четвертым кружочком, что нам говорит учебник. (Медуница)
( Растет в тенистых местах, среди кустарников и в оврагах. Из листьев медуницы варят супы, делают салаты, также является лекарственным растением).
А следующее растение найдите его у себя в учебнике.
Как вы думаете, а почему у этого растения такое странное название?
Прочитаем, что нам говорит учебник по поводу этого растения? (Недотрога)
(Встречается на берегах рек, ручьев, оврагов. Свежие измельченные листья обладают противовоспалительным действием, их прикладывают к ранкам, язвам.)
А сейчас я вам загадаю загадку, а вы отгадайте, что это за растение, его фотографию вы найдете на стр. 99 в учебнике.
Почему мы дышим вольно,
И судьбой своей довольны.
Хоть растем мы вдоль дорог,
И нас топчут сотни ног (подорожник).
(Целебные свойства, этой травы нам известны. С кем не бывало - поцарапалруку или натер ногу, приложил листок подорожника к больному месту, искоро все заживет.)
Он желтым цветком распускается,
А после цветения сдувается (одуванчик).
(Одуванчик целебная трава, ее используют при простудных заболеваниях, аеще из нее варят супы, делают салаты и тд.)
Голубой бубенчик
На лугу стоит.
И под песню ветра
Весело звенит (колокольчик).
(Колокольчик гостиница для мошек, спрячется солнышко, наклонит колокольчик свою головку, чтобы роса не попадала и становится похожим на шалашик).
5. Физминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел (Туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться)
Взвился и полетел (Руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружится, вьется. (Покружиться).
- Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали! Ребята, посмотрите, муравьишка что-то нашел в траве. Отгадайте:
Под сосною у дорожки,
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть - нет головы.
6. Откройте тетради на стр. 39.
-Я вам загадаю загадку, а вы найдите отгадку.
Серенькие шляпки.
Рябенькие ножки.
Под березою растут.
Как их зовут? (подберезовики)
Найдите этот гриб на рисунке. Почему его так назвали? (растет под березой)
Раскрасьте веточку березы.
- Прочитайте первую загадку. Найдите отгадку на иллюстрации, соедините линией.
Почему их так назвали? (Они рыжие как лиса)
Ученики читают вторую загадку, соединяют ее линией с отгадкой, объясняют почему опята получили такое название (растут около пней) и раскрашивают пень. Аналогичная работа проводится с третьей загадкой.
- А сейчас послушайте следующую загадку:
А этот красавец на беленькой ножке,
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки (мухомор)
А почему мухомор получил такое название?
Настоем этого гриба раньше морили мух.
Какой из грибов, изображенных на этом рисунке, мы не возьмем в корзинку? (Мухомор, потому что этот гриб ядовитый)
А можно ли его сбить ногой, раз он ядовитый?
Нет, он служит лекарством для животных.
- Муравьишка приготовил еще две загадки. Давайте отгадаем их.
Средь молодых сосенок,
В блестящей темной шапочке,
Растет грибок : (масленок).
- Почему его так назвали? (В сырую погоду шляпки блестят, будто смазанные маслом)
Люблю я в разных шапках быть,
То в желтой, то в зеленоватой,
То в красной, или сероватой.
Собирай, не мешкай, это (сыроежки)
Почему их так назвали? (Они любят сырые места, сухости не переносят)
Давайте сразу договоримся: сырыми их есть не будем!
Сейчас посмотрим на экран, а я еще раз проверю, все ли названия грибов вы запомнили?
- Ребята, а какое правило должны знать люди, которые собирают грибы? (Читают правило на экране)
6. Итог урока.
- Ну, вот и подошла к концу наша прогулка по лесу. Мы отгадали много загадок.
- Ребята, а что мы еще учились делать во время прогулки? (объяснять названия растений)
- Давайте прочитаем эти слова:
Берегите эту землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
- Прекрасен мир живой природы, а люди - часть его. Нам надо беречь, умножать, познавать этот мир.