Цели:
- развивать навыки устной речи, умение делать описание по картине;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
Методические приемы: беседа по вопросам, подготовленный диктант, лингвистический разбор, устное описание картины, словарная работа.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Чтение выдержек из статей спортивного характера. Запись предложений с описанием действий спортсменов, желательно с использованием деепричастий.
II. Слово учителя
Спортивная журналистика – нелегкое дело. Лучшие комментаторы и обозреватели иногда создают настоящие художественные произведения, их материалы читаешь с захватывающим интересом. Есть и близкие заметки и статьи, которые не отличишь друг от друга, настолько они забиты штампами и общими словами.
Ваша задача – попробовать себя в роли спортивного журналиста, создать материал на спортивную тему.
III. Практическое задание
Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, определить грамматические характеристики причастий и деепричастий, обозначить суффиксы, подчеркнуть причастия и деепричастия как члены предложения.
Предложения записаны на доске:
- Все поезда идущ…е в футбольную ст…лицу заполн…ен(н,нн)ы болельщ…ками.
- Ко(м,мм)ентаторы уд…ляли повыше(н,нн)ое вн…мание футболисту забивш…му победный гол в ворота соперн…ка.
- (В)место пользу…щ..гося в команде (не, ни)пр…река…мым автор…тетом вет…рана в стартовом составе может выйти под…ющий надежды защитник из юнош…ской сборной страны.
- Дровиш…к в разг…ревш…йся к…стер надежд подбросила молодая пор…сль украинских игроков добравшись до ф…нала чемп…оната Европы.
- Нап…дающий открывшись на гран… офсайда перебросил мяч… через голкипера но выручил защитник насти(г,к)ший мяч… поч..ти на линии ворот.
- Об…грав три команды бр…зильц… вышли в(четверть)финал.
IV. Выполнение упражнений
- Упражнение 185: устный разбор.
- Упражнение 186: диктант
- Беседа по картине
- Что изображено на картине?
- Когда происходит действие? Как вы это определили?
- Где происходит футбольное состязание?
- По каким признакам мы можем судить о том, какой момент изображен на картине?
- Почему картина называется «Вратарь»?
- С каким чувством написана картина?
- Устный рассказ по картине.
Описание картины можно сделат ь в виде спортивного репортажа, а также в виде рассказа экскурсовода.
- Написание черновика сочинения.
V. Домашнее задание
Написать сочинение по картине, используя причастия и деепричастии.
Список литературы
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. –М., 2010.
- Егорова Н.В.. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс.- М., 2011 .
- Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2009.