Урок окружающего мира "За землю русскую"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели:

  • Познакомить с «Военной историей» Древнерусского государства.
  • Создать образ русского – защитника, способствовать формированию отрицательного отношения к насилию, грабежу, завоеваниям в современном мире.
  • Воспитывать любовь к своей Родине.

Ход урока

I. Создание психологической комфортности на уроке.

– Здравствуйте ребята!

– Улыбнитесь мне, друг другу. С улыбкой передайте теплоту своего сердца.

II. Актуализация знаний.

– Мы проводим урок в канун Дня Защитника Отечества.

Во все века российские мужи
Своим геройством в войнах побеждали.
Все офицеры, конюхи, пажи –
За честь России жизни отдавали.

– Это праздник всех мужчин, которые с давних времён охраняли и охраняют мирные рубежи нашего государства. Дело борьбы за свободу и независимость своей Родины, всегда было самым почётным на Руси.

– Вспомним, что такое государство?

– Перечислите, что необходимо для существования каждого государства?

– Какой город являлся столицей?

– Как, на ваш взгляд, появилось в Древней Руси слово «город»?

III. Постановка проблемы.

– Откроем учебник на с. 38 и прочитаем диалог Анюты, Илюши, археолога.

– Какую основную мысль высказал археолог? Найдите эти «ключевые слова», подчеркните.

Слайд 1. Посмотрите на экран. Вы видите древнерусский город, окружённый стеной с башнями и воротами.

– Что на это заявила Анюта? Найдите в тексте эти «ключевые слова», подчеркните.

Слайд 2. Убедитесь в этом, глядя на экран.

Какое вы заметили противоречие? Можете использовать «ключевые слова», изображение на экране. Слайд 3.

– Древнерусские города обносились стенами. У современных городов стен нет. Слайд 4.

– Почему современные города стенами не огораживаются?

(Крепостные стены не спасут от современных видов оружия. Оборона городов начинается уже на границе государства. Современные страны стараются решить возникающие проблемы мирным путём без применения военной силы.)

– Какое высказывание у нас остаётся отрытым?

– Какой возникает вопрос?

Слайд 5. Почему древнерусские города были окружены стенами?

Это основной вопрос нашего урока.

IV. Поиск решения проблемы.

1) – А как бы вы ответили на этот вопрос? (мнения детей)

2) Работа в группах.

– Посмотрите изображения на экране. Слайд 6. Перед вами военная техника, рация, сказочные предметы.

– Подумайте, что из современных или сказочных средств защиты, вы могли бы предложить великому князю Древней Руси, чтобы он лучше укрепил границы своего государства. И докажите, как оно поможет князю не пропустить врага. Обсудите этот вопрос в группах, может быть добавите своё средство защиты. (мнение детей)

– Если бы все предложенные вами средства действительно были в распоряжении великого князя, то никакие враги не смогли бы напасть на Русь. Но, к сожалению, ничего этого у князя не было. Как же русским воинам удалось защищать своё государство?

– Оказывается, что при приближении неприятеля к границам государства русские дружинники поджигали заранее приготовленные ветки, пучки соломы. От костра поднимался густой дым.

– Для чего они это делали?

– Попробуйте сделать вывод, в каком состоянии находилась охрана границ Древней Руси?

– Представьте, что все мы живём недалеко от древнерусского города. Невдалеке запылали пожары, примчался гонец со страшной вестью – на нас идут полчища врагов. Что мы будем делать? Куда уходить? Слайд 7.

– Городские стены являются последней преградой на пути врага.

V. Физминутка.

VI. Враги Древней Руси.

– Давайте выясним, что за враги нападали на Древнюю Русь.

– Перед вами нераскрытая таблица. Раскрыть её помогут ваши сообщения и текст учебника. Давайте прочитаем разделы таблицы.

– Найдите последний абзац на с. 38.

– Читаем первое предложение.

– Откуда шла опасность? Подчеркните. Открываем часть таблицы.

– Кто нападал? Подчеркните. Открываем часть таблицы.

Слайд 8. Посмотрите, как выглядят степняки - кочевники .

– Кто подготовил сообщение о кочевниках и желает с нами поделиться?

(сообщение детей)

– С какой целью нападали кочевники?

– Сделаем вывод, каковы итоги нападения?

– Где могли укрыться жители Древней Руси от набегов?

– Кто ещё нападал на Древнюю Русь, мы узнаем из текста на с. 39, 1 абзац сверху.

– Откуда пришла опасность? Подчеркните. Открываем следующую часть таблицы.

– Кто угрожал русским землям? Подчеркните . Открываем часть таблицы.

Слайд 9. Посмотрите, как выглядят европейские рыцари.

– С какой целью надвигались стальные лавины? Подчеркните. Открываем таблицу.

– Итоги нападения, мы узнаем, прочитав следующий абзац.

Слайд 10. Посмотрите отрывок из фильма, как происходило сражение.

– Кто знает, чем закончилось сражение? Какое название получила битва?

Открываем таблицу.

Откуда шла опасность Кто нападал С какой целью Итоги нападения
С юга, со стороны степей Степняки-кочевники Разорение богатых русских городов Кочевники совершали набеги (грабили города, уводили в пленных, но затем возвращались на свои земли)
С северо-запада Европейские рыцари Завоевание городов Ледовое побоище – победа русских воинов

– В те времена русскими полками командовал князь Александр Невский, которого мы помним, как настоящего борца за свободу Родины. слайд 11.

– Кто приготовил сообщение об Александре Невском и хочет с нами поделиться?

VII. Выражение решения проблемы.

– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? Слайд 12.

– Какой ответ вы можете дать на этот вопрос? (Стены города служили последней преградой на пути врага.)

VIII. Работа в тетради.

– Выполняем работу в тетради. С.14 №1.

IX. Итог урока.

Понравился вам наш урок? Что было самым интересным на ваш взгляд?

Спасибо за работу.

X. Домашняя работа.