Поэтический вечер, посвященный подвигу Ленинграда в дни блокады

Разделы: Внеклассная работа


Тема:

“И – пусть поколения знают
И – пусть поколения скорбят...”

Цели урока:

– формировать и прививать у воспитанников духовно-нравственную культуру, уважительное отношение к исторической памяти своего народа;
– формировать духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим своего города, края, страны.

Задачи урока:

расширять и закреплять знания о событиях ВОВ;
– развивать эмоциональную сферу, вербальную память, работать над выразительностью чтения стихотворений;
– коррекция восприятия услышанного, коррекция и развитие ориентирования в пространстве.

Оборудование: Мультимедийный проектор с аудиозаписями произведений: “Священная война”, симфония № 7 “Ленинградская” Дмитрия Шостаковича, “Дороги” – муз. А. Новикова, сл. О. Ошанина. Выставка книг о ВОВ: Стихи О. Берггольц, Ю. Воронова, Е. Рытвиновой.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята и взрослые. Сегодня мы продолжим цикл занятий о Великой Отечественной Войне. Тема нашего занятия: “И – пусть поколения знают И – пусть поколения скорбят...”

Мы будем говорить о подвиге блокадного Ленинграда в годы войны, о трудностях перенесенных жителями города.

Звучит фрагмент 7-ой симфонии Д. Шостаковича.

Ученик:

Мне кажется:
Когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают,
Они к Неве По улицам идут,
Все как живые Только не поют.
Не потому,
Что с нами не хотят,
А потому, что мертвые молчат.

(Ю. Воронов)

(сл.– фото соврем. С. Петербурга.)

Воспитатель: Стоит над Невой город большой и красивый, город – герой, город – солдат, город труженик, но давайте вспомним каким он стал в 1941 году. Казалось, что на Ленинград, лишенный света, воды, тепла, хлеба, спускается какая-то доисторическая мгла. Казалось, что человек не в силах выдержать это. Но ничто не смогло убить волю ленинградцев.

(сл. 1941 г.)

Ученик:

Над Ленинградом
Смертельная угроза...
Бессонные ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
Что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: Нас граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад.
И если завтра будут баррикады,
Мы не покинем наших баррикад.

(О. Берггольц)

(сл. “Блокада)

Воспитатель: Страшное слово “блокада” (на мониторе – показ).

Осенью 1941 года ленинградцы начали умирать от голода.

В ноябре 1941 г. погибло 11 тыс. человек, в декабре – 53 тыс.человек. За январь–февраль 1942 г. от голодного истощения умерло 200 тысяч ленинградцев (вдумайтесь в эти цифры, ребята).

Из воспоминаний поэтессы, блокадницы О. Берггольц: “У нас на Кузнечном бадаевскую землю продают... Когда бадаевские склады бомбили и склады горели, масса сахара расплавленного ушла в землю. I метр – 100 рублей стакан, II метр – 50 руб. Разводят водой, процеживают и пьют. Вкусно!”.

(сл. Блокада 1942 г.)

Ученик:

Летели листовки с неба
На пороги замерших квартир:
“Будет хлеб. Вы хотите хлеба?
Будет мир. Вам не снится мир?”
Дети плача, хлеба просили.
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской
Без воды, без тепла, без света.
День похож на темную ночь
Может, в мире и силы нету,
Чтоб всё это превозмочь?
Умирали и говорили
Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли.
На колени не встали. Нет!
Мудрено ли, что в ратной работе
Город наш по-солдатски хорош?
Петр построил его на болоте,
Но прочнее земли не найдешь.

(Е. Рытвинова)

(сл. с музыкой – Моцарт “Реквием” Лакримоза.)

(сл. Ладожское озеро)

Воспитатель: Связь с городом поддерживалась только по воздуху и через Ладожское озеро, по которому зимой 1941-42 гг. была проложена легендарная Дорога Жизни. Продовольствие поступало только по льду и в малых количествах.

(сл. О. Берггольц)

Ученик:

... Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим,
Еще не знали на земле
Страшней и радостней дороги.

(О. Бертггольц)

(сл. с Раисой Романовной)

Воспитатель: Мне хочется предоставить слово уважаемой Раисе Романовне Федюниной, ведь её вывезли из Ленинграда именно Дорогой Жизни.

/Выступление Р.Р/

(сл. Метроном)

Давайте почтим память блокадников минутой молчания.

Воспитатель: Город бомбили, Ленинград должен быть стерт с лица земли. Город-музей.

По планам Гитлера культура русских должна быть уничтожена полностью. Не должно быть Пушкина, Зимнего Дворца, Невского проспекта, Эрмитажа ... Ничего.

Ученик: С утра не замолкает канонада,

Так день за днем, так много, много дней Враги хотят на месте Ленинграда Оставить груды пыли и камней.

Об этом говорили их листовки – Свидетельства бессилия врага.

(сл. Медаль)

Воспитатель: Чтобы увековечить доблесть воинов Ленинградского фронта и моряков Балтийского флота, отстоявших город на Неве, а также бессмертный подвиг его жителей, 22 декабря 1942 года учреждена медаль: “За оборону Ленинграда”. 1,5 миллиона ленинградцев были награждены этой медалью, среди них не были забыты и дети. 15 тыс.249 юных защитников города удостоены этой уникальной награды. Среди них и юный Юрий Воронов, в будущем известный журналист и поэт.

Ученик: В блокадных днях Мы так и не узнали Меж юностью и детством Где черта?

Нам в сорок третьем выдали медали И только в сорок пятом – Паспорта.

(сл. Разгром немецкой армии)

Воспитатель: 14 января 1944 года была разгромлена 18-я немецкая армия и город был освобожден от блокады.

Героическая оборона Ленинграда стала символом мужества русских людей. 900 дней блокады. Много это или мало? Кто знает ответ?.

(сл. с Аркой через дорогу)

Ученик:

Ленинград, Ленинград, Ленинград!
Да прославится хлеб его черствый,
И безмолвье ослепших громад,
И дыханье крутых баррикад,
И людей непрощающих взгляд
И сердец возмужавших упорство

(сл. Война и Мир, муз. Моцарта)

(сл. фото. Детей)

Воспитатель: Ребята, а мы с вами чем, какими делами почтить память погибших героев.

Ученик: Хорошими добрыми делами, ведь девиз нашего детского дома: “Твори добро! Мы шефствуем над малышами, помогаем престарелым, шефствуем над ветеранам труда Павловой Анной Яковлевной (моем полы, выносим мусор, моем окна), а потом за чашкой чая слушаем рассказы о военном периоде в жизни нашего города.

Ученик: Мы участники школьных городских, районных конкурсов: “Веселые нотки”, участники спортивных соревнований по всем видам спорта (легкая атлетика, волейбол, баскетбол, лыжи). Мы участники городского конкурса по швейному делу, заняли II место среди школ города.

Ученик: Мы много путешествуем по городу по его памятным местам, мы ежегодные участники празднования 9 мая на бульваре Героев. Мы активные члены кружка клуба “Восток”, где изготавливаем поделки и игрушки, учимся готовить, свои поделки представляем на региональных, школьных, районных выставках.

Молодцы.

Итак: подведем итог нашему занятию.

Ученик: Мы читали рассказы о войне, делали рисунки на военную тему, разучивали стихи, смотрели художественные и документальные фильмы, проводили экскурсии к вечному огню.

(сл. Итог по вопросам)

Воспитатель: Давайте вспомним о чем мы говорили на занятии.

Вопросы:

  1. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?(900 дней)
  2. Чьи стихи прозвучали? (О.Берггольц, Е.Рытвиновой, Ю.Воронова)
  3. Какая музыка прозвучала?(Баха, Моцарта, Шостаковича)
  4. Когда закончилась блокада?(14 января 1944 года)
  5. Через какое озеро была проложена дорога жизни?(Ладожское)
  6. Когда утверждена медаль “За оборону Ленинграда” (22 декабря 1942 г.)
  7. Как теперь называется Ленинград? (Санкт-Петербург)
  8. Какой праздник приближается? (День защитника отечества) урока?