Окружающий мир. "Путешествие по лесу"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с природным сообществом “Лес”, с видами леса.
  2. Учить наблюдать за сезонными изменениями в природе.
  3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование: папка для сбора листьев.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Мы идём на экскурсию. А что такое экскурсия? ( Это поездка куда-нибудь. Это посещение чего-нибудь. Путешествие в какое-нибудь место).

– Экскурсия – это путешествие. Мы сегодня совершим экскурсию в природу.

– А какие правила поведения в природе вы знаете? (Нельзя рвать растения, ломать ветки, пробовать на вкус листья и плоды; играть в прятки, нарушать тишину.)

– Эти правила надо не только знать, но и выполнять.

II. Ход экскурсии.

Вводная беседа. Постановка учебной задачи.

– Чтобы в природе услышать, увидеть, надо соблюдать тишину, быть внимательным, наблюдательным и терпеливым.

– Поэты, писатели воспевали природу.

Послушайте стихотворение Ивана Бунина.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.

– О чём это стихотворение? (Это стихотворение о лесе.)

– А почему поэт говорит, что лес расписной, золотой, багряный? (Это осенний лес. Деревья стоят разноцветные.)

– Ребята, а каким же был лес летом? (Деревья стояли зелёные, много цветов и ягод.)

– А что же изменилось? (Трава пожелтела, мало цветов, листья на деревьях пожелтели.)

– О чём же мы будем говорить с вами? (О деревьях. О листьях. Об изменениях в природе.)

– Какую цель мы поставим? (Узнать, как называются деревья. Почему листья разноцветные. Почему опадают листья.)

-Мы с вами сегодня постараемся узнать как можно больше о деревьях и листьях.

– Послушайте загадку и постарайтесь её отгадать.

Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки,
Но зимние метели
В лесах его одели.

– Что это? (Это дерево.)

– Докажите, что это дерево? (Состоит из ствола, ветвей и листьев.)

– Что дерево “прячет” под землёй? (Корень.)

– Какие деревья растут в лесу? (Берёза, осина, дуб, тополь, ель, сосна и т.д.)

– Каким одним словом можем объединить ель, сосну, кедр? (Хвойные деревья.)

– Как будет называться лес, где растут одни хвойные деревья? (Хвойный.)

– Каким одним словом можно объединить берёзу, дуб, клён? (Лиственные деревья.)

– Как будет называться лес, где растут одни лиственные деревья? ( Лиственный.)

– А как будет называться лес, в котором как бы смешались хвойные и лиственные деревья? (Смешанный.)

– Про какие деревья эта загадка?

Что же эта за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель, сосна.)

Сосна и ель – хвойные деревья. Их листочки – хвоинки. Они опадают не все сразу, как листья у лиственных деревьев, а постепенно, в течение нескольких лет, поэтому хвойные деревья круглый год – зелёные. Ель влаголюбива, растёт на влажных глинистых почвах. Еловые леса тёмные, так как кроны деревьев мало пропускают солнечный свет.

Сосна менее прихотлива к почве, может расти и на песчаных почвах. Она светолюбивое растение. Крона сосен всегда поднимается высоко в небо. В сосновом лесу светло, воздух напоен чудесным ароматом, полезным для здоровья человека. К хвойным деревьям относится кедр.

Кедр – красавец сибирских лесов, могучее дерево с тёмной хвоей. Хвоинки кедра длинные, мягкие, отходящие от стебля пучком в 5 хвоинок. Многие из вас ели кедровые орешки, из которых изготовляют кедровое масло.

– В чём находятся семена хвойных деревьев? (В шишках.)

– Поговорили мы с вами о хвойных деревьях, теперь перейдём к лиственным.

Игра

– Я читаю загадку, а кто догадался, о ком она, должен бежать к “своей отгадке”.

Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одёжке,
Свесив серёжки. (Берёза).

– Как отличить берёзу от других деревьев? (У неё белый ствол, тоненькие ветви, опущенные немного вниз, маленькие зубчатые листочки похожие на жёлтые кораблики. )

– Какую песню вы знаете о берёзе? (Во поле берёза стояла.)

Берёзу считают символом нашей Родины. Весной на берёзе, ещё до первых листочков появляются длинные серёжки. В народе говорят, что берёза 4 дела выполняет:

  • – мир освещает (из веточек делали лучину);
  • – крик утешает (гнали дёготь и смазывали колёса телег);
  • – больных исцеляет (использовали почки берёзовые );
  • – чистоту соблюдает (нарезали веники для бани).

Физкультминутка

Я предлагаю вам сейчас побыть в роли листочков и поиграть. Упражнения выполняем с листочками.

Падают, падают листья –
В нашем саду листопад.
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают –
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.

Продолжим работу с загадками и прошу вас отгадать, что это за дерево?

И высок я, и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

Дуб – это долговечное и самое крепкое дерево в наших лесах. Он может прожить до 1000 лет и больше. Ствол дуба мощный. Листья дуба распускаются поздно весной, но долго удерживаются на ветвях осенью, а иногда и всю зиму дуб стоит с поблёкшими тёмно – коричневыми листьями. Мелкие цветки дуба собраны в серёжки, а плоды – жёлуди. Из них вырастают новые молодые дубки. Жёлуди – самое любимое лакомство кабанов.

– В природе много деревьев. Мы познакомились с некоторыми из них. Посмотрите вокруг.

– Какие ещё деревья вам знакомы? (Клён, рябина, осина и т .д.)

– Кроме деревьев, что ещё мы видим? (Кустарники.)

– Посмотрите внимательно и скажите, чем деревья отличаются от кустарников?(Деревья выше чем кустарники. У дерева один ствол, а кустарника много.)

– Как вы понимаете: лес – многоэтажный дом? (Лес – многоэтажный зелёный дом. Верхний этаж занимают деревья, затем идут кустарники, а самый нижний этаж – травянистые растения и грибы.)

– А теперь соберите и положите листочки на ладошки. Давай посмотрим, какие листья бывают по форме. (Они круглые, овальные, треугольные, с пальчиками, с зубчиками, с волнами.)

– А как вы думаете, почему осенью такие красивые листья деревьев опадают и меняют окраску. (Не хватает света и тепла.)

– Зимой деревья спят. Летом они пьют много воды, хватает веткам и листьям. Зимой в почве мало влаги, соки в дереве замирают до весны и не могут напоить листья. Поэтому деревьям листья зимой не нужны. В каждом листочке всегда есть и жёлтая краска, и зелёная – хлорофилл. Ночью хлорофилл распадается, но на свету образуется опять.

Летом солнышко долго светит, хлорофилл успевает восстановиться, поэтому листья зелёные. А осенью дни становятся короче, света меньше, вот и лист меняет окраску.

III. Итог экскурсии.

Вот и подошла к концу наша экскурсия в природу.

– Какую мы ставили цель? (Узнать о деревьях и листьях.)

Что вы узнали, что вас поразило, что вы увидели и услышали в природе? Пожалуйста, дома попробуйте это нарисовать.

– А теперь составим букет успеха:

Если ты считаешь, что хорошо работал во время экскурсии и всё делал самостоятельно, то возьми красный листик.

Если тебе чуть-чуть помогали, то возьми жёлтый листик.

Если же ты ничего не понял, возьми зелёный листик. Посмотрите, в нашем букете только красные и жёлтые листочки. Это значит, что мы хорошо потрудились.

А остальные листочки сложите в папку, которую вы принесли с собой.

Литература

  1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Москва .Издательский центр “Вентана – Граф”,2003 г.
  2. Гайтукаева И.Ю. Обучение первоклассников в период адаптации. – Волгоград: Учитель, 2009 г.
  3. Лакоценина Т.П. Необычные уроки в начальной школе.– Ростов-на-Дону:изд “Учитель”, 2008 г.
  4. Лёвина С.А. Математика, чтение, природоведение (конспекты открытых уроков и занимательные задания). – Волгоград: изд “Учитель”, 2006 г.