Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

Разделы: Начальная школа


Цели.

  1. Способствовать формированию умения писать слова с мягким знаком на конце имён существительных после шипящих. Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся.
  2. Накапливание опыта работы со словарями (орфографическим, толковым, грамматическим “Какого рода и числа?”).
  3. Развивать умения обнаруживать и распознавать орфограммы; определять, каким правилом регулируется написание; применять это правило; осуществлять орфографический самоконтроль. Развивать память, мыслительные операции: обобщение; познавательный интерес, элементы исследовательской деятельности; речевые умения.
  4. Воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно.  

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Оборудование:

  • карточки с заданиями для исследовательской работы;
  • презентация слайдов (среда POWER POINT),
  • учебник “Русский язык” 3 класс, Р.Т.Мендекинова, С.А.Никитина, К.Л.Кабдолова, Т.А.Кульгильдинова, Алматы “Атамура”; “Толковый словарь” С. И. Ожегов, Н.Ю.Шведова; “Орфографический словарь”; грамматический словарь “Какого рода и числа?”.

Оргмомент.

Итак, друзья, внимание
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок.

Психологический настрой.

- Какое у вас настроение?

- Я хочу пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом. И предлагаю вам формулу удачи.

“Осанка - улыбка – настроение - вера в себя – положительный результат.”

Работа в тетради.

- Запишите сегодняшнее число, вид работы.

(С комментированием)

Минутка чистописания.

(На доске написаны словарные слова).

П . льто, в . р (а/о) бьи, к . ртоф . ль, к . ньки, мальч . к,

с . л (о/а) вьи, м . рко(в/ф)ь, м . двежьи, пом (а/о)щь.

У. Что общего у всех этих слов?

Д. У них есть Ь.

У. Пропишите Ь, увеличивая его количество в каждой последующей группе.

КР (контролеры – рифмовки говорят все вместе)

Буквы пишем аккуратно,
Чтобы всем было понятно.

Ь ЬЬ ЬЬЬ ЬЬЬЬ ЬЬЬЬЬ ЬЬЬЬЬЬ и т.д.

Актуализация знаний.

У. Какую работу может выполнять мягкий знак?

Д. Выступать, как показатель мягкости.

Д. Служить разделительным мягким знаком и отделять согласную от гласной.

(На экране появляется схема)

Словарная работа. (Работа в парах)

Постановка проблемы.

Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.

 У. Прочитайте ещё раз все словарные слова. Выпишите слова в два столбика в соответствие с функцией Ь. На месте точки пропущены непроверяемые гласные. В случае, если вы сомневаетесь с выбором буквы, воспользуйтесь орфографическим словарём, помня, что звук может обозначаться двумя буквами, т.е. один ребёнок, например, ищет вариант “пальто”, а другой “польто”. Проверямые безударные гласные вставляйте только после подбора проверочного слова.

Проверка. 

У. Объясните написание орфограмм.

У. По каким признакам распределили слова?

Д.В один столбик выписали слова, где мягкий знак выступает как показатель мягкости, а в другой столбик с разделительным мягким знаком.

У. Зачитайте слова первого столбика. (Дети зачитывают слова)

У. Зачитайте слова второго столбика. (Дети зачитывают слова)

У. О чем задумались во время работы?

Д.   Не поняли, куда выписать слово “помощь”.

У. Давайте выясним сначала лексическое значение слова “помощь”. В каком словаре?

Д. В толковом. “Помощь - это содействие кому-нибудь в чём-нибудь, участие в чём-нибудь, приносящее облегчение.”

У. Так в какой столбик вы выписали это слово?

Д. Я думаю в первый столбик, как показатель мягкости.

Д. А я не согласен, ведь [щ] всегда мягкий, зачем ему показатель мягкости.

Д. Но и в первый столбик это слово не подходит, ведь здесь нет разделительного мягкого знака.

Д. А может он здесь выполняет какую-нибудь другую работу, о которой мы еще не знаем?

У. На какой звук оканчивается слово?

Д. Мягкий, шипящий.

У. Давайте  закроет  мягкий знак, и произнесем это слово. Что заметили?

Д. Слово произносится так же, как и с мягким знаком.

У. Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного [щ]?

Д. Наверное, нет. Но почему тогда он там пишется?

У. Мы сегодня и узнаем,  для чего ещё нужен мягкий знак, узнаем о нём что-то новое.

Открытие детьми нового знания.

У. Прочитайте две пословицы (на экране).

  • Хорошую речь хорошо и слушать.
  • Ученье – луч света, а неученье – тьма.

У. Как вы понимаете эти пословицы? Что общего в этих пословицах?

Д. Об учебе. В обеих встречаются шипящие. В обеих пословицах встречаются слова с мягким знаком).

Ученики объясняют написание слов с ь. Выявляют слова с Ь, написание которых им пока неизвестно. Это слова: речь и луч.

Исследовательская деятельность в группах.

Задание: выяснить признаки слов “речь, луч”, сделать вывод.

Алгоритм исследования: (на экране).

  1. Прочитайте слово.
  2. Определите часть речи.
  3. Какие звуки слышатся на конце слова?
  4. Определите грамматические значения слов.
  5. Понаблюдайте, где пишется ь знак, где не пишется.
  6. Сделайте вывод.

Группы детей, закончив работу, приходят к следующему выводу.

Вывод: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце ь знак не пишется. Это орфограмма.

У. Какова же работа ь знака в эти словах? (Грамматическая, он указывает на род).

У. Есть ь знак после шипящего – ж. р., нет ь знака – м. р.

У. А как определить род имён существительных?

Д. С помощью слов –помощников : ж.р. – она, моя; м.р. – он, мой; с.р. – оно, моё.

Чтение правила в учебниках (сначала про себя, потом вслух, затем парами рассказывают друг другу). Схема дополняется новой функцией Ь.

Зарядка для глаз.

Прилетела бабочка,
Села на указку,
Попытайтесь вслед за ней
Пробежаться глазками.

Списывание этих пословиц с выделением всех функций Ь. (На индивидуальных карточках напечатаны пословицы)

Памятка (на экране).

  • Прочитай и повтори, чтобы понять и запомнить.
  • Отметь опасные места.
  • Прочитай вслух так, как написано.
  • Так же повтори, не глядя на запись.
  • Пиши по памяти, диктуя себе, как было написано. Отмечай опасные места.
  • Проверь: читай по слогам и слушай себя – все ли звуки верно обозначены; сверяй опасные места – все ли отмечены, правильны ли буквы.

Рефлексия.

Замени одним словом. Запиши слова в тетрадь (работа у доски, цепочкой). Объясни написание слов.

  • Чёрная птица, вестник весны(грач).
  • Она бывает устной и письменной (речь).
  • Плохое настроение с капризами (плач).
  • Непроходимая, лесная (глушь).
  • Правда лучше, чем… (ложь).
  • Он бывает тупой или острый (нож).
  • На груди красивая (брошь).
  • Маленький ребёнок (малыш).

Письмо под диктовку.

Кругом стояла тиш…, только камыш… шептался с рекою.

Запись слов с помощью дуг, выявление и указание всех орфограмм в схеме, до записи предложения буквами.

  • Учитель читает орфоэпически.
  • Дети записывают слоговыми дугами, подчёркивая “опасные места”.
  • Ставят ударение.
  • Учитель читает орфоэпически, дети вписывают буквы в схемы там, где буквы отличаются от звука.
  • Орфографическая самодиктовка. Дети записывают предложение и отмечают “Опасные места”.
  • Проверка под диктовку учителя.

Физминутка-массаж. (Под музыку).

  • Светит солнце, пригревает нас (гладим спину соседа).
  • Подул ветерок (гладим спину в другую сторону).
  • Закапал дождик (постукивание пальцами).
  • Пошёл град (сильное постукивание).
  • Появилась грязь (массируем спину).
  • Дождик закончился. Выглянуло солнышко.

Диктант “Проверяю себя”. (Закрепление)

Задание: выделить все знакомые орфограммы.

Пишут под диктовку учителя предложения на новую тему, с “окошками” - приём сознательного пропуска букв (“знаю – пишу, не знаю оставляю пропуск”), если сомневаются в написании буквы, ставят над ней “?”.

В полночь на манеж вышли циркач и его дочь. На нём был плащ. В руках он держал мяч. Скрипач играл марш. Вот морж поймал мяч. В зале сидела молодёжь. Стояла тишь.

Самоконтроль.

“Поработай корректором”. Цель: “Пусть меня хорошо понимают”.

Памятка:

  • Читай по слогам – нет ли описок.
  • Снова находи все орфограммы.
  • Где можешь, объясняй выбор букв и решай, нет ли ошибок.
  • Есть – исправляй; сомневаешься – над буквой ставь “?”.

Итог: Ответьте на вопрос: “Что мы сегодня учились делать на уроке?”, пользуясь фразами из рефлексивного экрана:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…
  • у меня получилось…
  • я выполнял задания…
  • я почувствовал, что…

У. Послушайте стихотворение про новую функцию Ь:

Чтобы знать, как писать,
Надо род определять.
Если женский род, то надо
Мягкий знак употреблять.
И тогда мы пишем рожь,
Мышь, печь, сушь и молодёжь.
Если род мужской у слова -
Нету знака никакого!
И тогда пиши :калач,
Врач, малыш, гараж и грач!

Домашнее задание.

1) Составь словарный диктант “В помощь учителю”, пользуясь граммматическим словарём “Какого рода и числа”. Включи в него 5 слов м.р., 5 слов ж.р. на тему: “Мягкий знак после шипящих в именах существительных”.

2) Творческое задание: придумайте небольшие рифмовки с данными словами.

……………………………………… циркач.

……………………………………… силач.

Ритуал прощания. Упражнение “ Да!” (помогает закончить занятие, соединить новые знания со старыми). Дети становятся в круг, ладонями вверх. В левую руку мысленно положи все знания, которые ты принёс с собой, а то, что ты сегодня узнал нового - в правую. Готово! Давай! (Хлопок - музыка). (Ощущение принадлежности к группе, чувство душевного подъёма).