Тема:
“И – пусть поколения знают
И – пусть поколения скорбят...”
Цели урока:
– формировать и прививать у воспитанников духовно-нравственную культуру, уважительное отношение к исторической памяти своего народа;
– формировать духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим своего города, края, страны.
Задачи урока:
– расширять и закреплять знания о событиях ВОВ;
– развивать эмоциональную сферу, вербальную память, работать над выразительностью чтения стихотворений;
– коррекция восприятия услышанного, коррекция и развитие ориентирования в пространстве.
Оборудование: Мультимедийный проектор с аудиозаписями произведений: “Священная война”, симфония № 7 “Ленинградская” Дмитрия Шостаковича, “Дороги” – муз. А. Новикова, сл. О. Ошанина. Выставка книг о ВОВ: Стихи О. Берггольц, Ю. Воронова, Е. Рытвиновой.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята и взрослые. Сегодня мы продолжим цикл занятий о Великой Отечественной Войне. Тема нашего занятия: “И – пусть поколения знают И – пусть поколения скорбят...”
Мы будем говорить о подвиге блокадного Ленинграда в годы войны, о трудностях перенесенных жителями города.
Звучит фрагмент 7-ой симфонии Д. Шостаковича.
Ученик:
Мне кажется:
Когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают,
Они к Неве По улицам идут,
Все как живые Только не поют.
Не потому,
Что с нами не хотят,
А потому, что мертвые молчат.
(Ю. Воронов)
(сл.– фото соврем. С. Петербурга.)
Воспитатель: Стоит над Невой город большой и красивый, город – герой, город – солдат, город труженик, но давайте вспомним каким он стал в 1941 году. Казалось, что на Ленинград, лишенный света, воды, тепла, хлеба, спускается какая-то доисторическая мгла. Казалось, что человек не в силах выдержать это. Но ничто не смогло убить волю ленинградцев.
(сл. 1941 г.)
Ученик:
Над Ленинградом
Смертельная угроза...
Бессонные ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
Что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: Нас граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад.
И если завтра будут баррикады,
Мы не покинем наших баррикад.
(О. Берггольц)
(сл. “Блокада)
Воспитатель: Страшное слово “блокада” (на мониторе – показ).
Осенью 1941 года ленинградцы начали умирать от голода.
В ноябре 1941 г. погибло 11 тыс. человек, в декабре – 53 тыс.человек. За январь–февраль 1942 г. от голодного истощения умерло 200 тысяч ленинградцев (вдумайтесь в эти цифры, ребята).
Из воспоминаний поэтессы, блокадницы О. Берггольц: “У нас на Кузнечном бадаевскую землю продают... Когда бадаевские склады бомбили и склады горели, масса сахара расплавленного ушла в землю. I метр – 100 рублей стакан, II метр – 50 руб. Разводят водой, процеживают и пьют. Вкусно!”.
(сл. Блокада 1942 г.)
Ученик:
Летели листовки с неба
На пороги замерших квартир:
“Будет хлеб. Вы хотите хлеба?
Будет мир. Вам не снится мир?”
Дети плача, хлеба просили.
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской
Без воды, без тепла, без света.
День похож на темную ночь
Может, в мире и силы нету,
Чтоб всё это превозмочь?
Умирали и говорили
Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли.
На колени не встали. Нет!
Мудрено ли, что в ратной работе
Город наш по-солдатски хорош?
Петр построил его на болоте,
Но прочнее земли не найдешь.
(Е. Рытвинова)
(сл. с музыкой – Моцарт “Реквием” Лакримоза.)
(сл. Ладожское озеро)
Воспитатель: Связь с городом поддерживалась только по воздуху и через Ладожское озеро, по которому зимой 1941-42 гг. была проложена легендарная Дорога Жизни. Продовольствие поступало только по льду и в малых количествах.
(сл. О. Берггольц)
Ученик:
... Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим,
Еще не знали на земле
Страшней и радостней дороги.
(О. Бертггольц)
(сл. с Раисой Романовной)
Воспитатель: Мне хочется предоставить слово уважаемой Раисе Романовне Федюниной, ведь её вывезли из Ленинграда именно Дорогой Жизни.
/Выступление Р.Р/
(сл. Метроном)
Давайте почтим память блокадников минутой молчания.
Воспитатель: Город бомбили, Ленинград должен быть стерт с лица земли. Город-музей.
По планам Гитлера культура русских должна быть уничтожена полностью. Не должно быть Пушкина, Зимнего Дворца, Невского проспекта, Эрмитажа ... Ничего.
Ученик: С утра не замолкает канонада,
Так день за днем, так много, много дней Враги хотят на месте Ленинграда Оставить груды пыли и камней.
Об этом говорили их листовки – Свидетельства бессилия врага.
(сл. Медаль)
Воспитатель: Чтобы увековечить доблесть воинов Ленинградского фронта и моряков Балтийского флота, отстоявших город на Неве, а также бессмертный подвиг его жителей, 22 декабря 1942 года учреждена медаль: “За оборону Ленинграда”. 1,5 миллиона ленинградцев были награждены этой медалью, среди них не были забыты и дети. 15 тыс.249 юных защитников города удостоены этой уникальной награды. Среди них и юный Юрий Воронов, в будущем известный журналист и поэт.
Ученик: В блокадных днях Мы так и не узнали Меж юностью и детством Где черта?
Нам в сорок третьем выдали медали И только в сорок пятом – Паспорта.
(сл. Разгром немецкой армии)
Воспитатель: 14 января 1944 года была разгромлена 18-я немецкая армия и город был освобожден от блокады.
Героическая оборона Ленинграда стала символом мужества русских людей. 900 дней блокады. Много это или мало? Кто знает ответ?.
(сл. с Аркой через дорогу)
Ученик:
Ленинград, Ленинград, Ленинград!
Да прославится хлеб его черствый,
И безмолвье ослепших громад,
И дыханье крутых баррикад,
И людей непрощающих взгляд
И сердец возмужавших упорство
(сл. Война и Мир, муз. Моцарта)
(сл. фото. Детей)
Воспитатель: Ребята, а мы с вами чем, какими делами почтить память погибших героев.
Ученик: Хорошими добрыми делами, ведь девиз нашего детского дома: “Твори добро! Мы шефствуем над малышами, помогаем престарелым, шефствуем над ветеранам труда Павловой Анной Яковлевной (моем полы, выносим мусор, моем окна), а потом за чашкой чая слушаем рассказы о военном периоде в жизни нашего города.
Ученик: Мы участники школьных городских, районных конкурсов: “Веселые нотки”, участники спортивных соревнований по всем видам спорта (легкая атлетика, волейбол, баскетбол, лыжи). Мы участники городского конкурса по швейному делу, заняли II место среди школ города.
Ученик: Мы много путешествуем по городу по его памятным местам, мы ежегодные участники празднования 9 мая на бульваре Героев. Мы активные члены кружка клуба “Восток”, где изготавливаем поделки и игрушки, учимся готовить, свои поделки представляем на региональных, школьных, районных выставках.
Молодцы.
Итак: подведем итог нашему занятию.
Ученик: Мы читали рассказы о войне, делали рисунки на военную тему, разучивали стихи, смотрели художественные и документальные фильмы, проводили экскурсии к вечному огню.
(сл. Итог по вопросам)
Воспитатель: Давайте вспомним о чем мы говорили на занятии.
Вопросы:
- Сколько дней длилась блокада Ленинграда?(900 дней)
- Чьи стихи прозвучали? (О.Берггольц, Е.Рытвиновой, Ю.Воронова)
- Какая музыка прозвучала?(Баха, Моцарта, Шостаковича)
- Когда закончилась блокада?(14 января 1944 года)
- Через какое озеро была проложена дорога жизни?(Ладожское)
- Когда утверждена медаль “За оборону Ленинграда” (22 декабря 1942 г.)
- Как теперь называется Ленинград? (Санкт-Петербург)
- Какой праздник приближается? (День защитника отечества) урока?