Учебно-воспитательные цели:
- Сформировать представление о химико-лесном комплекс – его особенностях, составе и значении в развитии хозяйства. Показать межотраслевые связи.
Оборудование: карта “Лесная промышленность”, мультимедийные средства.
Ход урока
I. Организационный момент.
Эпиграф к уроку.
“Широко простирает химия руки свои в делах человеческие ...”
М.В. Ломоносов.
II. Изучение нового материала.
Тема: Химико-лесной комплекс.
Цель урока:
- выявить особенности химико-лесного комплекса;
- его состав;
- значение в развитии хозяйства.
– Представьте себе, если бы 100 лет назад кто-нибудь сказал, что из бревна можно сделать шелковую ткань, а из газа – стеклянную посуду, человека назвали бы фантазёром. Вещества и материалы, которые появляются в результате химических превращений – это есть результат взаимодействия веществ между собой. Этим занимается химия.
Химия одна из древнейших областей познавательной деятельности человека. Предполагают, что первые сведения по химии появились в Древнем Египте. Знания держались в секрете и считались “священным искусством”.
Сейчас много обычных вещей сделано с помощью химии. Она создала материалы, из которых конструируют самолёты, автомашины, протезы суставов и кровеносных сосудов. Ракетам и космическим кораблям дала топливо и конструкционные материалы.
Работа с ключевыми словами. Дать определения. Ключевые слова: комплекс, отрасль, технология.
– Что такое комплекс?
Комплекс – это сочетание или совокупность отраслей промышленности. (слайд 2)
– Что такое отрасль?
Отрасль – совокупность предприятий, выпускающих однородную продукцию, имеющие сходные процессы производства, или единое исходное сырье, но находятся в разных частях страны. (Cлайд 2)
– Это понятие лежит в основе другого понятия – технология.
– Что такое технология?
Технология – наука о производствах, методах и аппаратах, с их помощью исходные вещества превращаются в предметы потребления или средства производства. (слайд 2)
– Как вы думаете, с чего начинается создание любого вещества?
– С науки.
– Создание любого вещества начинается с науки, а научные открытия используются промышленностью, чтобы реализовать открытие необходимо разрабатывать технологию процесса. В своё время Д.И. Менделеев — ученый и борец за развитие отечественной экономики сказал (слайд 3):
“Промышленность и истинная наука друг
без друга не живут,
друг от друга получают силу, и этот союз родит
блага,
без него не виданные”.
– Итак подведём итог. Химия – древнейшая область познавательной деятельности человека.
– Сегодня на уроке мы узнаем о особенностях химическо-лесного комплекса, его составе и значении. (Работа с планом “Особенности химического производства” (слайд 4).
Особенности химической промышленности. (слайд 5)
- одна из ведущих отраслей тяжелой промышленности:
- её развитие укрепляет экономическую и оборонную мощь страны;
- удовлетворяет потребности населения во многих изделиях применяемых в быту;
– Приведите примеры, где применяется слово корпус? Какой бывает корпус?
- расширяет сырьевую базу многих отраслей, обеспечивает эффективными материалами, с заранее заданными свойствами, стоящими дешевле, чем настоящие.
– Докажем. Убедим!
1. По производству (слайд 6)
– серной кислоты Россия – II месте,
– минеральных удобрений – V месте,
– синтетических смол – XIV месте.
2. Составить схему межотраслевых связей –
Дополнить
– Объясните, как вы понимаете слово мощь?
3.
4. Сырьевая база
Но, в настоящее время в х.п. используют специально-подготовленное сырьё.
– Где получают продукты переработки?
На нефтеперерабатывающих заводах, целлюлозно-бумажных комбинатах.
В России нефтеперерабатывающих заводах – 28, а в США – 190.
Задания:
- Анализ схемы “Вещества, вырабатываемые из углеводородных газов”, сделать вывод.
- На основе анализа рисунка 47 стр. 146 “Состав химической промышленности” дополнить таблицу, сделать вывод.
Отрасли х.п. |
Принцип размещения |
Районы |
|
Вывод:
Современное химическое производство основано на специально подготовленном сырье.
Принципы (факторы) размещения отраслей химической промышленности.(слайд 7)
Сырьевая база и потребитель.
Анализ таблицы приложения №1 стр. 370–371 “Технико-экономические показатели промышленных предприятий”.
Вывод: большая потребность в электроэнергии и воде, поэтому ориентированы на источники энергии и воды.
– Почему?
– Так как ведут первичную обработку сырья и изготавливают:
– Затем
– А на их основе химия полимеров дает:
пластмассу -----------------------------------– потребитель
синтетический каучук
Вывод: широко и эффективно используются химические технологии химические продукты во всех областях материального производства. Это мощный рычаг технического процесса во всех отраслях и роста благосостояния народа. Это есть химизация. (Слайд 8)
Впервые ввел в 1924 году академик Прянишников, применительно к сельскому хозяйству, а применительно это для всех отраслей.
– А как вы понимаете связь лесной промышленности с химической промышленностью?
Примеры:
– Наша страна мировой издатель? Приведите примеры.
– Что из себя представляет лесная промышленность?
– Сделайте вывод.
III. Закрепление.
– Знаете ли вы, что экономическое значение сосны велико. Её изображение используется в гербах Эстонии, Карелии, германского города Аугсбурга – сосновая шишка.
– Из 1 куб. м. сосновой древесины можно получить:
– 63 кг – смолы живицы
– 11 кг – уксусной кислоты,
– 2,6 кг – древесного спирта,
а также он заменяет 120 кг угля.
– При переработке 1 куб. м. хвойной древесины дает – 65 костюмов, или 2,5 тысяч пар чулок, или 680 метров ткани
– Убедились в взаимосвязи химии с лесной промышленностью?
Вывод: в произведении М. Горького “Дети солнца”, один из героев говорил (слайд 9):
“Это изумительная наука, знаете!...
Её зоркий, сильный взгляд проникает и в огненную массу солнца, и во тьму земной коры, в неведомые частицы вашего сердца ..., в тайны строения камня и безмолвную жизнь дерева.
Она смотрит всюду и, везде открывая гармонию, упорно ищет начало жизни... И она найдет его, она найдет!”.