Урок для студентов "Лексическая система русского языка"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

– образовательная: обобщить знания по лексике, полученные ранее, углубить знания понятий: лексическое значение слова, однозначность – многозначность, прямое и переносное значение слова, синонимы, омонимы, антонимы;

– развивающая: расширить кругозор и лексикон, пробудить интерес к русскому языку, развивать память, внимание, речь, учить размышлять;

– воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, уважение друг к другу.

Средства обучения: мультимедийное оборудование, учебник (Власенков А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2007), словари, карточки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Слово преподавателя.

– Все слова русского языка входят в его лексическую систему, и нет таких слов, которые находились бы вне ее, воспринимались отдельно, изолированно. Все слова так или иначе связаны друг с другом, близки в каком-то отношении, а в чем-то противоположны, непохожи.

IV. Актуализация знаний.

– Что включает в себя лексика?

СЛАЙД 2. Запись в тетрадь в виде схемы.

– Каждое слово имеет лексическое значение. Что такое лексическое значение слова? ( это смысл слова, т.е. то, что оно обозначает).

Дайте лексическое значение слов: 1 вариант – парк, 2 вариант – стол.

СЛАЙД 3. (Проверка по словарю).

А теперь наоборот – отгадайте слово по его лексическому значению.

КРОССВОРД “Моё учебное заведение”

(работа в группах).

1. По горизонтали:

  1. Отдельное здание в ряду нескольких.

  2. Дело, труд, работа. Заполнение чем-нибудь своего свободного времени.

  3. Чувство глубокой привязанности, а также склонность, пристрастие к чему-нибудь.
  4. Специалист – работник среднего, высшего или специального заведения.
  5. Объединение специалистов, ведущих педагогическую деятельность в учебных заведениях.
  6. Показатель популярности какого-либо лица.

По вертикали:

  1. Товарищ по работе.
  2. Учащийся.
  3. Учебное заведение.
  4. Дежурный сторож в учреждении.

СЛАЙД 4. Проверка кроссворда.

– У какого слова несколько значений? (любовь)

– Как называются такие слова? (многозначные).

СЛАЙД 5.

СЛАЙД 6. КНОПКА:

а) кнопка звонка
б) канцелярская кнопка
в) кнопка на одежде.

Приведите свои примеры многозначных слов.

– Часто многозначные слова путают с омонимами. Что такое омонимы?

СЛАЙД 7. (Омонимы – слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по значению).

СЛАЙД 8.

КОСА:

  • коса – заплетённые волосы

  • коса – сельскохозяйственное орудие

  • коса – идущая от берега полоса земли

Приведите примеры омонимов.

Вывод: в чём отличие многозначных слов от омонимов? (Многозначные слова называют разные предметы, признаки, действия, в чём-то сходные между собой).

V. Работа по карточкам.

Карточка 1.

[ 1] Определите, многозначными словами или омонимами являются выделенные слова.

  1. Берите свежий хлеб. Сестра и меня берёт с собой в поход. Где вы берёте книги?
  2. Гнездо жаворонка. Гнездо для патронов.
  3. Из-под земли бьёт горячий ключ. Я потерял ключ от комнаты. Мальчик в нотной тетради старательно выводил ключ.
  4. Закурил люльку. Качал люльку.
  5. Общественный класс. Каюта первого класса.
  6. Кисть для акварели. Скатерть с кистями.

VI. Работа с учебником.

Упр. 37, стр. 25 (выборочно, совместно с преподавателем).

– К данным словам, где возможно, подберите антонимы.

– Что такое антонимы?

СЛАЙД 9. (Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным по значением).

Учащиеся подбирают антонимы к словам.

– Это антонимы языковые. Есть ещё разновидность антонимов, о них вы узнаете из теории учебника на стр. 32.

– Какие бывают антонимы? (контекстуальные).

– Что такое контекстуальные антонимы? (антонимами они являются только в данном тексте. Например, в названии пьесы А.Н.Островского “Волки и овцы”, романа И.Тургенева “Отцы и дети”).

VII. Работа с учебником.

1. Упр. 51(1 часть), стр. 30 (УСТНО).

– Есть художественные произведения, в названии которых – антонимы. Какие это произведения? (роман Л.Толстого “Война и мир”, рассказ А.Чехова “Толстый и тонкий”, романы К.Симонова “Живые и мёртвые”, “Дни и ночи”, стихотворение В.Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо”.)

Вывод: антонимы служат для выражения контраста. В произведениях авторы часто используют антонимы, чтобы ярче показать различия между героями.

2. Упр. 30, стр.21.

Чтение преподавателем стихотворения.

– Что общего в значениях всех этих слов? (это лодки – небольшие суда).

Выписать слова, обозначающие понятие судна, лодки, но только новые или малопонятные для вас. Пользуясь словарём, укажите их лексическое значение.

СЛАЙДЫ 10-17.

– Как называются слова, которые вы записывали (с точки зрения лексики)? (синонимы).

СЛАЙД 18. (Синонимы – слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения).

– Некоторые слова имеют 2-3 синонима, некоторые больше 30. Много синонимов у слова УМЕРЕТЬ. Некоторые из них использовали в своём произведении “12 стульев” И.Ильф и Е.Петров.

– Кто главный герой этого произведения? (Остап Бендер).

– Умерла Клавдия Ивановна, – сообщил заказчик.

– Ну, царствие небесное, – согласился Безенчук. – Преставилась, значит, старушка…Старушки, они всегда преставляются…Или богу душу отдают. – Это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле,– значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее – та, считается, богу душу отдаёт…

– То есть, как это считается? У кого это считается?

– У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай бог, помрёте, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывший купеческой гильдии, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них говорят: “А наш-то, слышали, дуба дал”. Потрясённый этой странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:

– Ну а когда ты помрёшь, как про тебя мастера скажут?

– Я человек маленький. Скажут: “Гикнулся Безенчук. А больше ничего не скажут”.

Вывод:

– Для чего нужны синонимы? (чтобы избежать повторов и обогатить нашу речь).

– Иногда очень важно подобрать синоним, наиболее подходящий по смыслу.

VIII. Работа по карточкам.

Карточка 2.

[ 1] Вставьте вместо точек один из синонимов, данных в скобках, наиболее подходящий по смыслу.

Уже… (темнело, вечерело), когда Герасим… (возвращался, шёл обратно). По его … (усталому, измученному, изнурённому) виду, по запылённому …(костюму, платью) его можно было …(думать, предугадать), что он успел обежать пол-Москвы. Он … (встал, задержался)…. (возле, напротив) …. (господских, помещичьих) окон, … (осмотрел, оглядел) крыльцо, на котором столпилось человек семь прислуги, отвернулся и промычал ещё раз: “Муму!”

(И.С. Тургенев)

IX. Работа с учебником (стр.22).

Прямое и переносное значение слова.

– Новые слова появляются в результате переносного употребления его основного значения. Перенос значений происходит на основе сходства признаков. Например, слово ЛЕНТА (лексическое значение: узкая полоска ткани). При переносном употреблении этого слова может возникнуть новое значение – “что-то похожее по форме на ленту”:

  • лента дороги;

  • лента транспортёра;

  • пулемётная лента.

Выполнение упр. 31, стр. 23 (письменно).

Вывод: использование слов в переносном значении делает нашу речь образной, более выразительной.

X. Подведение итогов.

– Что вы сегодня повторили?

– Что узнали нового?

СЛАЙДЫ 19-20.

XI. Сообщение домашнего задания.

СЛАЙД 21.

Повторить теорию урока, выполнить упр. 35.

Литература.

[1] Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение, 1988.

В презентации использованы ресурсы Интернета.

Презентация