Работая учителем-логопедом в группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи и достигнув определенных положительных результатов в коррекции звукопроизношения, я, к сожалению, отмечаю, что речь части воспитанников по прежнему проигрывает в сравнении с речью их сверстников. Она остается недостаточно выразительной, многословной, не привлекательной, далека от идеала, о котором А.С. Пушкин сказал: “А уж речь-то говорит, словно реченька журчит”. Видно, что дети, стараясь выразить свои мысли, с трудом подбирают нужные слова или используют одни и те же, многократно повторяясь. Это говорит об ограниченности активного словаря детей. Преобладают слова обиходно-бытового плана, а так же разговорно-сниженные, которые не являются литературными. Дети редко используют слова-определения, слова-обобщения.
Проанализировав речь детей по итогам обследования, были выявлены следующие лексические проблемы:
- дети не знают и не называют части предметов (спинка у стула, столешница у стола, ствол у дерева, стена и подъезд у дома, локоть, ступня и кисть у человека, грива и копыта у животных) и т.п.;
- дети не называют глаголы, выражающие уточненность действий: откусывает, грызет, жует, лижет – все выражается словом “ест”;
- не используются слова-антонимы (высоко – низко), слова-синонимы: храбрый, отважный, смелый, боевой, ограничиваются словом “смелый”;
- дети редко используют относительные прилагательные: малиновое, яблочное – обычно говорят “из малины”, “из яблок”;
- еще реже используются притяжательные прилагательные: заячий, лисий – обычно говорят уши зайца, след лисы.
Для того, чтобы расширить пассивный и активный словарь, мы, совместно с воспитателями, приняли решение более четко организовывать работу над лексическими темами. (см. приложение 1)
О том, что мы работаем в правильном направлении, говорит следующий факт: в последнее время наши российские издатели выпускают толковые словари, где слова располагаются не в алфавитном порядке, а по смысловым тематическим группам. Такие тематические словари называются “Тезаурас”. Например, словарь “Животный мир”. В разделе “Птицы” перечисляются птицы с описанием внешнего вида, мест обитания, поведением.
Таким образом, четкая организация, систематизация и согласованность в работе над лексическими темами стала нашей задачей, решая которую, мы осуществляем одну из главных коррекционных целей в работе с детьми с общим недоразвитием речи – обогащаем и активизируем словарь. (см. приложение 2)
Запас слов, соответствующий возрасту дошкольника, помогает детям успешно овладевать связной речью и прекрасно доносить свои мысли до собеседника во время общения или показать свои знания во время учебы.
В процессе овладения знаниями по разным лексическим темам у детей развиваются такие психические процессы, как память, восприятие, внимание, мышление. Они являются базовыми в овладении речью, наряду с этим значительной улучшаются учебные навыки такие как умение слушать, усидчивость, кругозор, любознательность.
Приступая к работе над лексическими темами, мы с педагогами логопедической группы проводим группой минипедсовет, где подводим итоги обследования речи и знаний детей, планируем на весь учебный год и на ближайший период перечень лексических тем. Особенно подробно мы обсуждаем их значимость и последовательность. Здесь мы руководствуемся “Программой от рождения до школы ” под редакцией Веракса Н.Е.,Комарова Т.С., ВасильевойМ.А., “Программой логопедической работы по преодолению” под редакцией Филичевой Т.Б, Чиркиной Г.В., Тумановой Г.В., временами года, праздничными и общественными датами. Обычно тема изучается в течение недели.
Для удобства работы над лексическими темами мы изменили расписание образовательных областей, поставив область “Познание” первой в понедельник. Здесь дети получают основной объем знаний, который уточняется и расширяется на протяжении всей недели в реализации образовательных областей и в свободной деятельности.
Надо отметить, что в работе с лексическими темами, мы с педагогами четко распределяем функции, чтобы не дублировать друг друга и не упускать важные моменты.
Непосредственная образовательная деятельность области “Коммуникация” проводится фронтально и по подгруппам, где на основе знаний детей по данной лексической теме, углубленно знакомлю ребят с каждой новой лексической категорией. В процессе работы выявляются те дети, с которыми необходимо закреплять материал на индивидуально. Если воспитатели расширяют словарь на бытовом уровне, то я пополняю его словами, редко встречающимися в обиходе. Например: туман, почтальон, шоссе и т.д. (см. приложение 3)
Я руковожу работой воспитателей по обогащению, уточнению и активизации словарного запаса детей в бинаре, в свободном общении, а так же во время логопедического часа. Для этого я делаю соответствующие записи в тетради для вечерних занятий.
Для индивидуальной работы воспитателей с детьми в вечернее время мы разработали новую форму записей в тетради для логопедического часа: на каждую неделю выделяется двойной разворот тетради, где в начале страницы я пишу название лексической темы, словарь существительных, глаголов, определений по данной теме, пальчиковую гимнастику и речевые игры. Воспитатели же в свою очередь подробно изучают с детьми данную тему на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим и художественной литературой, проводят развлечения и экскурсии по данной теме в которых я принимаю активное участие иногда как организатор и вдохновитель, а иногда как помощник или артист, взяв на себя роль персонажа. (см. приложение 4)
Педагоги группы, включая младшего воспитателя, помогают, уточняют и активизируют словарь детей в процессе всех режимных моментов (сбор на прогулку и прогулка, умывание, игры, дежурство и др.), систематически контролируют грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.
Подключены к работе над лексическими темами и родители детей. В начале недели родителям говорится о теме, над которой будет проводиться работа. Каждому ребенку выдается или вывешиваются в речевом уголке вопросы, игры, задания, которые родители могут использовать в общении с детьми в часы домашнего досуга. В конце недели мы просим родителей помочь детям записать в тетрадь рассказ своего ребенка по данной теме. Из этого рассказа мы видим, какой объем знаний и словаря ребенок усвоил за неделю.
В начале обучения рассказы у детей небольшие по объему и передаваемых знаний. К концу второго года обучения рассказы становятся интересными, яркими, родители вместе с детьми оформляют их как красочные буклеты. Также проводятся выставки и конкурсы рассказов.
Учителя школ, где учатся наши дети, отмечают хорошую подготовку выпускников логопедической группы. Дети радуют нас своими достижениями. Среди выпускников есть поэты, журналисты, педагоги школьных и дошкольных учреждений, победители конкурсов и олимпиад.
Гордость нашего детского сада, выпускник логопедической группы – ученик школы № 91 Артем Старастенко – победитель и стипендиат многочисленных конкурсов по русскому языку и литературе.
Еще один выпускник логопедической группы, ученик школы №4 им. Гагарина, круглый отличник в течение 7 лет – Денис Ладарев. Еще в детском саду отличался рассудительностью и в начальных классах начал писать стихи.
С древних времен известно выражение Сократа: “Заговори, чтоб я тебя увидел”. И мы тоже хотим, чтобы наши дети через свою речь могли показать лучшие стороны своей души.
Свое выступление я хочу закончить стихотворением Дениса Ладарева про маму.
Приложение 1.
Цель: Расширение и уточнение словарного запаса детей с ОНР с последующей активизацией словаря в связной речи и в процессе речевого общения.
Приложение 2.
Задачи:
- Организация и систематизация совместной работы логопеда и воспитателей над лексическими темами в логопедической группе для детей с ОНР.
- Распределение функций логопеда и воспитателя в работе над лексическими темами.
- Участие родителей в закреплении знаний и словаря по предложенным педагогами темам.
Приложение 3.
Функции логопеда в работе над лексическими темами:
- Знакомить детей с лексико-грамматическими категориями по данной теме (предлоги, падежные формы существительных, согласование различных частей речи, конструкция фразы).
- Использовать новый словарь детей по лексическим темам как “строительный материал”, “кирпичики” для формирования связной речи дошкольников.
- Выявлять детей, с которыми необходимо закрепить материал на индивидуальных занятиях.
- Руководить работой воспитателей по расширению, уточнению и активизации словарного запаса дошкольников на занятиях и в свободной деятельности.
- привлечь родителей к организации домашнего досуга совместно с детьми с учетом текущей лексической темы.
Приложение 4.
Функции воспитателя:
- С учетом лексических тем проводит фронтальные занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим и художественной литературой.
- Закрепляет у детей речевые навыки на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
- Помогает уточнять и активизировать словарный запас детей в процессе всех режимных моментов.
- Систематически контролирует грамматическую часть речи детей в течение всего времени общения с ним.
- Развивает у детей внимание и память – процессы, тесно связаннее с речью.
- Совершенствует словестно-логическое мышление ребенка как одной из функций речи.
- Развивает у детей артикуляционную и пальчиковую моторику как одну из функций речи.
Список литературы:
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. “Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи”, Москва, 1993 г.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. “Фронтальные занятия для детей с общим недоразвитием речи”, Москва, 1998 г.
- Коноваленко С.В. “Работа воспитателя в группе для детей с общим недоразвитием речи”, Москва, 1998 г.
- Филичева Т.Б. “Общее недоразвитие речи”, Москва 2000 г.
Презентация из-за большого объема в статье не размещена