Внеклассное мероприятие – математический вечер "В мире чисел"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели и задачи:

  1. Развивать интерес учащихся к математике.
  2. Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти, математической речи, сплочению коллектива.
  3. Расширять умственный кругозор учащихся.
  4. Воспитывать чувство ответственности за порученное дело.

Вечер открывают девочка и мальчик.

Ведущий: Сегодняшний вечер посвящен миру чисел. Вы на вечере узнаете много нового и интересного об истории чисел и некоторых числовых диковинках.

На сцену, разговаривая, выходят 2 ученика.

1 мальчик: Я сегодня в одной книге прочитал, что когда-то была объявлена большая премия тому, кто напишет книгу на тему “Как человек без математики жил?!”

2 мальчик: Ну, и кому удалось получить эту премию?

1 м. Никому. Не нашлось такого человека, который сумел бы написать такую книгу.

2 м. Неужели в глубокой древности не было такой эпохи, когда люди не знали математики?

1 м. Не знаю. В книгах пишут, что люди научились считать с незапамятных времен.

2 м. А как читали древние люди?

1 м. Первоначально считали до 2-х, и только конкретные предметы. Если предметов было больше 2-х, то считали: один камень, два камня, много камней. Отвлеченного счета без предметов не было.

2 м. Человек умел считать до двух, наверное, потому, что у него было две руки и две ноги?

1 м. Может быть и так. От умения считать до двух человек перешел к счету двойками. Это наподобие того, как сейчас некоторые предметы считают десятками.

2 м. Счет двойками над двоичной системой.

1 м. А наша система счета называется десятичной.

2 м. В книгах написано, что современные вычислительные машины пользуются двоичной системой.

1 м. Это верно. А вот в некоторых древних государствах была пятеричная система – это потому, что число пальцев на одной руке равно пяти.

2 м. Может быть отсюда, и возникли некоторые способы вычисления на пальцах. Если забудешь таблицу умножения, то можно воспользоваться пальцами. (Об этом расскажут девочки)

1 девочка: Мы вам покажем, как при помощи пальцев можно умножать числа от 5 до 10.

2 девочка: Пусть нам нужно умножить 6 на 7. На одной руке возьмем столько пальцев, на сколько 6 больше 5, т.е. на 1 палец, на другой столько, на сколько 7 больше 5, т.е. 2 пальца. Один палец на одной и два на другой – это десятки, получим 3 десятка. К этим 3 десяткам + произведение загнутых пальцев 4*3=12, теперь 3 десятка +12 = 42,т.е. 6*7=42.

1 д. Я еще покажу пример умножения 8 на 9. На одной руке 2 согнутых пальца, на другой 1, число не согнутых пальцев 3+4=7 – это десятки, произведение согнутых равно 2 – это единицы. 7 десятков + 2 единицы =72, значит 8*9=72

Опять выходят 2 мальчика.

1 м. А как раньше писали числа?

2 м. Писать научились не сразу. Первоначально некоторые народы на деревьях делали зарубки, а некоторые завязывали узлы. Как долго продолжалась такая запись чисел – неизвестно.

Ведущий: В истории написано, что древние люди знаки чисел записывали на папирусе, а вот как записывали?

2 м. В древнем Риме числа записывали так: (показать таблицу)

Римская нумерация

I

1

XI

11

XXX

30

CD

400

II

2

XII

12

XL

40

D

500

III

3

XIII

13

L

50

DC

600

IV

4

XIV

14

LX

60

DCC

700

V

5

XV

15

LXX

70

DCCC

800

VI

6

XVI

16

LXXX

80

CM

900

VII

7

XVII

17

XC

90

M

1000

VIII

8

XVIII

18

C

100

MM

2000

IX

9

XIX

19

CC

200

MMM

3000

X

10

XX

20

CCC

300

   

Рис.1.

Старославянская нумерация

Рис.2.

Рис.3.

1 д. А старославянская нумерация выглядела так:

2 д. А сейчас нам покажут запись современных чисел.

На сцену выходят ученики, у каждого в руках цифра от 1 до 10.

Чтение стихотворения С.Я.Маршака “От 1 до 10”

Вот один иль единица, очень тонкая, как спица.

А вот это цифра 2, полюбуйся какова. Выгибает двойка шею, волочится хвост за нею.

А за двойкой – посмотри – выступает цифра 3, тройка – третий из значков, состоит из двух крючков.

За тремя идет 4, острый локоть оттопыря.

А потом пошла плясать по бумаге цифра 5. Руку вправо протянула, ножку круто изогнула.

Цифра 6 – дверной замочек – сверху крюк, внизу кружочек.

Вот семерка – кочерга, у нее одна нога.

У восьмерки 2 кольца, без начала и конца.

Цифра 9 иль девятка цифровая акробатка: если на голову встанет, цифрой 6 девятка станет.

Цифра вроде буквы “О” – это нуль, иль ничего. Круглый нуль такой хорошенький, но не значит ничегошеньки.

Если ж справа рядом с ним единицу поместим, он побольше станет весить, потому, что это десять.

Ведущий: Сейчас вы познакомились с галереей замечательных чисел. Они у нас здесь.

Число 2 –это единственное среди натуральных чисел простое четкое число, оно является основанием самой любопытной системы счисления, которая применяется в вычислительных машинах.

Число 5. Мы им пользуемся при округлении чисел. Кроме того, пятерка – любимая отметка учащегося. 5 – является основанием пятеричной системы счисления. В настоящее время она встречается у некоторых жителей Африки и индийских племен Северной Америки.

Всем известно число 12 – его называют дюжиной. Оно соперничает с десятью. Мы имеем дюжину месяцев в году, две дюжины часов в сутках. Час делится на пять дюжин – минут, минуты делятся на пять дюжин – секунд (круг имеет 30 дюжин градусов).

Число 13 – сосед 12. Число 13 называют чертовой дюжиной. Это число ничем не замечательно, разве только тем, что его любят суеверные люди. В некоторых странах не дают домам 13 номер, не дают этот номер ни трамваям, ни автобусам, 13 числа не отправляются в путь корабли. Но мы то знаем, что это все предрассудки.

А вот число 365. Одну особенность этого числа вы знаете (обращение ко всем). Кто скажет чем замечательно это число? (число дней в году). Число 365 замечательно еще тем, что оно является суммой квадратов трех последовательных чисел 10,11,12, т.е. 102+11 2+ 122=365 или 10*10+11*11+12*12=365 (м. показать) и суммой квадратов двух последовательных чисел 13 2 +14 2 =365 или 13*13+14*14=365.

Очень интересным является наибольшее трехзначное число. Какое ребята? Правильно 999. Умножение трехзначного числа на 999 можно заменить вычитание данного числа из числа, полученного умножением этого числа на 1000.

Например: 728*999=728*(1000-1)=728000-728=727272 (показать).

635*999=635*(1000-1)=635000-635=634365.

Ведущий: А сейчас я Вас познакомлю с еще одним замечательным числом, оно называется числом Шехерезады (сказка 1000 и 1 ночь). Но перед этим давайте проделаем следующее: (на листочке)

  1. Запишите любое трехзначное число (каждый раз передавая другому человеку) например 247.
  2. Припишите к нему такое же число, т.е. 247 247.
  3. Разделите полученное число на 13.
  4. Разделите полученное число на 11.
  5. Разделите полученное число на 7.
  6. Покажите мне только полученный результат, и я скажу, какое число вы задумали.

Как угадал, а очень просто, мне помогло число Шехерезады 1001.

247*1001=247*(1000+1)=7*11*13 Число Шехерезады является произведением трех последовательных простых чисел: 7,11 и 13, а следовательно делится без остатка на эти числа 113,11 и 7.

А сейчас послушайте отрывок из стихотворения В.Фирсова о еще одном замечательном числе “Нуль”.

“Нуль”

В.Фирсов

Когда-то многие считали,
Что нуль не значит ничего.
И, как ни странно, полагали,
Что нуль, совсем не есть число.
Но на оси средь прочих чисел
Он все же место получил,
И все действительные числа
На два разряда разделил.
Нуль ни в один из них не входит
Он сам составил чисел класс
О всех его особых свойствах
Мы поведем сейчас рассказ.
Как нуль к числу мы прибавляем
Иль вычитаем из него,
То в результате получаем
Опять то самое число: а+0=а-0=а
Попав как множитель средь чисел
Он мигом сводит все на нет
И оттого в произведении
Один за всех несёт ответ: а*в*0*д=0
А относительно деленья
Во-первых нужно помнить то,
Что уж давно в научном мире
Делить на нуль запрещено а:0
Причина всем ведь очевидна,
А состоит причина в том,
Что смысла нет в таком делении
Противоречье в нем самом.
И впрямь, какое из известных
Число за частное нам взять,
Когда с нулем в произведении
Все числа нуль лишь могут дать.

Ведущий: А теперь поиграем.

1. Задумайте число.
Прибавьте к нему 5.
Полученную сумму увеличьте в 3 раза.
Из полученного произведения вычтете 20.
К разности прибавьте 5.
Разделите на задуманное число.
У всех получилось 3.

У всех различные результаты, чтобы получить задуманное число, нужно из полученного результата вычесть 6.

А теперь познакомьтесь:

“Математик – молния”

(Один ученик должен быть подготовлен и называет задуманное число).

На стенде висит таблица:

I

II

III

IV

V

VI

1

2

4

8

16

32

3

3

5

9

17

33

5

6

6

10

18

34

7

7

7

11

19

35

9

10

12

12

20

36

11

11

13

13

21

37

13

14

14

14

22

38

15

15

15

15

23

39

17

18

20

24

24

40

19

19

21

25

25

41

21

22

22

26

26

42

23

23

23

27

27

43

25

26

28

28

28

44

27

27

29

29

29

45

29

30

30

30

30

46

31

31

31

31

31

47

33

34

36

40

48

48

35

35

37

41

49

49

37

38

38

42

50

50

39

39

39

43

51

51

41

42

44

44

52

52

43

43

45

45

53

53

45

46

46

46

54

54

47

47

47

47

55

55

49

50

52

56

56

56

51

51

53

57

57

57

53

54

54

58

58

58

55

55

55

59

59

59

57

58

60

60

60

60

59

59

61

61

61

61

61

62

62

62

62

62

63

63

63

63

63

63

1.Загадайте любое число (из таблицы) скажите, в каких столбиках оно встречается?

Например, во II и V – это число 18.

В I, II, VI, – это 35.

Ведущий: А теперь давайте посоревнуемся. Чей ряд победит. А для этого нужно вспомнить несколько строчек из песен, в которых содержатся числа, математические термины, единицы измерения массы, времени, расстояния, площади, скорости…

Например,

“10 поросят пошли купаться в море…”
“Не думай о секундах свысока…”
“2х2 четыре…”
“Две судьбы соединили 2 кольца…”
“Папа у Васи силен математике…”
“Ни минуты покоя, ни секунды покоя…”
“Пол часа до рейса…”
“Дни летят, за рассветом закат…”
“Словно 12 месяцев – эти 12 дней…”

Ведущий: Молодцы! Надеюсь, Вы сегодня остались довольны проведенным вечером. И, конечно же, поняли, какая это удивительная и прекрасная наука математика. Но, чтобы ее хорошо знать и хорошо учиться, нужно много трудиться, поэтому:

ВСЕ:

Кто более иль менее
С терпением знаком
Считает он терпение совсем не пустяком
Не случай, не везение
Тебе помогут вдруг
Терпение, терпение
Твой самый лучший друг!