Занятие-развлечение "В осеннем сказочном лесу" в подготовительной группе компенсирующей направленности (по мотивам сказки В.Сутеева "Яблоко")

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи.

Образовательные.

  • Систематизировать знания детей о диких животных и птицах.
  • Называть отличительные признаки диких животных и птиц, используя мнемотаблицу.
  • Расширять словарный запас, подбирая слова-признаки и слова-действия.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Учить детей понимать значение образных слов.
  • Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с опорой на мнемодорожку.
  • Учить составлять связное высказывание.
  • Упражнять в умении передавать интонацией голоса характер героев сказки.
  • Формировать представление о величине: “целое” и “часть”.
  • Соблюдать правила ТБ при работе с ножницами.

Развивающие.

  • Развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами.
  • Стимулировать мыслительную и речевую активность
  • Развивать психические процессы: произвольное внимание, память и мышление.
  • Совершенствовать диалогическую речь.
  • Развивать речевое дыхание, тонкие движения пальцев рук, координацию речи и движения.
  • Использовать здоровьесберегающие технологии.

Воспитательные.

  • Совершенствовать коммуникативные навыки.
  • Воспитывать добрые отношения к лесным жителям.

Предварительная работа.

  1. Чтение сказки В. Сутеева “Яблоко”.
  2. Рассматривание и обсуждение символов диких животных и птиц.
  3. Разучивание инсценировки Э. Мошковской “Вежливое слово”.
  4. Разгадывание загадок о диких животных и птицах.
  5. Рассматривание альбома “Звери в лесу”.
  6. Наблюдение на прогулке за повадками вороны.

Оборудование: дерево с яблоком, муляж яблока, мнемотаблицы, цветные круги, ножницы, разноцветные листья, чёрные мелки, листы бумаги с контуром ежа; маски медведя, вороны, ежа, зайца; колпак Петрушки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

(Дети заходят в группу.)

Воспитатель: (обращение к гостям):

В старину на Руси все люди были вежливыми, всегда приветствовали друг друга поклоном и словами:

Дети: Доброго здоровья! Приветствуем вас! Как рады встречи с вами! И т.д.

Воспитатель: Все эти слова можно заменить, одним словом. Каким?

Дети (хором): Здравствуйте!

Ребёнок 1:

К нам сказка добрая приходит,
Чтоб настроение поднять,
Чтоб научить дружить, трудиться,
И никогда не унывать.
Ведь сказка – ложь, да в ней намёк
Добрым молодцам урок, - так написал А.С. Пушкин.

Ребёнок 2: И действительно, в сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, чаще всего это дружеский совет.

Ребёнок 3: Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого. Написать сказку может только настоящий поэт и мастер.

Воспитатель:

Вот пришёл и сказки час,
Он зовёт в театр всех нас.

II. Основная часть.

1. Сценка “Вежливое слово”.

Петрушка:

Глядите, не моргайте,
Рты не разевайте,
Ворон не считайте,
Поскорее разбирайте.
Вот и маски, сущий клад,
Разбирайте нарасхват!

(Дети разбирают маски в корзинке у Петрушки; дети, исполняющие роль ведущего и кассира занимают свои места).

Ведущий:

Театр открывается, к началу всё готово.
Билеты предлагаются за вежливое слово.
В три часа открылась класса,
Собралась народу масса.
Даже ёжик пожилой
Притащился чуть живой.

Кассир: “Проходите милый ёжик, вам билет, в каком ряду?”.

Ёжик: “Мне поближе, плохо вижу, вот… Спасибо! Ну, пойду!”.

Ведущий: Прискакал зайчишка, серенький плутишка.

Заяц:

“Место есть в шестом ряду?” -
Вот моё – благодарю”.

Ведущий: А вот ворона…

Ворона: “Кар-кар! Целый ряд для меня и воронят”.

Ведущий: И прокаркала ворона:

Ворона: “Доброе утро!”

Ведущий: И пришёл медведь…

Медведь:

“Хотим сказку посмотреть.
Мне и моему сыночку
Дайте лучшие места.
Вот мое, пожалуйста!

Ведущий обращается к гостям: Скажите, пожалуйста, герои, какой сказки пришли в наш театр?

Гости: (Это герои сказки “Яблоко”, которую написал В. Сутеев) (Слайд 2. Презентация)

Воспитатель: Ребята, какое время года описывается в сказке?

Дети: В сказке описывается поздняя осень.

Воспитатель: Я приглашаю вас поиграть с героями сказки “Яблоко”, но для этого нам нужно попасть в сказочный осенний лес. Посмотрите, на небо набежали синие тучки, и пошёл осенний дождик.

2. Массаж спины “Дождик”.

(Выполняется в кругу; дети похлопывают друг друга по спине).

“Дождик бегает по крыше –
Бом! Бом! Бом!
По весёлой звонкой крыше –
Бом! Бом! Бом! (Постукивают пальчиками).
Дома, дома, посидите, -
Бом! Бом! Бом! (Постукивают кулачками).
Никуда не выходите, -
Бом! Бом! Бом! (Растирают ребром ладони).
Почитайте, поиграйте –
Бом! Бом! Бом! (Кладут ладони на плечи и растирают).
А уйду – тогда гуляйте…
Бом! Бом! Бом! (Поглаживание по спине).

Воспитатель: Дождь закончился, можно отправляться в сказочный осенний лес.

3. Двигательная разминка (идут по кругу).

“Маленькие ножки шли по дорожке (маленькие шаги),
Большие ноги шли по дороге (на каждое слово – большой шаг),
Бежали по лесочку (бег),
Скакали по кочкам (поскоки).
Прибежали в лесочек”.

4. Упражнения на координацию речи и движения (с листиками).

Мы пришли в осенний лес,
Полный сказочных чудес.
Сколько листьев расписных,
Красных, жёлтых, золотых!

Листик для Луары, листик для Володи (перечисляются имена детей)

Листиком помашем;
Красный, жёлтый, золотой

Как красив ты, лист резной! (движения в соответствии с текстом)

С листиком попляшем;
Красный, жёлтый, золотой
Вьётся листик надо мной (дети кружатся).

Корригирующая гимнастика:

Вот листочки высоко (рука вверх, глаза за рукой).
Вот листочки низко (рука вниз, глаза вниз за рукой).
Вот листочки далеко (рука вдаль, глазами смотреть на листик).
Вот листочки близко (лист поднести к глазам).
Но тут налетел ветерок
И подул на листок: “Фф-фф”.
Листочки полетели
И на землю сели.

Воспитатель: Посмотрите ребята, вокруг нас красивый разноцветный ковёр из листьев.

Вот мы и попали в осенний сказочный лес.

Воспитатель: Только на верхушке дикой яблони ещё висело одно единственное яблоко (показать на яблоню).

5. Игра “Назови признак” (Слайд 3)

Игра в кругу (дети передают друг другу яблоко)

Воспитатель: У кого яблоко окажется в руках, тот и похвалит его, подбирая слова-признаки.

Яблочко золотое,
Яблочко наливное,
По рукам катилось
И остановилось.

6. Беседа по содержанию сказки.

Воспитатель: Кто первым увидел яблоко?

Воспитатель: Давайте составим “дорожку”, где изобразим всех героев сказки “Яблоко”.

* Ребёнок рисует символ зайца.

<Рисунок 1>

* Составление рассказа о зайце по мнемотаблице. (Слайд 4).

Воспитатель: Увидел заяц яблоко на яблоне, подбежал к ней и подумал.

7. Чистоговорка “Яблоко”.

Та-та-та, яблоко – моя мечта (дети сжимают и разжимают кулачки);
Ато-ато-ато – витаминами богато (хлопают в ладоши).
Ти-ти-ти – где же яблоко найти (поднимают и опускают плечи)?
Ать-ать-ать – надо яблоко сорвать (кулак-ладонь).

Воспитатель: Кто же помог зайцу сорвать яблоко? (Слайд 5)

* Ребёнок рисует символ вороны.

<Рисунок 2>

* Составление рассказа о вороне по мнемотаблице. (Слайд 6)

Воспитатель: Куда упало яблоко? (Слайд 7)

*Ребёнок рисует символ ежа.

<Рисунок 3>

Воспитатель: А теперь поиграем с ежом.

8. Упражнение на дыхание “Ёжик”. (Слайд 8)

Пых-пых-пых – проснулся ёжик
И пыхтелку запыхтел,
Ёжик петь совсем не может,
Хоть и очень бы хотел.

(Дети выполняют упражнение на ковре)

<Рисунок 4>

Воспитатель: Проснулся ёжик и увидел зайца.

9. “Нарисуй ежа” (рисование под музыку).

(Инструкция: Дети встают в круг. По сигналу бубна двигаются по кругу: поскоками, бег на носочках, ходьба с высоким подниманием колена. Останавливаются, обводят ежа по контуру, а затем дорисовывают его части. Каждый раз останавливаются у разных рисунков).

<Рисунок 5>

Воспитатель: Посмотрите, какие чудесные ёжики у вас получились.

Воспитатель: Ребята, кому досталось яблоко? Почему? (Слайд 9)

Воспитатель: Кто помог героям разрешить спор? (Слайд 10)

* Ребёнок рисует символ медведя.

<Рисунок 6>

* Составление рассказа о медведе по мнемотаблице (Слайд 11).

Воспитатель: Медведь пришёл и сказал: “Чем спорить, лучше поиграйте со мной”.

10. Коммуникативная игра “Мишка” (Приложение 1).

(Слова и музыка М. Картушиной)

Воспитатель: Как медведь рассудил героев? (Слайд 12)

  • Насколько частей ёж разделил яблоко? (Слайд 13)
  • Кто первый получил кусочек яблока? Почему?
  • Кто второй получил кусочек яблока? Почему?
  • Что сделал ёжик с третьим кусочком?
  • Кому достался четвёртый кусочек? Почему?
  • Объясните смысл выражения: “Научил уму разуму”.

11. Продуктивная деятельность.

Воспитатель: Давайте мы тоже попробуем разделить яблоко на четыре равные части (сели за столы).

- Какую форму имеет яблоко? (Круглую).

- Как разделить круг на четыре равные части? (Надо сложить круг пополам, развернуть).

- Разрежьте круг по линиям сгиба.

(Воспитатель обращает внимание на таблицы по ТБ при работе с ножницами)

(Слайд 14)

- Сколько частей получилось? ( Две) (Слайд 15)

- Как называется каждая часть? (Половинка).

- Каждую половинку согните пополам и разрежьте.

- Сколько частей получилось? (Четыре) (Слайд 16)

- Как называется каждая часть? (Четвертинка)

Вывод: Значит, в сказке все звери получили по четвертинке яблока.

12. Речевое упражнение “Что можно приготовить”.

Воспитатель: Что могли бы звери приготовить из яблока? (Слайд 17)

Воспитатель: Закончилось путешествие в сказочный осенний лес.

Вот и нам пора прощаться
И со сказкой расставаться.
Сказка новая опять
Вас детишки будет ждать.
Два раза повернитесь,
И в детский сад вернитесь.

III. Итог.

Воспитатель: Назовите героев сказки, с которыми мы сегодня играли.

(Воспитатель обращает внимание детей на мнемотаблицу: заяц, ворона, ёж, медведь)

(Слайд 18)

- Чему научила вас сказка “Яблоко”?

(Уметь договариваться, поступать по справедливости, быть дружными).

Воспитатель: Приглашаю вас на “Хоровод дружбы” (в кругу)

Мы за руки возьмёмся,
Друг другу улыбнёмся, (поворот головы вправо, влево)
По кругу мы пойдём, (идут по кругу)
И дружно заживём (остановиться и похлопать в ладоши)

Сюрпризный момент: медведь Михаил Иванович, из сказки “Яблоко”, приносит детям корзину с яблоками.

Воспитатель: Что скажем гостям на прощание?

Используемая литература:

1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009 г. – 208 с.