Урок на тему "Назначение сигналов светофора"

Разделы: ОБЖ, Начальная школа, Внеклассная работа


Цель урока: формирование навыков безопасного пересечения дороги пешеходами.

Задачи урока:

1. Изучить назначение сигналов светофора, научиться распознавать светофоры для водителей и пешеходов.

2. Сформировать навыки безопасного участия в дорожно-транспортном процессе.

3. Развить навыки самоконтроля, умения сосредотачиваться, быть внимательным, уметь переходить улицу по зеленому сигналу светофора.

Оборудование:

  1. Учебно-методический комплект “Дорога и Я” (разработанный специалистами компании RENAUT (“Рено”) совместно с педагогами и сотрудниками служб безопасности дорожного движения в рамках международной образовательной программе “Безопасность на дороге для всех”.Комплект включает следующие средства обучения: методическое руководство, рабочие тетради, плакат “Дорожные знаки”, набор наклеек).
  2. Комплект моделей светофоров: трехсекционный-транспортный, пешеходный с двумя сигналами.
  3. Раздаточные карточки, набор “Комплект дорожных знаков”, плакаты по пропаганде ПДД, загадки, вопросы, магнитофон, цветные карандаши, ручки.

Ход занятия

1. Орг. момент, приветствие

Приветствие обучающихся, проверка посещаемости, постановка целей и задач.

2. Повторение изученного материала

На прошлом занятии мы познакомились с основными группами дорожных знаков, узнали, для чего придуманы и разработаны правила дорожного движения и дорожные знаки. Давайте вспомним основные группы знаков и их назначение.

(Работа с плакатами. Ребята называют основные группы знаков и их назначение).

Вспомните, пожалуйста, какие из дорожных знаков предназначены для пешеходов? (Педагог показывает знак, дети называют его название значение, педагог помогает в случае затруднения:

Подземный и наземный пешеходный переход – информационно-указательные знаки, информируют о расположении этих переходов; пешеходный переход – информационно-указательный знак, информирует о расположении пешеходного перехода, движение пешеходов запрещено – запрещающий знак, запрещает движение пешеходов; пешеходный переход – предупреждающий знак, предупреждает о приближении у пешеходному переходу; пешеходная дорожка – предписывающий знак, разрешает движение пешеходов)

3. Изучение нового материала

Молодцы, вы хорошо освоили дорожные знаки. Но для того, чтобы чувствовать себя безопасно при переходе улицы, знания одних дорожных знаков недостаточно. Необходимо знать назначение сигналов светофора, правила движения для пешеходов.

Внимание на экран ( Демонстрация презентации, Приложение №1)

Слайд №1

Отгадайте загадку:

Зорко смотрит постовойЗа широкой мостовой.
Как посмотрит глазом красным –
Остановятся все сразу.

Ответ: Светофор

Слайд №2

Поэтесса Лариса Рубальская написала такое шуточное стихотворение послушайте:

Кто придумал светофор?
Это было, между прочим,
Очень много лет назад.
Самолет придумал летчик,
Садовод придумал сад,
Изобрел турист дорогу,
Футболист придумал мяч.
Но осталось очень много
Нерешаемых задач.
Неизвестно до сих пор,
Кто придумал светофор?
Кто придумал светофор? –
Неизвестно до сих пор.
Каждый делает, что хочет,
Все, что в голову взбредет.
И однажды, между прочим,
Что-нибудь изобретет.
К стенке гвоздь, к варенью чайник,
Черный хлеб для кислых щей,
В жизни много не случайно
Замечательных вещей.

Слайд №3

Как вы думаете, когда впервые были предприняты попытки регулирования движения с помощью технических средств? (Варианты детей)

Первые попытки применения технических средств для регулирования движения конных экипажей (автомобилей в то время ещё не было) относятся к 1868 году, то есть к 19 веку. Перед зданием парламента в Лондоне был установлен семафор железнодорожного типа, приводимый вручную специально приставленным к нему слугой. Впоследствии установка была модернизирована путём оборудования её газовыми фонарями, излучающими красный и жёлтый свет.

Слайд №4

Первые электрические светофоры

В 1914 г. В городе Кливленде (США) появился первый электрический светофор. Он имел два сигнала красный и зеленый и управлялся в ручную. Но уже в 1918 г. На улицах Нью– Йорка начали работать трехцветные электрические светофоры. Сначала зеленый сигнал в светофорах располагался сверху, затем было решено, что для лучшей видимости красный сигнал должен размещаться сверху, как наиболее важный. Теперь во всех странах принята единая система расположения сигналов в светофоре: Красный, желтый, зеленый.

Слайд №5

России первый светофор заработал 15 января 1930 года на углу Невского и Литейного проспектов в Ленинграде, а 30 декабря того же года – на углу Петровки и Кузнецкого моста в Москве.

Слайд №6

Позже, в 1932 году, такой же светофор установили на пересечении улиц Кузнецкий мост и Неглинная. Установка обоих этих светофоров носила экспериментальный характер. И только к концу 1933 года, когда эксперимент был признан удачным, было установлено около ста светофоров по всей Москве.

Слайд №7

Слово “светофор” построено из сочетания русского и греческого слов и означает “носитель света”.

Слайд №8

А сейчас послушайте стихотворение шутку:

Бежать нельзя на красный свет
Сказал медведь ежу.
– Я знаю, – буркнул ёж в ответ,
Но очень я спешу.
– Куда же ёж спешишь ты так?
– А я спешу в больницу.
– Тогда беги, и красный свет
Тебе вполне сгодится.

Как вы думаете, можно ли переходить дорогу на красный сигнал светофора?

(Варианты ответов детей)

Слайд №9

Сейчас с помощью изображений и макетов двух видов светофоров — транспортного и пешеходного — мы будем учиться переходить дорогу, согласно сигналам светофора.

(Демонстрация типов светофоров, работа со стендами).

Сколько секторов у этих светофоров?

(У транспортного 3 секции, у пешеходного — 2 секции).

Молодцы.

А сейчас внимание на компьютер, мы с вами посмотрим учебный мультфильм. (ролик “Светофор” – студия “Лукоморье-пикчерз” по заказу ГИБДД Екатеринбурга и Ханты – Мансийска. О правилах дорожного движения детям, Приложение №2)

  • Светофор какого типа показан в мультфильме?

(транспортный)

Возможно, Баба Яга даже не догадывается, что для пешеходов существуют специальные светофоры. Но суть передана верно — просто в пешеходных светофорах нет желтого сигнала.

Слайд №10

Итак, давайте рассмотрим, что обозначают сигналы светофоров для пешеходов и транспорта (работа с информационными стендами).

Светофор для пешеходов:

Его действие распространяется только на пешеходов.

Зелёный – разрешает движение;
Красный – запрещает движение.

Светофор для транспортных средств:

Зелёный – разрешает движение;

Зелёный мигающий – разрешает движение и информирует, что его действие истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал;

Жёлтый – запрещает движение;

Жёлтый мигающий – разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрёстка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности;

Красный – в том числе мигающий, запрещает движение;

Сочетание красного и жёлтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зелёного сигнала.

Физкультминутка

Слайд №11.

На дорогах транспортные и пешеходные светофоры обычно расположены рядом друг с другом. Есть ли связь между сигналами транспортного и пешеходного светофоров, или они зажигают сигналы независимо друг от друга?

(Варианты ответов детей)

Действительно, светофоры работают “в команде”. Разбор ситуационного минимума (педагог рисует ситуации на доске, учащиеся — в рабочей тетради)

Вывод: когда для машина транспортном светофоре горит красный сигнал светофора, для пешеходов на пешеходном светофоре горит зелёный сигнал. Когда для машин горит жёлтый или зелёный сигнал, для пешеходов будет гореть красный!

4. Закрепление изученного материала.

Слайд №12. Давайте повторим: дорогу можно переходить только на?:

– красный мигающий сигнал светофора
– зеленый сигнал
– желтый сигнал светофора

Слайд №13. Когда загорелся зеленый сигнал светофора, что ты будешь делать?

пропустишь всех старушек и даму с собачкой
– побежишь со всех ног
– останешься стоять на месте
– убедишься, что все транспортные средства остановились и  перейдешь дорогу.

Молодцы.

А сейчас, дежурный, раздай, пожалуйста, тематические тетради. Выполним тематические упражнения.

1) Прочитайте задание к упражнению 1 на странице 14. (Задание: отметить, какой сигнал пешеходного светофора соответствует сигналу транспортного светофора)

Задание понятно? Выполните это упражнение. (Работа в тетрадях “Я и дорога”. Во время выполнения идёт обсуждение задания)

2) Прочитайте задание к упражнению 2 на стр. 14 (ситуация — на рис. Ребенок переходит дорогу на красный сигнал светофора по пешеходному переходу), представьте себя на месте водителя автомобиля. Как должен вести себя пешеход, чтобы облегчить задачу водителю? (Ребята объясняют, что пешеход, переходящий дорогу, нарушает правила, подвергает себя и водителя опасности. Пешеход является лишь одним из многих объектов внимания водителя).

3) Прослушайте стихотворение О. Бедарева “Азбука юного пешехода”. Сколько правил поведения на улице вы найдёте?

Асфальтом улицы мостятся, автомобили быстро мчатся.
Бурлит в движении мостовая – бегут авто, спешат трамваи.
Все будьте правилу верны – держитесь правой стороны. *
Где улицу надо тебе перейти, о правиле помни простом –
С вниманием налево сперва погляди, направо взгляни потом. *
Должен помнить пешеход, перекресток – переход.
Есть сигналы светофора, подчиняйся им без спора. *
Желтый свет – предупреждение, жди сигнала для движенья.
Зеленый свет открыл дорогу: переходить ребята могут.
И теперь смелей иди – свет зеленый впереди.
Красный свет нам говорит: Стой! Опасно! Путь закрыт! *
Нужно слушаться без спора указаний светофора.
Эти правила движенья – очень важного значения.
Юные граждане, Тани и Пети,
Твердо запомните правила эти!

2) Прочитайте стихотворение о сигналах светофора, и вместо звездочек вставьте пропущенные слова (детям раздаются распечатки стихотворения).

Сигналы светофора
Ребятам надо знать.
И правила движения
Конечно, соблюдать!
*** свет – ты подожди.
*** свет – ты приготовься,
А *** – поспеши
И переходить не бойся!

5. Обобщение, вывод

Молодцы, вы хорошо поработали на сегодняшнем занятии.

Что вы узнали сегодня нового? (Ответы детей)

Слайд №14

Давайте обобщим, какими правилами должен руководствоваться пешеход при переходе улицы:

1. Перед тем, как переходить улицу с двухсторонним движением (по наземному пешеходному переходу), надо посмотреть налево, потом направо, затем опять налево, потому что машины будут приближаться с левой стороны от вас. Дойдя до середины дороги, остановитесь, посмотрите ещё раз направо, и если дорога свободна, продолжайте путь.

2. Если у перехода есть светофор для пешеходов, дождитесь зелёного сигнала, затем убедитесь, что все машины остановились, после чего переходите улицу.

Слайд №15

3. Если вы дошли до середины дороги, и вдруг загорелся красный свет, машины поехали, не бегите! Спокойно стойте на разделительной линии, когда загорится зелёный свет для пешеходов.

4. Никогда не перебегайте улицу. Спокойно переходите быстрым шагом.

5. Переходите дорогу по белым линиям пешеходного перехода, под прямым углом к дороге, а не по диагонали.

Итак, вы узнали назначение сигналов светофора, познакомились некоторыми правилами движения для пешеходов. Полученные знания помогут вам уверенно чувствовать себя на дороге, правильно оценивать быстро меняющуюся обстановку на дороге, точно выполнять правила дорожного движения, быть внимательными на улице.

6. Домашнее задание

Найдите стихотворения, загадки о правилах дорожного движения, о назначении сигналов светофора, о дорожных знаках. Можно стихотворения сочинить самим.

До свидания.

Слайд №16

Физкультминутка:

Ребята, давайте поиграем в регулировщиков движения. Если сломался светофор, то, как вы знаете, на помощь участникам дорожного движения приходят постовые-регулировщики. Давайте условимся, что сигналы мы будем изображать так:

Красный — стоим на месте, руки опущены вниз.
Желтый — хлопаем в ладоши,
Зеленый — шагаем на месте.

Я говорю, какие сигналы сейчас должны быть на светофорах.

А вы их изображаете. Правила понятны? Начали! (игра)

Приложение 1 (презентация)

Приложение 2 (видео))