Цели урока:
- развивать интерес к предмету;
- углубить представление о защитных силах организма;
- способствовать развитию необходимости сохранять своё здоровье.
Задачи урока:
- выяснить роль барьеров, защищающих организм человека от влияния микроорганиз– мов на уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки;
- раскрыть роль экологической защиты от патогенных микроорганизмов;
- продолжить формирование понятий об иммунитете и его видах (неспецифический, специфический);
- раскрыть значение клеточного и гуморального иммунитета;
- ввести сведения об органах иммунной системы;
- показать разницу между понятиями “воспаление” и “общее заболевание”, включая инфекционные заболевания, познакомить с особенностью развития и профилактикой инфекционных заболеваний.
Оборудование: портрет И.И.Мечникова; таблицы с изображением состава крови, клеток крови, схема фагоцитоза; иллюстрации возбудителей инфекционных заболеваний; микропрепараты клеток крови человека, слайды.
План урока
I. Введение.
II. Проверка знаний
- Фронтальный опрос.
1). Биологический диктант “Закончите предложение”.
2). Тест “Выберите признаки эритроцитов и лейкоцитов”.
3). Ответьте на вопрос. - Индивидуальный опрос.
1). Работа по карточкам. - Вывод.
III. Изучение нового материала
На уроке применяется групповая форма работы.
1. Покровы тела – защитный барьер на пути микроорганизмов. (Группа №1.)
Экологическая защита кожных и слизистых оболочек. (Работа с текстом.)
Решение заданий. (Слайд.)2. Защитные механизмы внутренней среды. Иммунитет. (Группа №2.)
Органы иммунной системы. (Объяснение учителя.)
Неспецифический клеточный и специфический – гуморальный иммунитет.
Антигены, их биологическая роль в организме. (Слайды, схема.)
Решение задач.3. Воспаление – местная защитная реакция. Открытие И.И. Мечниковым фагоцитоза. Сообщение.
(Портрет И.И. Мечникова, рис.47)
Дополнительные задания (Группа №3)4. Характеристика общих заболеваний: инфекционных и паразитарных.
Циклическое течение инфекционных заболеваний, ворота инфекции, бацилло- и вирусоносительство. (Слово учителя, слайд, текст.)
Дополнительные задания. (Группа №4.)5. Профилактика инфекционных заболеваний. (Группа № 5.)
(Иллюстрации, учебник.)
Решение заданий.
Выводы.
IV. Закрепление знаний
- Работа с определениями.
- Задание на составление схемы
- Тестовые задания.
V. Задание на дом.
- Изучить § 18. Ответить на вопросы 6-8 после параграфа, с.93.
- Используя ключевые слова в конце параграфа, выделенные жирным шрифтом, составьте рассказ.
- Подготовить сообщение об истории возникновения вакцины.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1 | 2 | |
I. Введение. |
||
Знакомит учащихся с темой урока и деятельнос-тью на уроке. Помогает учащимся сформулиро-вать задачи и цели урока. | Записывают число и тему урока в тетрадь. Определяют значение темы урока и его задачи вместе с учителем. | |
II. Проверка знаний. |
||
Предлагает учащимся проверить уровень усвое- ния темы предыдущего урока. | Работают с понятиями, терминами. | |
1. Фронтальный опрос. А.
Биологический диктант “Закончите предложение”.
(Задание классу.) [1]
Б. Тест “Выберите признаки эритроцитов и лейкоцитов”. (Работа в парах.)
В. Ответьте на вопрос. (Вопросик на засыпку.)
2. Индивидуальный опрос. Работа по карточкам.
3.Выводы по проверке знаний. |
||
III. Изучение нового материала. |
||
Предлагает групповую форму работы. Класс делится на 5 групп. Каждая из групп получает индивидуальное задание. Объясняет задания и план работы групп учащихся. Помогает по необходимости в работе с определениями. Консультирует. Следит за работой учеников, объясняет ответы. | Читают вопросы задания, решают, какие вопросы наиболее значимые. Зачитывают вопросы. Обсуждают, отвечают на вопросы. Работают с учебником. Выписывают опреде-ения, понятия. Обсуждают ответы. | |
Основные задания для учащихся. I группа
Задания на закрепление.
II группа
Задания на закрепление.
III группа.
Задания на закрепление.
IV группа.
Задания на закрепление.
V группа.
Задания на закрепление.
|
||
По ходу урока применяет слайды, рисунки, таблицы. | Выполняют задания, отвечают и дополняют ответы своих товарищей. | |
IV. Итоговое закрепление. |
||
Предлагает ученикам оценить степень достижения цели, поставленной в начале урока. | Принимают участие в решении заданий. | |
Задание 1.
Выводы по закреплению. |
||
Вместе с ребятами оценивает ответы. Отмечает наиболее активных участников. Делает выводы вместе с ребятами. Выставление оценок. Рефлексия. | Обсуждают ход урока. Оценивают выступления ребят. Делают выводы совместно с учителем. |
V. Домашнее задание.
- Изучить § 18. Ответить на вопросы 6-8 после параграфа, с.93.
- Используя ключевые слова в конце параграфа, выделенные жирным шрифтом, составьте рассказ.
- Подготовить сообщение об истории возникновения вакцины.
Основные понятия по теме “Борьба организма с инфекцией. Иммунитет”.
- Иммунная система – специализированная самостоятельная система организма. Она защищает организм от проникших в него чужеродных веществ, бактерий, вирусов, паразитов, ликвидирует отмирающие и изменившиеся собственные клетки. Состоит из вилочковой железы, селезёнки, лимфоузлов, лимфоцитов костного мозга и крови.
- Гуморальный иммунитет – защита от большинства бактериальных инфекций, нейтрализация бактериальных токсинов и др.
- Клеточный иммунитет – защита от большинства вирусных инфекций и некоторых бактери-альных, например, туберкулёза, противоопухолевая защита, отторжение чужеродных органов.
- Неспецифический иммунитет – защита от микроорганизмов любой химической природы.
- Специфический иммунитет – защита и уничтожение чужеродных организму клеток, веществ.
- Т-лимфоциты – клетки, осуществляющие клеточный иммунитет.
- В-лимфоциты – клетки, осуществляющие гуморальный иммунитет.
- Макрофаги – клетки, пожирающие проникших в организм микробов.
- Антитела – белки крови, нейтрализующие патогенное микробное начало.
- Антигены – чужеродные вещества, внедрение которых в организм вызывает иммунный ответ.
- Фагоцитоз – процесс поглощения и уничтожения чужеродных веществ, клеток.
- Инфекционные болезни – заболевания, поражающие весь организм, вызываемые живыми возбудителями: вирусами, микробами, грибками и др.
- Паразитарные болезни – заболевания, вызываемые простейшими, червями – паразитами, другими паразитическими организмами.
- “Ворота инфекции” – путь проникновения возбудителя в организм.
- Носители вирусов и бациллов – люди, перенесшие инфекционные заболевания, в организме которых имеются возбудители; заражают других людей.
Литература:
- Бирилло Т.А.Тесты по биологии. К учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева “Биология. Человек. 8 класс”. – М.: Экзамен, 2008.
- Бравая Н.А. Классная биология в вашей школе. 5-8 классы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
- Боднарук М.М., Ковылина Н.В. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внекласс-ным мероприятиям по биологии и экологии. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Васильев Н.Е. Дидактические карточки – задания по биологии. Раздел “Человек”. – М.: Изд. дом “Генжер”, 1998.
- Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс. Учебник для общеобразова-тельных учреждений. – М.: Дрофа, 2008.
- Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2004. Абанина Д.П. 219-864-336