Урок в начальной школе по окружающему миру. Тема урока: "Почему их так назвали?"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

Образовательные:

  • формировать представление о лесе, в котором обитают и находятся в тесной взаимосвязи растения и животные;

Развивающие:

  • расширить знания детей о насекомых (их видах, классификации и пользе);
  • развивать познавательную активность детей;

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • умение работать в группах.

Методы обучения:

  • Проблемный, частично-поисковый.

Оборудование:

  • Ноутбук 1 шт., компьютер с мультимедиа, магнитофон, фонограмма "Голоса птиц", раздаточный материал.

Учебное обеспечение:

  1. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для 1-го класса "Мир вокруг нас" А.А. Плешаков - М.: Просвещение, 2009.
  2. Окружающий мир. Учебник "Мир вокруг нас" для 1-го класса А.А. Плешаков - М.: Просвещение, 2009.

1. Организационный момент.

- Главный у нас на уроке учебник, его помощники тетрадь, ручка, карандаши,
линейка.

2. Повторение пройденного материала.

- О каком природном явлении мы с вами говорили на прошлом уроке?

(ответы детей)

- Какая фраза - подсказка помогает запомнить цвета радуги?

("Каждый охотник должен знать, где сидят фазаны" или "Как однажды Жан - звонарь голубой сломал фонарь")

- А сейчас поиграем в игру "Третий лишний".

- Я буду называть три цвета, а вы должны назвать тот цвет, которого нет в радуге:

  • Оранжевый, коричневый, желтый;
  • зеленый, голубой, белый;
  • фиолетовый, малиновый,
  • желтый; красный, черный, синий.

У нас как всегда на уроке в гостях мудрая черепаха. Что она приобрела в магазине? (ответы детей)

А что вам напоминает цветик - семицветик?

(ответы детей)

- Сейчас ваша задача, проставить числа таким образом, чтобы лепестки цветов соответствовали цветам радуги! Это вы сделаете при помощи ручки.

(дети выполняют работу в парах)

3. Новый материал.

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но вот в какой уголок нашей страны, вы узнаете, отгадав загадку.

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят.
Ваню - земляникой,
Таню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю - сыроежкой,
Костеньку - малинкой,
Васю - хворостинкой.

Кого же назвали богатырем? (ответы детей)

Но прежде, чем отправиться в лесное путешествие, наши синоптики сделают сообщение о погоде.

(сообщения детей)

- Давайте вспомним времена года, посмотрите на пейзажи, художники и поэты воспевали красоту природы (просмотр слайд-презентации).

Унылая пора, очей очарованье:

Дремлет лес под сказку сна:

Весна, весна:

Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг:
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Человек и время года -
Это все вокруг: (природа).

4. Физминутка.

Только в лес мы вошли, появились комары.
Дальше по лесу шагаем,
И медведя мы встречаем.
Перед нами водоем.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз - два, раз - два,
Позади теперь вода!
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко.
Впереди из-за куста,
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочках пробежим...
Зайчик скачет быстро в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы, шалунишки.
Но закончилась игра,
И учиться нам пора!

5. Новый материал.

И сегодня наш разговор пойдет о летнем времени года. Скажите лесное царство, это чей-то дом? Кто же в нем проживает? (ответы детей)

И первый наш разговор пойдет о растениях. А вы, знаете, какие растения растут в лесу? Может кто-то их назовет? (ответы детей)

Разговор пойдет о первом растении, его называют украшением леса!

Найдите у себя в учебнике похожее растение(копытень).

(Копытень - вечнозеленое растение, является украшением наших лесов. Листья применяются при различных заболеваниях.)

Скажите, почему это растение так назвали, может, кто-то догадался?

Под первым зеленым кружочком давайте прочтем, почему растение так назвали (дети читают).

Посмотрите на это растение, как же его назвали, и почему? (ответы детей)

(Звездчатка)

(Цветет в апреле - мае. Это неприметное растение образует ковер под низкорослыми деревьями).

Прочитайте, а что сказано в учебнике под вторым зеленым кружочком (дети читают).

Посмотрите на следующий слайд, что же это за растение? (Иван - да - Марья)

Прочитайте, объяснение в учебнике.

А у следующего растения сладкое название, интересно, с чем это связано?

Прочитайте, под четвертым кружочком, что нам говорит учебник. (Медуница)

( Растет в тенистых местах, среди кустарников и в оврагах. Из листьев медуницы варят супы, делают салаты, также является лекарственным растением).

А следующее растение найдите его у себя в учебнике.

Как вы думаете, а почему у этого растения такое странное название?

Прочитаем, что нам говорит учебник по поводу этого растения? (Недотрога)

(Встречается на берегах рек, ручьев, оврагов. Свежие измельченные листья обладают противовоспалительным действием, их прикладывают к ранкам, язвам.)

А сейчас я вам загадаю загадку, а вы отгадайте, что это за растение, его фотографию вы найдете на стр. 99 в учебнике.

Почему мы дышим вольно,
И судьбой своей довольны.
Хоть растем мы вдоль дорог,
И нас топчут сотни ног (подорожник).

(Целебные свойства, этой травы нам известны. С кем не бывало - поцарапалруку или натер ногу, приложил листок подорожника к больному месту, искоро все заживет.)

Он желтым цветком распускается,

А после цветения сдувается (одуванчик).

(Одуванчик целебная трава, ее используют при простудных заболеваниях, аеще из нее варят супы, делают салаты и тд.)

Голубой бубенчик
На лугу стоит.
И под песню ветра
Весело звенит (колокольчик).

(Колокольчик гостиница для мошек, спрячется солнышко, наклонит колокольчик свою головку, чтобы роса не попадала и становится похожим на шалашик).

5. Физминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел  (Туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся,  (руки вверх, потянуться)
Взвился и полетел (Руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружится, вьется. (Покружиться).

- Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали! Ребята, посмотрите, муравьишка что-то нашел в траве. Отгадайте:

Под сосною у дорожки,
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть - нет головы.

6. Откройте тетради на стр. 39.

-Я вам загадаю загадку, а вы найдите отгадку.

Серенькие шляпки.
Рябенькие ножки.
Под березою растут.
Как их зовут? (подберезовики)

Найдите этот гриб на рисунке. Почему его так назвали? (растет под березой)

Раскрасьте веточку березы.

- Прочитайте первую загадку. Найдите отгадку на иллюстрации, соедините линией.

Почему их так назвали? (Они рыжие как лиса)

Ученики читают вторую загадку, соединяют ее линией с отгадкой, объясняют почему опята получили такое название (растут около пней) и раскрашивают пень. Аналогичная работа проводится с третьей загадкой.

- А сейчас послушайте следующую загадку:

А этот красавец на беленькой ножке,
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки (мухомор)

А почему мухомор получил такое название?

Настоем этого гриба раньше морили мух.

Какой из грибов, изображенных на этом рисунке, мы не возьмем в корзинку? (Мухомор, потому что этот гриб ядовитый)

А можно ли его сбить ногой, раз он ядовитый?

Нет, он служит лекарством для животных.

- Муравьишка приготовил еще две загадки. Давайте отгадаем их.

Средь молодых сосенок,
В блестящей темной шапочке,
Растет грибок : (масленок).

- Почему его так назвали? (В сырую погоду шляпки блестят, будто смазанные маслом)

Люблю я в разных шапках быть,
То в желтой, то в зеленоватой,
То в красной, или сероватой.
Собирай, не мешкай, это (сыроежки)

Почему их так назвали? (Они любят сырые места, сухости не переносят)

Давайте сразу договоримся: сырыми их есть не будем!

Сейчас посмотрим на экран, а я еще раз проверю, все ли названия грибов вы запомнили?

- Ребята, а какое правило должны знать люди, которые собирают грибы? (Читают правило на экране)

6. Итог урока.

- Ну, вот и подошла к концу наша прогулка по лесу. Мы отгадали много загадок.

- Ребята, а что мы еще учились делать во время прогулки? (объяснять названия растений)

- Давайте прочитаем эти слова:

Берегите эту землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

- Прекрасен мир живой природы, а люди - часть его. Нам надо беречь, умножать, познавать этот мир.