Методическая разработка урока по теме "Борьба организма с инфекцией. Имуннитет"

Разделы: Биология


Цели урока:

  • развивать интерес к предмету;
  • углубить представление о защитных силах организма;
  • способствовать развитию необходимости сохранять своё здоровье.

Задачи урока:

  • выяснить роль барьеров, защищающих организм человека от влияния микроорганиз– мов на уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки;
  • раскрыть роль экологической защиты от патогенных микроорганизмов;
  • продолжить формирование понятий об иммунитете и его видах (неспецифический, специфический);
  • раскрыть значение клеточного и гуморального иммунитета;
  • ввести сведения об органах иммунной системы;
  • показать разницу между понятиями “воспаление” и “общее заболевание”, включая инфекционные заболевания, познакомить с особенностью развития и профилактикой инфекционных заболеваний.

Оборудование: портрет И.И.Мечникова; таблицы с изображением состава крови, клеток крови, схема фагоцитоза; иллюстрации возбудителей инфекционных заболеваний; микропрепараты клеток крови человека, слайды.

План урока

I. Введение.

II. Проверка знаний

  1. Фронтальный опрос.
    1). Биологический диктант “Закончите предложение”.
    2). Тест “Выберите признаки эритроцитов и лейкоцитов”.
    3). Ответьте на вопрос.
  2. Индивидуальный опрос.
    1). Работа по карточкам.
  3. Вывод.

III. Изучение нового материала

На уроке применяется групповая форма работы.

1. Покровы тела – защитный барьер на пути микроорганизмов. (Группа №1.)
Экологическая защита кожных и слизистых оболочек. (Работа с текстом.)
Решение заданий. (Слайд.)

2. Защитные механизмы внутренней среды. Иммунитет. (Группа №2.)
Органы иммунной системы. (Объяснение учителя.)
Неспецифический клеточный и специфический – гуморальный иммунитет.
Антигены, их биологическая роль в организме. (Слайды, схема.)
Решение задач.

3. Воспаление – местная защитная реакция. Открытие И.И. Мечниковым фагоцитоза. Сообщение.
(Портрет И.И. Мечникова, рис.47)
Дополнительные задания (Группа №3)

4. Характеристика общих заболеваний: инфекционных и паразитарных.
Циклическое течение инфекционных заболеваний, ворота инфекции, бацилло- и вирусоносительство. (Слово учителя, слайд, текст.)
Дополнительные задания. (Группа №4.)

5. Профилактика инфекционных заболеваний. (Группа № 5.)
(Иллюстрации, учебник.)
Решение заданий.
Выводы.

IV. Закрепление знаний

  1. Работа с определениями.
  2. Задание на составление схемы
  3. Тестовые задания.

V. Задание на дом.

  1. Изучить § 18. Ответить на вопросы 6-8 после параграфа, с.93.
  2. Используя ключевые слова в конце параграфа, выделенные жирным шрифтом, составьте рассказ.
  3. Подготовить сообщение об истории возникновения вакцины.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 2

I. Введение.

Знакомит учащихся с темой урока и деятельнос-тью на уроке. Помогает учащимся сформулиро-вать задачи и цели урока. Записывают число и тему урока в тетрадь. Определяют значение темы урока и его задачи вместе с учителем.

II. Проверка знаний.

Предлагает учащимся проверить уровень усвое- ния темы предыдущего урока. Работают с понятиями, терминами.
1. Фронтальный опрос. А. Биологический диктант “Закончите предложение”. (Задание классу.) [1]
  1. Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют… (внутреннюю среду организма.)
  2. Жидкая соединительная ткань-это… (кровь.)
  3. Прозрачная желтоватая жидкость крови – это… (плазма.)
  4. Кровь имеет клетки… (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты.)
  5. Нерастворимый белок крови… (фибрин.)

Б. Тест “Выберите признаки эритроцитов и лейкоцитов”. (Работа в парах.)

  1. Форма постоянная.
  2. Цитоплазма не окрашена.
  3. Ядро отсутствует.
  4. Основная функция – защитная.
  5. Цитоплазма окрашена.
  6. Содержит гемоглобин.
  7. Находятся в крови и в лимфе.
  8. Находятся только в крови.
  9. Способны к самостоятельным передвижениям.
  10. сновная функция – перенос газов.
  11. Образуются в красном костном мозге, селезёнке, лимфатической системе.
  12. орма непостоянна.
  13. Содержит ядро.
  14. Образуются в красном костном мозге.
  15. Обладают продолжительностью жизни от 1 до 3 дней.
  16. Участвуют в фагоцитозе.
  17. Продолжительность жизни 120 дней.

В. Ответьте на вопрос. (Вопросик на засыпку.)

  1. При порезе пальца кровь свёртывается. Почему?
  2. Почему тромб красный?
  3. Найдите лишнее: а) сосуд, б) ткань, в) кровь, г) эритроциты. (Ткань – лишнее понятие.)

2. Индивидуальный опрос. Работа по карточкам.

  1. Рассмотрите вид крови под микроскопом. Обозначьте элементы крови.   Каковы особенности строения и функции этих элементов.
  2. Зарисуйте эритроцит и лейкоцит. Объясните, как строение этих клеток связано с их функциями.
  3. Как осуществляется процесс свёртывания крови? Какова биологическая роль процесса свёрты-вания крови?

3.Выводы по проверке знаний.

III. Изучение нового материала.

Предлагает групповую форму работы. Класс делится на 5 групп. Каждая из групп получает индивидуальное задание. Объясняет задания и план работы групп учащихся. Помогает по необходимости в работе с определениями. Консультирует. Следит за работой учеников, объясняет ответы. Читают вопросы задания, решают, какие вопросы наиболее значимые. Зачитывают вопросы. Обсуждают, отвечают на вопросы. Работают с учебником. Выписывают опреде-ения, понятия. Обсуждают ответы.
Основные задания для учащихся.

I группа

  1. Назовите и объясните роль основных защитных барьеров на пути микробов в организме чело-века?
  2. Что означает выражение “экологическая защита” оболочек организма?

Задания на закрепление.

  1. Этот орган называют “зеркалом здоровья и болезни”. Он является своеобразным экраном, показывающим процессы, происходящие в организме. Он постоянно отмирает и вновь возрож-дается. Выполняет много жизненно важных функций: защитную, терморегуляционную, выдели-тедьную, рецепторную. Назовите этот орган. [2] (Кожа.)
  2. Это крупные ядерные клетки, они бесстрашные бойцы и смелые защитники, ведут невидимые бои с микробами – разрушителями. (Лимфоциты.)

II группа

  1. Что такое иммунитет, какой иммунитет бывает? Назовите органы иммунной системы?
  2. Что такое антигены и антитела? Их роль в организме.

Задания на закрепление.

  1. Найдите лишнее: а) лейкоциты, б) желудочек, в) фагоцитоз, г) иммунитет. [2] (Желудочек – лишнее понятие.)
  2. Закончите предложение. Способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов – это… (Иммунитет)

III группа.

  1. Что такое фагоцитоз и кто его открыл? Какие клетки участвуют в фагоцитозе?
  2. Каково биологическое значение воспаления в организме человека? Проанализируйте рисунок № 47 (“Опыт И.И. Мечникова”). Воспаление ли это? Почему образовался нарыв? Воспаление и общее заболевание, их отличие.

Задания на закрепление.

  1. Макрофаги, что это такое? [2] (Крупные клетки, находящиеся в тканях организма, уничтожающие микробы.)
  2. Местная защитная реакция организма, например, против инфекций – это… (воспаление.)

IV группа.

  1. Какие заболевания называют инфекционными? Назовите возбудителей этих заболеваний.
  2. Разъясните смысл терминов “циклическое течение”, “ворота инфекции”, “бациллоносители”, “вирусоносители”.

Задания на закрепление.

  1. Найдите лишнее: а) корь, б) свинка, в) вывих сустава, г) коклюш. [3] (Вывих – лишнее понятие, так как он не относится к инфекционным заболеваниям.)
  2. Что такое интерферон?

V группа.

  1. Назовите наиболее частые виды инфекционных заболеваний.
  2. Укажите способы возникновения инфекционных заболеваний и способы защиты человека от возбудителей.

Задания на закрепление.

  1. Что такое “ворота инфекции”?
  2. Какие заболевания называют “детскими болезнями”?
По ходу урока применяет слайды, рисунки, таблицы. Выполняют задания, отвечают и дополняют ответы своих товарищей.

IV. Итоговое закрепление.

Предлагает ученикам оценить степень достижения цели, поставленной в начале урока. Принимают участие в решении заданий.
Задание 1.
  1. Что такое иммунитет? Изобразите схему иммунной системы организма человека.
  2. Можно ли заразиться, выпив из стакана, которым пользовался больной гриппом? Почему?
  3. Можно ли избавиться от микробов с помощью кипячения воды?

Выводы по закреплению.

Вместе с ребятами оценивает ответы. Отмечает наиболее активных участников. Делает выводы вместе с ребятами. Выставление оценок. Рефлексия. Обсуждают ход урока. Оценивают выступления ребят. Делают выводы совместно с учителем.

V. Домашнее задание.

  1. Изучить § 18. Ответить на вопросы 6-8 после параграфа, с.93.
  2. Используя ключевые слова в конце параграфа, выделенные жирным шрифтом, составьте рассказ.
  3. Подготовить сообщение об истории возникновения вакцины.

Основные понятия по теме “Борьба организма с инфекцией. Иммунитет”.

  1. Иммунная система – специализированная самостоятельная система организма. Она защищает организм от проникших в него чужеродных веществ, бактерий, вирусов, паразитов, ликвидирует отмирающие и изменившиеся собственные клетки. Состоит из вилочковой железы, селезёнки, лимфоузлов, лимфоцитов костного мозга и крови.
  2. Гуморальный иммунитет – защита от большинства бактериальных инфекций, нейтрализация бактериальных токсинов и др.
  3. Клеточный иммунитет – защита от большинства вирусных инфекций и некоторых бактери-альных, например, туберкулёза, противоопухолевая защита, отторжение чужеродных органов.
  4. Неспецифический иммунитет – защита от микроорганизмов любой химической природы.
  5. Специфический иммунитет – защита и уничтожение чужеродных организму клеток, веществ.
  6. Т-лимфоциты – клетки, осуществляющие клеточный иммунитет.
  7. В-лимфоциты – клетки, осуществляющие гуморальный иммунитет.
  8. Макрофаги – клетки, пожирающие проникших в организм микробов.
  9. Антитела – белки крови, нейтрализующие патогенное микробное начало.
  10. Антигены – чужеродные вещества, внедрение которых в организм вызывает иммунный ответ.
  11. Фагоцитоз – процесс поглощения и уничтожения чужеродных веществ, клеток.
  12. Инфекционные болезни – заболевания, поражающие весь организм, вызываемые живыми возбудителями: вирусами, микробами, грибками и др.
  13. Паразитарные болезни – заболевания, вызываемые простейшими, червями – паразитами, другими паразитическими организмами.
  14. “Ворота инфекции” – путь проникновения возбудителя в организм.
  15. Носители вирусов и бациллов – люди, перенесшие инфекционные заболевания, в организме которых имеются возбудители; заражают других людей.

Литература:

  1. Бирилло Т.А.Тесты по биологии. К учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева “Биология. Человек. 8 класс”. – М.: Экзамен, 2008.
  2. Бравая Н.А. Классная биология в вашей школе. 5-8 классы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
  3. Боднарук М.М., Ковылина Н.В. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внекласс-ным мероприятиям по биологии и экологии. – Волгоград: Учитель, 2007.
  4. Васильев Н.Е. Дидактические карточки – задания по биологии. Раздел “Человек”. – М.: Изд. дом “Генжер”, 1998.
  5. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс. Учебник для общеобразова-тельных учреждений. – М.: Дрофа, 2008.
  6. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2004. Абанина Д.П. 219-864-336