Цели и задачи:
- Развивать интерес учащихся к математике.
- Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти, математической речи, сплочению коллектива.
- Расширять умственный кругозор учащихся.
- Воспитывать чувство ответственности за порученное дело.
Вечер открывают девочка и мальчик.
Ведущий: Сегодняшний вечер посвящен миру чисел. Вы на вечере узнаете много нового и интересного об истории чисел и некоторых числовых диковинках.
На сцену, разговаривая, выходят 2 ученика.
1 мальчик: Я сегодня в одной книге прочитал, что когда-то была объявлена большая премия тому, кто напишет книгу на тему “Как человек без математики жил?!”
2 мальчик: Ну, и кому удалось получить эту премию?
1 м. Никому. Не нашлось такого человека, который сумел бы написать такую книгу.
2 м. Неужели в глубокой древности не было такой эпохи, когда люди не знали математики?
1 м. Не знаю. В книгах пишут, что люди научились считать с незапамятных времен.
2 м. А как читали древние люди?
1 м. Первоначально считали до 2-х, и только конкретные предметы. Если предметов было больше 2-х, то считали: один камень, два камня, много камней. Отвлеченного счета без предметов не было.
2 м. Человек умел считать до двух, наверное, потому, что у него было две руки и две ноги?
1 м. Может быть и так. От умения считать до двух человек перешел к счету двойками. Это наподобие того, как сейчас некоторые предметы считают десятками.
2 м. Счет двойками над двоичной системой.
1 м. А наша система счета называется десятичной.
2 м. В книгах написано, что современные вычислительные машины пользуются двоичной системой.
1 м. Это верно. А вот в некоторых древних государствах была пятеричная система – это потому, что число пальцев на одной руке равно пяти.
2 м. Может быть отсюда, и возникли некоторые способы вычисления на пальцах. Если забудешь таблицу умножения, то можно воспользоваться пальцами. (Об этом расскажут девочки)
1 девочка: Мы вам покажем, как при помощи пальцев можно умножать числа от 5 до 10.
2 девочка: Пусть нам нужно умножить 6 на 7. На одной руке возьмем столько пальцев, на сколько 6 больше 5, т.е. на 1 палец, на другой столько, на сколько 7 больше 5, т.е. 2 пальца. Один палец на одной и два на другой – это десятки, получим 3 десятка. К этим 3 десяткам + произведение загнутых пальцев 4*3=12, теперь 3 десятка +12 = 42,т.е. 6*7=42.
1 д. Я еще покажу пример умножения 8 на 9. На одной руке 2 согнутых пальца, на другой 1, число не согнутых пальцев 3+4=7 – это десятки, произведение согнутых равно 2 – это единицы. 7 десятков + 2 единицы =72, значит 8*9=72
Опять выходят 2 мальчика.
1 м. А как раньше писали числа?
2 м. Писать научились не сразу. Первоначально некоторые народы на деревьях делали зарубки, а некоторые завязывали узлы. Как долго продолжалась такая запись чисел – неизвестно.
Ведущий: В истории написано, что древние люди знаки чисел записывали на папирусе, а вот как записывали?
2 м. В древнем Риме числа записывали так: (показать таблицу)
Римская нумерация
I |
1 |
XI |
11 |
XXX |
30 |
CD |
400 |
II |
2 |
XII |
12 |
XL |
40 |
D |
500 |
III |
3 |
XIII |
13 |
L |
50 |
DC |
600 |
IV |
4 |
XIV |
14 |
LX |
60 |
DCC |
700 |
V |
5 |
XV |
15 |
LXX |
70 |
DCCC |
800 |
VI |
6 |
XVI |
16 |
LXXX |
80 |
CM |
900 |
VII |
7 |
XVII |
17 |
XC |
90 |
M |
1000 |
VIII |
8 |
XVIII |
18 |
C |
100 |
MM |
2000 |
IX |
9 |
XIX |
19 |
CC |
200 |
MMM |
3000 |
X |
10 |
XX |
20 |
CCC |
300 |
Рис.1.
Старославянская нумерация
Рис.2.
Рис.3.
1 д. А старославянская нумерация выглядела так:
2 д. А сейчас нам покажут запись современных чисел.
На сцену выходят ученики, у каждого в руках цифра от 1 до 10.
Чтение стихотворения С.Я.Маршака “От 1 до 10”
Вот один иль единица, очень тонкая, как спица.
А вот это цифра 2, полюбуйся какова. Выгибает двойка шею, волочится хвост за нею.
А за двойкой – посмотри – выступает цифра 3, тройка – третий из значков, состоит из двух крючков.
За тремя идет 4, острый локоть оттопыря.
А потом пошла плясать по бумаге цифра 5. Руку вправо протянула, ножку круто изогнула.
Цифра 6 – дверной замочек – сверху крюк, внизу кружочек.
Вот семерка – кочерга, у нее одна нога.
У восьмерки 2 кольца, без начала и конца.
Цифра 9 иль девятка цифровая акробатка: если на голову встанет, цифрой 6 девятка станет.
Цифра вроде буквы “О” – это нуль, иль ничего. Круглый нуль такой хорошенький, но не значит ничегошеньки.
Если ж справа рядом с ним единицу поместим, он побольше станет весить, потому, что это десять.
Ведущий: Сейчас вы познакомились с галереей замечательных чисел. Они у нас здесь.
Число 2 –это единственное среди натуральных чисел простое четкое число, оно является основанием самой любопытной системы счисления, которая применяется в вычислительных машинах.
Число 5. Мы им пользуемся при округлении чисел. Кроме того, пятерка – любимая отметка учащегося. 5 – является основанием пятеричной системы счисления. В настоящее время она встречается у некоторых жителей Африки и индийских племен Северной Америки.
Всем известно число 12 – его называют дюжиной. Оно соперничает с десятью. Мы имеем дюжину месяцев в году, две дюжины часов в сутках. Час делится на пять дюжин – минут, минуты делятся на пять дюжин – секунд (круг имеет 30 дюжин градусов).
Число 13 – сосед 12. Число 13 называют чертовой дюжиной. Это число ничем не замечательно, разве только тем, что его любят суеверные люди. В некоторых странах не дают домам 13 номер, не дают этот номер ни трамваям, ни автобусам, 13 числа не отправляются в путь корабли. Но мы то знаем, что это все предрассудки.
А вот число 365. Одну особенность этого числа вы знаете (обращение ко всем). Кто скажет чем замечательно это число? (число дней в году). Число 365 замечательно еще тем, что оно является суммой квадратов трех последовательных чисел 10,11,12, т.е. 102+11 2+ 122=365 или 10*10+11*11+12*12=365 (м. показать) и суммой квадратов двух последовательных чисел 13 2 +14 2 =365 или 13*13+14*14=365.
Очень интересным является наибольшее трехзначное число. Какое ребята? Правильно 999. Умножение трехзначного числа на 999 можно заменить вычитание данного числа из числа, полученного умножением этого числа на 1000.
Например: 728*999=728*(1000-1)=728000-728=727272 (показать).
635*999=635*(1000-1)=635000-635=634365.
Ведущий: А сейчас я Вас познакомлю с еще одним замечательным числом, оно называется числом Шехерезады (сказка 1000 и 1 ночь). Но перед этим давайте проделаем следующее: (на листочке)
- Запишите любое трехзначное число (каждый раз передавая другому человеку) например 247.
- Припишите к нему такое же число, т.е. 247 247.
- Разделите полученное число на 13.
- Разделите полученное число на 11.
- Разделите полученное число на 7.
- Покажите мне только полученный результат, и я скажу, какое число вы задумали.
Как угадал, а очень просто, мне помогло число Шехерезады 1001.
247*1001=247*(1000+1)=7*11*13 Число Шехерезады является произведением трех последовательных простых чисел: 7,11 и 13, а следовательно делится без остатка на эти числа 113,11 и 7.
А сейчас послушайте отрывок из стихотворения В.Фирсова о еще одном замечательном числе “Нуль”.
“Нуль”
В.Фирсов
Когда-то многие считали,
Что нуль не значит ничего.
И, как ни странно, полагали,
Что нуль, совсем не есть число.
Но на оси средь прочих чисел
Он все же место получил,
И все действительные числа
На два разряда разделил.
Нуль ни в один из них не входит
Он сам составил чисел класс
О всех его особых свойствах
Мы поведем сейчас рассказ.
Как нуль к числу мы прибавляем
Иль вычитаем из него,
То в результате получаем
Опять то самое число: а+0=а-0=а
Попав как множитель средь чисел
Он мигом сводит все на нет
И оттого в произведении
Один за всех несёт ответ: а*в*0*д=0
А относительно деленья
Во-первых нужно помнить то,
Что уж давно в научном мире
Делить на нуль запрещено а:0
Причина всем ведь очевидна,
А состоит причина в том,
Что смысла нет в таком делении
Противоречье в нем самом.
И впрямь, какое из известных
Число за частное нам взять,
Когда с нулем в произведении
Все числа нуль лишь могут дать.
Ведущий: А теперь поиграем.
1. Задумайте число.
Прибавьте к нему 5.
Полученную сумму увеличьте в 3 раза.
Из полученного произведения вычтете 20.
К разности прибавьте 5.
Разделите на задуманное число.
У всех получилось 3.
У всех различные результаты, чтобы получить задуманное число, нужно из полученного результата вычесть 6.
А теперь познакомьтесь:
“Математик – молния”
(Один ученик должен быть подготовлен и называет задуманное число).
На стенде висит таблица:
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
1 |
2 |
4 |
8 |
16 |
32 |
3 |
3 |
5 |
9 |
17 |
33 |
5 |
6 |
6 |
10 |
18 |
34 |
7 |
7 |
7 |
11 |
19 |
35 |
9 |
10 |
12 |
12 |
20 |
36 |
11 |
11 |
13 |
13 |
21 |
37 |
13 |
14 |
14 |
14 |
22 |
38 |
15 |
15 |
15 |
15 |
23 |
39 |
17 |
18 |
20 |
24 |
24 |
40 |
19 |
19 |
21 |
25 |
25 |
41 |
21 |
22 |
22 |
26 |
26 |
42 |
23 |
23 |
23 |
27 |
27 |
43 |
25 |
26 |
28 |
28 |
28 |
44 |
27 |
27 |
29 |
29 |
29 |
45 |
29 |
30 |
30 |
30 |
30 |
46 |
31 |
31 |
31 |
31 |
31 |
47 |
33 |
34 |
36 |
40 |
48 |
48 |
35 |
35 |
37 |
41 |
49 |
49 |
37 |
38 |
38 |
42 |
50 |
50 |
39 |
39 |
39 |
43 |
51 |
51 |
41 |
42 |
44 |
44 |
52 |
52 |
43 |
43 |
45 |
45 |
53 |
53 |
45 |
46 |
46 |
46 |
54 |
54 |
47 |
47 |
47 |
47 |
55 |
55 |
49 |
50 |
52 |
56 |
56 |
56 |
51 |
51 |
53 |
57 |
57 |
57 |
53 |
54 |
54 |
58 |
58 |
58 |
55 |
55 |
55 |
59 |
59 |
59 |
57 |
58 |
60 |
60 |
60 |
60 |
59 |
59 |
61 |
61 |
61 |
61 |
61 |
62 |
62 |
62 |
62 |
62 |
63 |
63 |
63 |
63 |
63 |
63 |
1.Загадайте любое число (из таблицы) скажите, в каких столбиках оно встречается?
Например, во II и V – это число 18.
В I, II, VI, – это 35.
Ведущий: А теперь давайте посоревнуемся. Чей ряд победит. А для этого нужно вспомнить несколько строчек из песен, в которых содержатся числа, математические термины, единицы измерения массы, времени, расстояния, площади, скорости…
Например,
“10 поросят пошли купаться в море…”
“Не думай о секундах свысока…”
“2х2 четыре…”
“Две судьбы соединили 2 кольца…”
“Папа у Васи силен математике…”
“Ни минуты покоя, ни секунды покоя…”
“Пол часа до рейса…”
“Дни летят, за рассветом закат…”
“Словно 12 месяцев – эти 12 дней…”
Ведущий: Молодцы! Надеюсь, Вы сегодня остались довольны проведенным вечером. И, конечно же, поняли, какая это удивительная и прекрасная наука математика. Но, чтобы ее хорошо знать и хорошо учиться, нужно много трудиться, поэтому:
ВСЕ:
Кто более иль менее
С терпением знаком
Считает он терпение совсем не пустяком
Не случай, не везение
Тебе помогут вдруг
Терпение, терпение
Твой самый лучший друг!