Урок в 9-м классе по географии. Тема: "Химико-лесной комплекс"

Разделы: География


Учебно-воспитательные цели:

  • Сформировать представление о химико-лесном комплекс – его особенностях, составе и значении в развитии хозяйства.
  • Показать межотраслевые связи.

Оборудование: карта “Лесная промышленность”, мультимедийные средства.

Ход урока

I. Организационный момент.

    Эпиграф к уроку.

    “Широко простирает химия руки свои в делах человеческие ...”

    М.В. Ломоносов.

II. Изучение нового материала.

Тема: Химико-лесной комплекс.

Цель урока:

  • выявить особенности химико-лесного комплекса;
  • его состав;
  • значение в развитии хозяйства.

– Представьте себе, если бы 100 лет назад кто-нибудь сказал, что из бревна можно сделать шелковую ткань, а из газа – стеклянную посуду, человека назвали бы фантазёром. Вещества и материалы, которые появляются в результате химических превращений – это есть результат взаимодействия веществ между собой. Этим занимается химия.

Химия одна из древнейших областей познавательной деятельности человека. Предполагают, что первые сведения по химии появились в Древнем Египте. Знания держались в секрете и считались “священным искусством”.

Сейчас много обычных вещей сделано с помощью химии. Она создала материалы, из которых конструируют самолёты, автомашины, протезы суставов и кровеносных сосудов. Ракетам и космическим кораблям дала топливо и конструкционные материалы.

Работа с ключевыми словами. Дать определения. Ключевые слова: комплекс, отрасль, технология.

– Что такое комплекс?

Комплекс – это сочетание или совокупность отраслей промышленности. (слайд 2)

– Что такое отрасль?

Отрасль – совокупность предприятий, выпускающих однородную продукцию, имеющие сходные процессы производства, или единое исходное сырье, но находятся в разных частях страны. (Cлайд 2)

– Это понятие лежит в основе другого понятия – технология.

– Что такое технология?

Технология – наука о производствах, методах и аппаратах, с их помощью исходные вещества превращаются в предметы потребления или средства производства. (слайд 2)

– Как вы думаете, с чего начинается создание любого вещества?

– С науки.

– Создание любого вещества начинается с науки, а научные открытия используются промышленностью, чтобы реализовать открытие необходимо разрабатывать технологию процесса. В своё время Д.И. Менделеев — ученый и борец за развитие отечественной экономики сказал (слайд 3):

“Промышленность и истинная наука друг без друга не живут,
друг от друга получают силу, и этот союз родит блага,
без него не виданные”.

– Итак подведём итог. Химия – древнейшая область познавательной деятельности человека.

– Сегодня на уроке мы узнаем о особенностях химическо-лесного комплекса, его составе и значении. (Работа с планом “Особенности химического производства” (слайд 4).

Особенности химической промышленности. (слайд 5)

  • одна из ведущих отраслей тяжелой промышленности:
  • её развитие укрепляет экономическую и оборонную мощь страны;
  • удовлетворяет потребности населения во многих изделиях применяемых в быту;

– Приведите примеры, где применяется слово корпус? Какой бывает корпус?

  • расширяет сырьевую базу многих отраслей, обеспечивает эффективными материалами, с заранее заданными свойствами, стоящими дешевле, чем настоящие.

– Докажем. Убедим!

1. По производству (слайд 6)

– серной кислоты Россия – II месте,
– минеральных удобрений – V месте,
– синтетических смол – XIV месте.

2. Составить схему межотраслевых связей –

Дополнить

– Объясните, как вы понимаете слово мощь?

3.

4. Сырьевая база

Но, в настоящее время в х.п. используют специально-подготовленное сырьё.

– Где получают продукты переработки?

На нефтеперерабатывающих заводах, целлюлозно-бумажных комбинатах.

В России нефтеперерабатывающих заводах – 28, а в США – 190.

Задания:

  1. Анализ схемы “Вещества, вырабатываемые из углеводородных газов”, сделать вывод.
  2. На основе анализа рисунка 47 стр. 146 “Состав химической промышленности” дополнить таблицу, сделать вывод.

Отрасли х.п.

Принцип размещения

Районы

  1. Горно-химическая
  2. Основная химия:
    а) производство кислот;
    б) производство удобрений.
  3. Химия органического синтеза
   

Вывод:

Современное химическое производство основано на специально подготовленном сырье.

Принципы (факторы) размещения отраслей химической промышленности.(слайд 7)

Сырьевая база и потребитель.

Анализ таблицы приложения №1 стр. 370–371 “Технико-экономические показатели промышленных предприятий”.

Вывод: большая потребность в электроэнергии и воде, поэтому ориентированы на источники энергии и воды.

– Почему?

– Так как ведут первичную обработку сырья и изготавливают:

– Затем

– А на их основе химия полимеров дает:

пластмассу -----------------------------------– потребитель

синтетический каучук

Вывод: широко и эффективно используются химические технологии химические продукты во всех областях материального производства. Это мощный рычаг технического процесса во всех отраслях и роста благосостояния народа. Это есть химизация. (Слайд 8)

Впервые ввел в 1924 году академик Прянишников, применительно к сельскому хозяйству, а применительно это для всех отраслей.

– А как вы понимаете связь лесной промышленности с химической промышленностью?

Примеры:

– Наша страна мировой издатель? Приведите примеры.

– Что из себя представляет лесная промышленность?

– Сделайте вывод.

III. Закрепление.

– Знаете ли вы, что экономическое значение сосны велико. Её изображение используется в гербах Эстонии, Карелии, германского города Аугсбурга – сосновая шишка.

– Из 1 куб. м. сосновой древесины можно получить:

– 63 кг – смолы живицы
– 11 кг – уксусной кислоты,
– 2,6 кг – древесного спирта,

а также он заменяет 120 кг угля.

– При переработке 1 куб. м. хвойной древесины дает – 65 костюмов, или 2,5 тысяч пар чулок, или 680 метров ткани

– Убедились в взаимосвязи химии с лесной промышленностью?

Вывод: в произведении М. Горького “Дети солнца”, один из героев говорил (слайд 9):

“Это изумительная наука, знаете!...

Её зоркий, сильный взгляд проникает и в огненную массу солнца, и во тьму земной коры, в неведомые частицы вашего сердца ...,  в тайны строения камня и безмолвную жизнь дерева.

Она смотрит всюду и, везде открывая гармонию, упорно ищет начало жизни... И она найдет его, она найдет!”.

Домашнее задание: § 28-29.

Презентация