Урок технологии. Тема: "Юбка. Построение чертежа прямой юбки"

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (948 кБ)


Программа: Программы специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида 5–9 классы. /Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

Класс: 7 класс

Раздел: Изготовление юбок.

Тема: Построение чертежа основы прямой юбки.

Цель: Изучить названия срезов и конструктивных линий основы прямой юбки, измерительные признаки и прибавки, необходимые для его построения.

Задачи:

  • Способствовать формированию представления о юбках.
  • Способствовать развитию у учащихся чертежных умений.
  • Создать условия для выявления причинно-следственных связей при работе с деталями выкройки юбки.
  • Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве).
  • Содействовать воспитанию точности и аккуратности при построении чертежа прямой юбки.
  • Способствовать расширению кругозора, через знакомство с историей развития моды.

Оборудование: мультимедийный проектор; экран;

  • раздаточный материал для учеников: сантиметровые ленты, масштабные линейки, карандаши, ластики, тетради, шаблоны с основой прямой юбки;
  • для учителя: выкройка прямой юбки в натуральную величину.

Межпредметные связи:

  • история,
  • математика,
  • черчение.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Время (мин.) Примечания
1 Организационный момент Проверка готовности учащихся (наличие инструментов)   1-2  
2 Сообщение темы и целей урока Объяснение задания, обобщение ученических ответов. Выполняют задание,определяют тему урока 5-7 слайд 2
3 Изложение нового материала        
  1. Вводная беседа Комментирование слайдов Смотрят на экран, слушают 10 Приложение 1 слайды 1 -14
  2. Общие сведения Дополнительная информация к материалу, постановка вопросов. Работа с учебником,ответы на вопросы 10-15 слайды 3 - 5
4 Практическая работа        
  1. Вводный инструктаж инструктирует и показывает; организует индивидуальную самостоятельную работу осмысливание и выполнение задания 8-10 слайд 6
  2. Текущий инструктаж корректировка неправильных действий учащихся, ссылка на слайды фронтальная работа со слайдами 20 - 25 слайды 7-11
  3. Заключительный инструктаж анализ выполненных работ показ выполненных работ 3  
5 Итог урока постановка вопросов, с целью проверки знаний учащихся отвечают на вопросы 3  
6 Домашнее задание сообщение домашнего задания   1-2  
7 Уборка рабочих мест контроль самоконтроль 2  

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель приветствует всех присутствующих, контролирует готовность учащихся к уроку.

II. Повторение пройденного материала и объявление темы урока

Повторение пройденного материала по теме «Отделка швейных изделий» осуществляется через разгадывание кроссворда. (слайд 2)

Найдите слово, спрятанное по вертикали. (Юбка)

Сегодня на уроке речь пойдет о прямой юбке. (слайд 2)

Мы познакомимся с историей развития юбки. Снимем мерки с фигуры и построим чертеж основы прямой юбки в масштабе 1:4.

III. Изложение нового материала

1. Вводная беседа (сообщение познавательных сведений из истории развития юбки, где наглядностью являются слайды 1-14, приложение 1)

(слайд 1) Юбка появилась в обиходе человека много тысячелетий назад, её прародительницей была набедренная повязка. Юбка прошла свой исторический путь вместе с человеком, являясь самостоятельной частью костюма или частью платья, исчезая на время и снова возвращаясь

(слайд 2) Несколько тысячелетий люди даже не думали разделять одежду на женскую и мужскую. Нашим предкам набедренная повязка, фартук, подобие юбки служили прикрытием независимо от их пола, возраста и социального положения. Однако, со временем, представления об одежде менялись.

(слайд 3) В древних цивилизациях юбка была частью мужской одежды, причем, у представителей знати она была более длинной, чем у простых юношей. То есть, с помощью юбки мужчины старались подчеркнуть свою значимость и социальный статус. Женщины же носили еще более длинные юбки.

(слайд 4) А в Древней Греции и Древнем Риме женщины вообще обходились без юбок – основу их гардероба составляли туники и плащи. Постепенно, юбка стала предметом исключительно женского гардероба. Совершим экскурсию по основным фактам в истории юбки уже как исключительно женской одежды.

(слайд 5) В истории юбки мы находим подтверждение тому, что все сословия не упускали случая, чтобы даже с помощью юбки подчеркнуть значимость своей персоны. Очень хорошо этой цели в XV в. служил шлейф. Церковь объявила шлейфы «дьявольскими хвостами» и отказывала в отпущении грехов всем дамам, которые осмеливались их носить. Самый внушительный шлейф был у коронационного платья Екатерины II – длиной 70 метров и шириной 7 метров, его несли 50 пажей.

(слайд 6) Испания, XVI век – в моде юбки, необъятной ширины, которая достигалась за счет фасонов в несколько ярусов, или же набивалась конским волосом. Большим недостатком этих юбок было то, что они были невероятно тяжелыми, женщинам было очень тяжело их носить, поэтому вполне закономерным стало изобретение каркаса из обручей.

(слайд 7) Поскольку по-испански обруч именуется «вердуго», то и юбки стали называться «вердугадо». Прежде чем надеть такую юбку, ее ставили на пол, потом просто «входили» в нее и пристегивали ее к корсету. Металлический каркас весил 7-8кг. Каркас имел такую объемную форму, что, проходя в узкую дверь или усаживаясь, дамы испытывали немалые трудности. Во Франции громоздкие юбки на каркасе продержались до конца XVIII века.

(слайд 8) В 17 веке одежда стала более удобной, свободной. А эффект широких бедер создавался надетыми юбками. Число юбок зимой доходило до 12 штук. Все юбки украшали вышивками, кружевами, воланами. Самая нижняя юбка была одна. Пока эта юбка была в стирке, хозяйка вынуждена была лежать в постели под одеялом.

(слайд 9) К 18 веку вернулась юбка в виде купола. Опять сооружались каркасы, на них натягивают ткани. Многочисленные металлические (деревянные) планки, соединенные клеенкой, издавали шорохи, поэтому юбку называли «крикуньей».

В такой юбке нельзя было приходить в церковь. С непослушных принародно снимали юбку и сжигали.

(слайд 10) К 1870 годам, чтобы изменить силуэт фигуры обзавелись турнюром – валиком, который подкладывали под юбку ниже талии со стороны спины.

(слайд 11) В начале 1880-х турнюры вышли из моды, и женщины стали носить узкие юбки.

(слайд 12) Начало 20 века запомнилось роскошеством дамских туалетов. Стоимость одного платья достигала нескольких тысяч, но, несмотря на это женская одежда стала более изящной и более удобной. И юбка становится самостоятельным поясным изделием.

(слайд 13) Древнее юбки была на Руси понева. Та же юбка, только полы ее были не сшиты. Держалась понева на гашнике (ремне, веревке, шнуре). Изготавливалась из клетчатой домотканой шерсти. Понева более всего напоминает наши прямые юбки.

В 18 веке в русской деревне появились глухие поневы. Деревенские портнихи придумывали моду и подтыкали поневу сбоку за пояс, чтобы сзади получался кулек. Понева была женской одеждой. В день совершеннолетия на девушку надевали поневу, тогда ее можно было сватать.

Юбки в русской деревне стали носить не раньше середины XIX века. Поначалу шили их как привычные в деревне сарафаны – на лифе, который был из более легкой ткани и заменял собой нижнюю сорочку.

Девушки на выданье надевали в праздники по несколько юбок, «чтобы толще казаться» - полнота для них была все равно, что красота.

Полным хватало двух-трех нижних юбок; отличавшиеся худобой натягивали по четыре-пять юбок сразу. Зимой для тепла обязательно надевали стеганую на вате «споднюю» юбку.

Будничные юбки шили из холста, праздничные нижние юбки шили из голубого, розового или красного ситца.

Крестьянские нравы коротких юбок не допускали: девичья юбка открывала только ступни, бабья была обязательно до пят.

По числу юбок мерился достаток. У донских казачек было по пятнадцать – двадцать юбок, к ним для пары полагалась кофта того же цвета.

(слайд 14) Юбка в течение веков не раз меняла свою форму, но длина ее оставалась непостоянной исключительно в двадцатом столетии. Коко Шанель предприняла попытку укоротить подол юбки. Несмотря на то, что постаревшая законодательница моды давала прогноз: длина юбки остановится на отметке середина колена, юбки все равно ползли вверх. Революцию юбки совершила Мэри Куант она ввела моду на «мини», за что получила орден британской империи.

Современная юбка может исполняться в различных вариантах кроя.

2. Общие сведения о юбках (Фронтальная работа с учебником стр. 115)

Закрепление прочитанного материала осуществляется с помощью заполнения таблицы слайда 3 по наводящим вопросам. (слайд 3-5)

К какому виду одежды относится юбка?

– К каким изделиям по способу носки относятся юбки? Почему?

– Какие юбки бывают по назначению?

– Какие могут быть юбки по покрою?

– Как называют детали юбки? (Полотнище)

Правильно. Крой прямой юбки состоит из двух деталей – переднего и заднего полотнища. У учащихся на столах находятся конверты с шаблонами выкроек прямой юбки.

Возьмите в руки шаблоны деталей юбки. С опорой на слайд 5,образец выкройки в натуральную величину и шаблоны деталей выкройки учитель знакомит учащихся с контурными линиями по следующей схеме: учитель назвал и показал линию на экране – учитель назвал и показал линию на выкройке в натуральную величину - учащиеся с проговариванием показывают эту линию на шаблонах.

Сравните детали юбки. Что у них общего?

Выслушиваются все варианты ответов. Совместно с учащимися делается вывод, что переднее и заднее полотнище схоже во многом и в работе их можно перепутать.

Чтобы уметь отличать деталь переднего полотнища от детали заднего полотнища необходимо найти отличие. Для этого наложите деталь выкройки заднего полотнища на деталь выкройки переднего полотнища.

Учащиеся должны отметить, что переднее полотнище шире заднего полотнища; раствор вытачки на заднем полотнище шире, чем на переднем; вытачка на заднем полотнище глубже, чем на переднем полотнище.

IV. Практическая работа.

1. Вводный инструктаж

1) Снятие мерок для построения основы прямой юбки.

Демонстрируется изображение фигуры с линиями измерений, необходимых для построения чертежа юбки. Учащимся предлагается подписать линии измерения, выбрав мерки из левого столбика. (слайд 6)

Ученицы вспоминают правила снятия мерок:

  • измеряемый должен завязать шнурок на линии талии;
  • измеряемый должен стоять прямо без напряжения, не сгибая ноги в коленях.

Фронтальная работа в парах по снятию мерок. Запись мерок в тетради.

Что еще, кроме мерок, необходимо знать для построения чертежа основы прямой юбки? (Прибавки)

– На свободное облегание к мерке полуобхвата талии прибавка 1 см, а к мерке полуобхвата бедер 3 см.

2. Текущий инструктаж

Учащиеся под руководством учителя, используя алгоритм (слайды 7-11), в рабочих тетрадях выполняют чертеж основы прямой юбки на типовую фигуру в масштабе 1:4.

3. Заключительный инструктаж

Учитель анализирует работы и выставляет оценки.

V. Итог урока

Вопросы:

  1. К каким изделиям по способу носки относят юбки? Назовите примеры поясного изделия?
  2. Как называют детали юбки?
  3. Какие мерки снимают для построения чертежа основы прямой юбки?

VI. Домашнее задание

Повторить названия срезов и конструктивных линий прямой юбки.

VII. Уборка рабочих мест