Цели урока:
- Выявление родовой принадлежности неизменяемых слов.
- Продолжать работу над взаимопониманием каждого ученика в группе.
- Развивать самомотивацию.
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Постановка проблемной задачи.
– Мы с вами любим читать стихи А.С. Пушкина. А вот в одном из произведений я прочитала такую строку:
“Сперва за ним мадам ходила, потом мосье ее сменил”.
Давайте дополним это предложение прилагательными.
– Как вы думаете, к какому роду относятся слова мадам, мосье?
– Какие слова помогли определить род этих существительных?
– Действительно, среди имен существительных есть такие, которые не изменяются по падежам. Как вы думаете, а как же определять род таких слов?
– Можно, конечно, определить род этих слов с помощью толкового словаря, но мы сегодня попробуем самостоятельно определить род таких слов.
Большинство неизменяемых существительных обозначает неодушевленные предметы: бюро, депо, жюри, какао. Все такие слова относятся к среднему роду. Но есть одно исключение. Какое? Кофе. Это слово мужского рода. Гораздо меньше слов, которые называют животных, птиц. Эти слова относятся к мужскому роду: кенгуру, шимпанзе, колли, какаду, пони, иваси.
Еще меньше слов женского рода, которые называют лиц женского рода: мадам, миледи, мисс, мадемуазель.
Мужского рода – называют лиц мужского пола: денди, кюре, портье, маэстро.
Зная это простое правило, нетрудно будет определить род существительных.
ІІІ. Усвоение материала.
Запиши словосочетание, замени существительное с предлогом прилагательным.
Пюре из картофеля, кюре в деревне, бюро для справок, домино для детей.
Драже из сахара, кашне из шерсти, рагу из овощей, метро в Киеве, шимпанзе из Африки, портье в гостинице, леди из Англии, бра из хрусталя, такси из Бердянска.
– Как определить род несклоняемых существительных?
– Составьте с одним из словосочетаний предложение.
IV. Физкультминутка.
V. Обобщение и систематизация изученного материала.
– Является ли слово шофер однокоренным со словом таксист? Почему?
– Прочитайте несклоняемые существительные:
Депо, шоссе, какао, такси, фойе, радио, кино, пальто, ателье, метро, кофе, конферансье, пюре.
Объедините и запишите их по тематическим группам:
Продукты питания –
Транспорт –
Культура –
Одежда –
VI. Развитие логического мышления.
Решите задачу:
В словах кашне (шарф) и пенсне (очки, которые держатся только за нос) есть общая часть -не. Эти слова пришли к нам из французского языка, где слово кашне обозначает “прячь нос”, а пенсне – “держи нос”.
В словах кашпо (красивая ваза для цветочного горшка) и кашне – общая часть каш-. Можете ли вы сказать, что означает эта часть во французском языке, если -по означает горшок, а не нос?
VII. Итог урока.
Что нового вы узнали на уроке?