Урок литературного чтения "М. Метерлинк. "Синяя птица""

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • продолжать чтение и анализ драматического произведения;
  • расширять представления детей об окружающем мире посредством феерического жанра;
  • учить видеть в обыкновенном прекрасное,
  • расширять представления о своем внутреннем мире, его многообразии,
  • способствовать воспитанию нравственных качеств личности, стремления проявлять доброту, заботу, учиться понимать и оценивать материнскую любовь;
  • способствовать пересмотру ценностей человеческой жизни на примере блаженств и радостей, окружающих человека;
  • способствовать воспитанию культуры общения, развитию умения слушать и слышать окружающих, вести диалог в аудитории;
  • развивать умение мыслить, высказывать свое мнение, совершенствовать навыки работы с книгой.

Оборудование:

  1. Н.А. Чуракова. Литературное чтение: Учебник для 4 класса: В 5 частях. Часть 3.
  2. Рабочая тетрадь учащихся.
  3. Карточки с названиями Блаженств. Магнитная доска.
  4. Карточки с названиями Радостей (для стенда).
  5. Стенд с рисунками учащихся к произведению.
  6. Книга “М. Метерлинк. “Синяя Птица”.
  7. Аудиозапись Г. Гладкова “Прощай, сказка!”.
  8. Цитата из произведения М. Метерлинка “Синяя Птица” на доске.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • фронтальная,
  • индивидуальная,
  • групповая.

Методы и приёмы:

  • создание ситуации успеха,
  • методы словесной и наглядной передачи информации,
  • практическая работа,
  • частично-поисковый метод,
  • обеспечение постепенности восприятия учебного материала,
  • проблемный метод.

Ход урока

I ЭТАП. Организационный.

Задачи этапа: подготовка учащихся к работе (мотивация); создание положительной эмоциональной атмосферы.

Сегодня мы продолжим вместе с героями произведения М.Метерлинка путешествие по волшебной стране за Синей Птицей, и надеюсь, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом.

II ЭТАП. Актуализация опорных знаний.

Задачи этапа: актуализация знаний, необходимых для усвоения новых знаний.

– Для начала нам надо кое о чём вспомнить и уложить это в нашей памяти. Итак:

– Кто из героев произведения отправляется в необычное путешествие и зачем? (Тильтиль и Митиль, за Синей Птицей, которая нужна фее Берилюне, чтобы вылечить внучку)

– С кем они отправляются в это путешествие? (С ними Хлеб, Молоко, Вода, Сахар, Огонь, Кошка, Пёс, Душа Света)

– Как разделились спутники наших героев: кто им друг, кто враг, а кто может подвести в любую минуту? (Друзья – Пёс, Душа Света, враги – Кошка, а Хлеб и Сахар могут подвести в любую минуту). – Иллюстрации из книги и некоторые ваши рисунки помогут вам вспомнить, где побывали уже наши герои и что они поняли из этих посещений. (Учитель предлагает вниманию учащихся некоторые иллюстрации из специально принесённой книги и обращает внимание детей на их рисунки на стенде)

  • Стр.35 Страна Воспоминаний, где герои повидали бабушку и дедушку. Поняли, что наши близкие, которые нам дороги, но их уже нет с нами, они навсегда ушли от нас, живут до тех пор, пока мы о них думаем и помним их. Дедушка предупреждает, что Синяя Птица может не вынести суеты земной жизни и испугаться или полинять. Ведь в волшебной стране всё видится по-другому.
  • Стр. 36 (Дворец Ночи.)

Поняли:

Ночь вынуждена отдать ключи человеку, так как он имеет право раскрывать Тайны Природы;

Она бессильна перед тем, чей путь освещён Душой Света;

Синяя Птица прячется в одной из пещер Дворца Ночи, чтобы не быть пойманной случайным человеком. Если её найдут, то не так просто будет отличить её от лунных птиц, среди которых она прячется. Для этого нужно особое зрение.

Тильтиль не может её отличить, хотя Душа Света старается ему помочь. Он ещё не прошёл все испытания, которые ему выпали на этом пути. Он ещё не научился смотреть на окружающий мир внутренним зрением, ещё не научился понимать суть вещей.

III ЭТАП. Формулирование темы и цели.

Задачи этапа: обеспечение понимания учащимися цели учебно-познавательной деятельности, работа над новой частью произведения.

Итак, мы уложили в определённой последовательности основные события и мысли. Можем отправляться дальше.

1. Вступительная беседа перед чтением.

– Как называется новая часть? (Сады Блаженств) Давайте поразмышляем над названием.

– Как вы объясните, что такое “САД”? (В нашем понимании сад – это некоторый участок земли, на котором растут деревья, посажены цветы, много зелени, легко дышится, можно погулять и отдохнуть от шума и суеты).

– Как понимаете слово “БЛАЖЕНСТВО”? (Словарь Ожегова: “Блаженство – полное и невозмутимое счастье, наслаждение”. Можно сказать немного проще: блаженство – самое большое удовольствие, наслаждение).

Вопрос для тех, кто заглянул дома в эту главу: – Какие Блаженства упоминаются в ней? (Дети, заглянувшие в главу дома, перечисляют Блаженства. Могут делать это по записям в тетради)

Самое Тучное Блаженство,
Блаженство Быть Богатым,
Блаженство Пить, Когда Уже Не Чувствуешь Жажды,
Блаженство Есть, Когда Уже Не Чувствуешь Голода,
Блаженство Ничего Не Знать,
Блаженство Ничего Не Помнить,
Блаженство Ничего Не Делать,
Блаженство Спать Больше, Чем Нужно,
Блаженство Ничего Не Понимать,
Блаженство Быть Невыносимым,
Блаженство Быть Здоровым, Блаженство Дышать Воздухом,
Блаженство Любить Родителей, Блаженство Голубого Неба,
Блаженство Леса, Блаженство Солнечных Дней,
Блаженство Весны, Блаженство Заходящего Солнца,
Блаженство Видеть Зажигающиеся Звёзды,
Блаженство Дождя, Блаженство Зимнего Очага,
Блаженство Бегать По Росе Босиком,
Блаженство Твоего Дома

А теперь поближе познакомимся с ними.

2. Чтение текста в лицах: стр. 58-65.

– Прежде чем мы начнём читать, я попрошу вас обратить внимание на запись, сделанную на доске. Это слова одного из Блаженств: “В каждом доме, где живут с открытыми глазами, все дни недели – воскресные”.

Задание: пока мы будем работать над главой, держите в памяти эти слова, возвращайтесь к ним взглядом и мысленно, чтобы потом вам удалось ответить на один из вопросов учебника как можно полнее.

Распределение ролей:

Душа Света
Тильтиль
Самое Тучное Блаженство
Блаженство (начальник)
Автор с.58-60 с.61-62 с.63-65

Во время чтения я оставляю за собой право прервать вас, задать вопрос, внести уточнение…

Итак, мы отправляемся в Сады Блаженств…

3. Беседа после чтения

– Вас что-нибудь удивило в этой части? (свободные высказывания)

Задание: распределить Блаженства на группы.

Пока мы с классом побеседуем о прочитанном, трем ученикам будет дано задание: распределить Блаженства на группы. (Учащимся выдаются напечатанные на листах названия Блаженств, они их распределяют на группы, прикрепляют на магнитную доску).

Беседа с классом.

Давайте поговорим о прочитанном:

– Почему у Тучных Блаженств бесполезно искать Синюю Птицу?

– Прочитайте ещё раз, как об этом говорит Самое Тучное Блаженство? (стр. 59-60)

– Какой вывод из этого мы можем сделать? (К Синей Птице Тучные Блаженства относятся как к продукту питания. Они не желают двигаться, искать, делать открытия. Смысл их жизни в том, чтобы удовлетворить самые простые потребности – в еде, питье и сне. А это как раз мало отличает человека от представителей животного мира).

– А можете ли вы теперь сказать, почему Синяя Птица может быть только у тех Блаженств, которые выносят свет алмаза? (Выносят свет алмаза те Блаженства, которые радуют глаз, радуют душу, а не желудок.

Выносят свет алмаза те Блаженства, которые открывают человеку прелесть окружающего мира: синеву неба, прозрачность воздуха, зелень леса, красоту заката и рассвета, звёзд, дождя…)

– А какие это Блаженства? Вы запомнили? ( Дети или по памяти, или по страницам учебника припоминают названия этих Блаженств)

Блаженство Дышать Воздухом, Блаженство Голубого Неба,
Блаженство Солнечных дней, Блаженство Заходящего Солнца,
Блаженство Весны, Блаженство Видеть Зажигающиеся Звёзды,
Блаженство Дождя, Блаженство Бегать По Росе Босиком,
Блаженство Зимнего Очага

– Как понять то, что рядом с тем местом, где живут Блаженства, находится пещера Несчастий? Каким Блаженствам грозит туда попасть?

(От хорошего до плохого – один шаг. Так как Тучные Блаженства всё предпочитают в излишестве, то любое излишество заканчивается неприятностями. Объешься – попадёшь в больницу… Именно Тучным Блаженствам грозит попасть туда)

– Ещё один не менее сложный вопрос: а зачем автор показывает некоего Чертёнка? (При необходимости можно перечитать этот эпизод на стр. 64)

Тильтиль
Блаженство
Душа Света
Автор

(Автор прямо говорит, что он показывает вам – вас, какими вы, порой, бываете. Заставляет взглянуть на себя со стороны и задуматься: какое это производит впечатление на окружающих?)

– А какие Блаженства какое впечатление произвели на вас? (свободные высказывания)

Проверка деления Блаженств на группы. (Смысл задания в том, чтобы увидеть разные мнения детей. Понять, какие Блаженства им ближе. Ведь в такой работе они сами себя раскрывают и анализируют).

4. Продолжение и завершение чтения главы: стр. 65-67.

Вопрос для тех, кто заглядывал в главу раньше:

– С чем ещё, кроме Блаженств, встречаются наши герои? (С Радостями)

– Что такое “РАДОСТЬ”? (Словарь Ожегова: “Радость – весёлое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения”)

Распределение ролей:

Тильтиль
Душа Света
Блаженство
Материнская Любовь

– Итак, мы отправляемся навстречу Радостям… (Звучит музыкальная запись мелодии

Г. Гладкова “Прощай, сказка! Потом ведётся чтение.)

IV ЭТАП. Обобщение и систематизация знаний.

– О каких радостях мы узнали из произведения?

Великая Радость Быть Справедливым,
Радость Быть Добрым,
Радость Завершённого Труда,
Радость Мыслить,
Радость Понимать,
Радость Созерцать Прекрасное,
Великая Радость Любить,

Радость Материнской Любви(Радость Неповторимая, Радость Твоей Матери) (Названия Радостей учитель помещает на стенд.)

– Что дают человеку эти радости?– Выносят ли они свет алмаза? Почему? (Они выносят свет алмаза, так как открывают человеку богатства его собственной души)

– А что же объединяет Блаженства и Радости с Синей Птицей? (Все Блаженства и Радости, которые выносят свет алмаза, родственны Синей Птице тем, что даются нелегко человеку.

Попасть в плен к Тучным Блаженствам намного проще: достаточно лишь расслабиться, распустить себя, не напрягаться в заботах. А учиться замечать ПРОЗРАЧНЫЕ, не заметные глазу, духовные радости и блаженства – ОЙ, КАК НЕ ПРОСТО! Для этого надо обладать и силой воли, и особым зрением, которое может исходить только от доброго и любящего сердца)

V ЭТАП. Рефлексия. Задачи этапа: целостное осмысление, обобщение полученной информации, выработка

собственного отношения к изученному материалу, выявление еще не познанного, анализ собственных мыслительных операций.

Теперь мы можем подводить итог прочитанному:

– Как же понять те слова, на которые я в начале урока обратила ваше внимание? Перечитайте их. (Дети высказываются, учитель обобщает):

Весь окружающий мир природы и человеческих отношений разнообразен, богат и красив. Надо не только об этом знать, но и самим прилагать усилия, чтобы увидеть это богатство и красоту, а потом с добрым сердцем нести её другим, помогать, прощать, доставлять радость, чтобы не только вам, но и другим было хорошо. А когда всем хорошо – душа спокойна, светла, отдыхает и радуется. Так каждый из нас радуется выходному дню после трудовой недели – воскресенью.

Если бы каждый человек делал так, как мы сейчас говорим, то каждый его день был бы радостным и светлым.

– Какую из Великих Радостей автор выделяет особо? Почему? (Радость Материнской Любви)

– Как же понять то, что дети ЗНАЮТ многие Блаженства, но НЕ УЗНАЮТ их; ВИДЯТ каждый день материнскую любовь, но НЕ УМЕЮТ РАЗГЛЯДЕТЬ её? (Учитель обобщает ответы детей):

Можно видеть голубое небо и не осознавать, что это голубое небо – то есть скользить взглядом по красоте вместо того, чтобы почувствовать и пережить эту красоту сердцем;

То же самое с материнской любовью: дети постоянно ощущают ее на себе, но выражается она не в словах, а в постоянной материнской заботе, к которой дети настолько привыкли, что перестают ее замечать.

Именно в этом и заключается нечто удивительное: нас всё это окружает на земле, а мы не узнаём эти духовные Блаженства.

Или не хотим узнавать? Ведь не все желают напрягаться, чтобы открывать, исследовать. Это непросто! Этому надо учиться! Возможно, всю жизнь!)

– Завершая работу, я хотела бы задать вам только один вопрос:

– Что ценного мы с вами можем вынести из содержания сегодняшнего урока?

(Учитель дает оценку работе учащихся на уроке.)

VI ЭТАП. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Стр. 58-67 читать, вопрос 6, рисунок.

Приложение 1

Приложение 2