Цели урока:
Образовательные:
- Сформировать у учащихся понятие степени с натуральным показателем.
- Научить читать, записывать степень, называть её основание, показатель.
- Научить находить значение степени, значения выражений, содержащих степень.
Развивающие:
Развивать умение выделять существенные признаки, делать обобщающие выводы.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к математике.
Тип урока: урок объяснения нового материала и частичного его закрепления.
Оборудование:
Карточки с буквами Д, Е, К, А, Р, Т, перевёрнутые и закреплённые на магнитной доске в произвольном порядке; карточки с кроссвордом у каждого обучающегося.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сообщение темы, цели урока.
Сегодня, ребята,
- вы повторите всё, что знаете о степени из курса 6-го класса;
- научитесь находить значение степени, значения выражений, содержащих степень;
- кроме того, работая на уроке, вы сами ответите на вопрос, кто из математиков ввёл современное обозначение степени.
Его имя зашифровано в анаграмме.
Обратимся к толковому словарю (или учащиеся ответят сами): анаграмма – это сочетание букв, из которых можно составить слово.
Выполняя упражнения, мы будем открывать букву за буквой.
2. Объяснение нового материала.
Введение понятия “степень” основано на сравнении суммы и произведения равных чисел.
– Замените сумму произведением 5+5+5+5= -2+(-2)+(-2)= 1/4+1/4= |
5*5*5*5= -2*(-2)*(-2)= 1/4*1/4= |
– Любую ли сумму можно заменить произведением?
В рассмотренных примерах мы сумму равных слагаемых заменяем произведением. Такая запись короче и удобней.
Короткий способ записи ввели и для произведения равных множителей.
Дописываем: 54, (-2)3, (1/4)2. Вторая и третья степени имеют особые названия (какие?) Следует обратить внимание учащихся на запись степени отрицательных, дробных чисел; на смысл записи.
В записи степени “участвуют” два числа: одно – повторяющийся множитель – называют основанием степени. Другое, которое показывает, сколько раз повторяется множитель, называют показателем степени.
Задание 1.
Прочитайте степень, назовите её основание и показатель: 43, (-3)6, (5 3/7)2, 2,57
Опора:
ап-показатель основание |
Задание 2: Прочитайте, объясните, что означает запись
25
52
(-3,4)4
(2/7)3, ап
Можно пользоваться опорой:
25– это произведение__________
(скольких?) множителей, каждый из которых равен_______(чему?) |
(Открыли букву из анаграммы)
Мы составляем определение степени с натуральным показателем.
– Какие числа называются натуральными?
– Назовите наименьшее натуральное число.
– Выберите натуральные числа: 5; 0; -8; 2,3; 53; 1; 12 …
Дадим определение степени в общем виде на основании рассмотренных примеров и с помощью опоры для п >1.
Прочитайте: 231. Показатель равен 1. Как вы думаете, что можно считать степенью числа 23 с показателем 1?
а1=а |
Прочитаем определение степени в учебнике.
III. Закрепление.
1) Устно: представьте степень в виде произведения:
52 ,43 , (-2)2 , 04..
2) №374 (а,б,в,и) (открыть букву в анаграмме)
3) Найдем значение степени.
а) 43 = 4*4*4= 64
б) (1 1/3)2= 4/3*4/3= 16/9= 1 7/9
в) (-3)4=
4)№376 (самостоятельно) I вар. (а,в,ж) II вар. (г,е,з)
Проверим так: если среди ваших ответов нашелся такой же, напишите рядом соответствующую букву:
Н – 81/256
М – 125
У – 16
А – 83,375
Ц – -3,375
Ы – 32/243
И – 243
Получилось: УМНИЦЫ (1 ответ лишний)
(открываем букву в анаграмме)
5) В это время на доске 2 уч-ся выполняют индивидуально следующее задание:
Вычислить:
62=
14=
(2/3)3=
25=
(-6)2=
(-1)4=
(-2/3)3=
(-1)5=
Проверяем работу. Делаем вывод:
– положительное число в четной степени – положительно;
– отрицательное число в четной степени – положительно, в нечетной степени отрицательно.
6) Устно: каким “по знаку” числом является
7) Рассмотрим порядок действий в выражениях, содержащих степень.
а) 28 – 23*3=
б) 4+(10,1 – 7)2=
Сделать вывод.
8) №384 (открываем букву в анаграмме)
9) Самостоятельная работа (кроссворд).
I вариант решает примеры по горизонтали
II вариант – по вертикали
Ответы записывают в кроссворд
По горизонтали:
|
По вертикали:
|
(Открываем букву в анаграмме)
IV. Расшифровать фамилию Декарт
Историческая справка: Рене Декарт – французский математик, физик, философ, живший в 17 веке. Именно он ввел такую запись степени числа.
V. Домашнее задание: №377 (а,в,д,ж), №386 (а,в,д,ж)
VI. “Весёлая минутка”.
– Найдите ошибку, если она есть:
(-1/2)2= -1/4; (-0,1)3 = -0,01; (-3)3= -9
– Загадки:
- Квадрат задуманного натурального числа равен 9. Найдите это число.
- Квадрат задуманного числа равен 16. Какое это число? (+4;-4)
- Есть ровно 2 числа, равных своему квадрату. Какие это числа? (0,1)
VII. Итог урока.
Что называется аn?
Как найти значение степени?
Как найти значение выражений, содержащих степень?
Учебник: Алгебра 7, Ю.Н.Макарычев и др., 2009.