Цели:
- обобщить и систематизировать знаний по географии, по биологии;
- поддерживать интерес к учебной деятельности; развивать творческие навыки учащихся;
- формировать у учащихся умение работать в команде, уважать чужое мнение, воспитание нравственного отношения к природе и ко всему миру.
Оборудование: компьютер, карты, раздаточный материал.
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте! Мы приветствуем сегодня всех, которые присутствуют на этом празднике.
– В черном бархате космической бездны мягко светится голубой шар, очертания которого размыты сияющей дымкой. Это дымка отгораживает нашу Землю от космоса бережет планету от губительных излучений вселенной и поддерживает неугасимый огонь жизни, питая его кислородом. Это атмосфера, воздушная оболочка Земли. Именно в его нижних слоях наблюдаются главные природные явления. А какие природные явления вы знаете? (дождь, снег) А когда бывают пасмурные дождливые погоды? (осенью). И сегодняшний праздник мы проведем на загадочном очаровательном осеннем фоне. (музыка)
– У нас конкурс среди команд 6-х классов.
– Представляю вашему вниманию две команды.
Команда «Явление природы» – капитан Ханбекова Джамиля.
Команда «Чудеса природы» – капитан Дулатов Али.
– Представляю членов жюри:
Тагирова Хавва Алиевна, Дебердеева Галия Зуфяровна.
Ведущий: Наша планета вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг солнца. Результатом такого вращения является смена дня и ночи и смена времен года. В наших широтах мы можем наблюдать все 4 времени года. Сегодня у нас в гостях любимая народом госпожа Осень!
Чтец 1:
Обожаю это время года!
Праздник золота и багреца
Синяя шумящая свобода,
Ясность неизбежного конца
А ведь как металось и хлестало!
Шли дожди, трепали их ветра
Справилась природа, и настала
Эта драгоценная пора.
Ведущий: Начинается 1-й конкурс «Представление команд». Каждая команда представляет заранее подготовленную презентацию. Каждый конкурс оценивается по 5-ой бальной системе.
(Сценка)
Царь: А ты, мой сын, чем занят? А это что?
Федор: Чертеж Земли Московской, наше царство. Из края в край, вот видишь: тут Москва, тут Новгород, тут Астрахань, тут море. Вот Русская равнина, а вот Сибирь.
Царь: А это что вьется?
Федор: Это Вома.
Царь: Как хорошо! Вот сладкий плод ученья! Как с облаков ты можешь обозреть. Все царство вдруг, границы, грады, реки.
Ведущий:
Сегодня между командами сраженья,
Но пусть обид не будет среди нас,
Ведь победитель или побежденный
Сегодня будет кто-то среди Вас
Мы будем рады, если вы в сраженьях
Покажите находчивость свою.
Итак, следующий конкурс «Картографическое сражение».
В ней принимают участие по 1 участнику от каждой команды: необходимо показать на карте за 2 минуты как можно больше географических объектов.
Предложите карточки с заданиями.
1 команда (Черное море, р. Лена, оз. Байкал, Беринговый пролив, г. Кавказ, р. Волга, г. Алтай, о. Сахалин).
2 команда (Белое море, Охотское море, Уральские горы, п-ов Камчатка, р. Есений, Японское море, р. Обь, Каспийское море)
Ведущий: Жюри подводит итоги конкурса.
– Некоторые растения, такие как брусника, багульник не сбрасывают осенью всех своих листьев, сохраняя их до будущей весны. А весной листья развертываются и сохраняются до появления следующих листьев. Некоторые животные впадают в спячку, меняют окраску.
– Итак, следующий конкурс. «Путешествие с культурными растениями и дикими животными».
– Каждой команде раздается карточки с изображением животных и растений, и вам нужно определить, на каком материке встречаются данные растения или животные.
-
Она древностью гордится
Уже десять тысяч лет
Шумит в полях под синим небом
И кормит всех нас белым хлебом. (Пшеницы – Евразии) -
Все меня любят, а как раздевают
Так слезу проливают (Лук – Евразии) -
Этот водный знак двулик
До чего он велик. (Сахарный тростник – Африки) -
Из земли вырастало
Весь мир одевало (Хлопчатник – Африки). -
Не шит, не кроен, а весь в рубцах
Без счету одежек, и все без застежек (капуста – Африка) -
У ягоды в середине
Два зернышка – половинке
На огне обжаришь
И напиток сваришь! (кофе – Африки) -
Ягода красна
Ягода вкусна
Режь да соли
Ешь да хвали (томат – Евразия) -
Золотое решето
Черных домиков полно
Сколько черненьких домков –
Сколько беленьких жильцов (подсолнечник – Евразии). -
Самое высокое животное в мире.
Ростом он с двухэтажный дом (жираф – Африка) -
Впереди на носу у него два рога: один большой, а чуть позади – другой – маленький. Эти рога – грозное оружие (носорог – Африка).
-
Самая большая птица в мире (Страус – Африка).
-
Крупное млекопитающее, обитающее в Антарктиде (белая медведь)
-
В дупле живет, да орешки все грызет (белка, Евразия).
-
царь зверей, у него длинная густая грива. Живут и охотятся небольшими стаями. Огромная хищная кошка (лев, Африка).
-
Хищник, герой многих русских народных сказок (лиса, Евразия).
Ведущий: Жюри подводит итоги.
Ведущий: Интересно наблюдать за перемещением солнца в течение дня точки его восхода и захода. Смещаются ближе к югу. Дни становятся короче, ночи длиннее. Температура почвы и воздуха опускается ниже нуля градусов. В небе нет уже легких кулевых облаков, преобладают низкие слоистые. Сентябрь знаменит двумя днями:
- 23 сентября – день осеннего равноденствия. День равен ночи, а начиная с 23 сентября продолжительность дня убывает.
- 14 сентября – Семен Листопроводец. На Руси с этого дня начинался Новый год. Под Семенов день вечером в печи гасили старый огонь, а утром, как только начинала заниматься заря, разжигали новый, в Семенов день старались справлять новоселье и переселяться в новые дома. Время с Семенова дня по 21 сентября называется «Бабьим летом».
– Следующий конкурс «Конкурс Эрудитов».
– В этом конкурсе предлагается кроссворды, при решении которых по первым буквам отгаданных слов получается название животного.
– С закрытыми глазами нарисовать его на листе ватмана. Выигрывает та команда, которая быстрее отгадает нарисованное животное.
1 команда:
- Река, протекающая по Европейской территории России и впадающая в Каспийское море.
- Главная река Западной Сибири.
- Крупная река на северо-востоке Евразии.
- Левый приток Камы.
2 команда:
- Крупная река на северо-востоке Евразии.
- Главный приток реки Оби.
- Река, впадающая в Аральское море.
- Главный приток Енисея.
– Подведение итогов.
Ведущая:
Вчера октябрь принес мне телеграмму
На бланке из кленового листа
О том, что в золоте лесная панорама,
А даль небес хрустальна и чиста,
Что по утрам обильны стали росы,
Над озером тумане стоит шатром,
И палых листьев бронзовая россыпь
Одела землю радужным ковром.
– Следующий «Конкурс пантомимы»
Команды должны изобразить мимикой
- «вулкан»
- «водопад»
Ведущий: Подведение итогов.
Чтец.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Ведущий: Жюри подводит итоги конкурса.
Ведущий: Пока жюри подводит итоги конкурса.
Чтец 1:
Нивы сжаты, рощи голы
От воды туман и сырость
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось
Дремлет взрытая дорога
Ей сегодня примечталось,
Что совсем, совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Чтец 2:
Ты, человек, любя Природу
Хоть иногда ее жалей
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна
И помни истину простую
Нас много, а она одна.
Ведущий: Слово предоставляется членам жюри для подведения итогов конкурса.
– Награждение.
– На этом наше мероприятие подошло к концу. Команды показали свои знания в области географии, биологии.
– Молодцы, ребята! Желаем вам, дальнейших успехов!