Цели урока:
– образовательная: обобщить знания по лексике, полученные ранее, углубить знания понятий: лексическое значение слова, однозначность – многозначность, прямое и переносное значение слова, синонимы, омонимы, антонимы;
– развивающая: расширить кругозор и лексикон, пробудить интерес к русскому языку, развивать память, внимание, речь, учить размышлять;
– воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, уважение друг к другу.
Средства обучения: мультимедийное оборудование, учебник (Власенков А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2007), словари, карточки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Слово преподавателя.
– Все слова русского языка входят в его лексическую систему, и нет таких слов, которые находились бы вне ее, воспринимались отдельно, изолированно. Все слова так или иначе связаны друг с другом, близки в каком-то отношении, а в чем-то противоположны, непохожи.
IV. Актуализация знаний.
– Что включает в себя лексика?
СЛАЙД 2. Запись в тетрадь в виде схемы.
– Каждое слово имеет лексическое значение. Что такое лексическое значение слова? ( это смысл слова, т.е. то, что оно обозначает).
Дайте лексическое значение слов: 1 вариант – парк, 2 вариант – стол.
СЛАЙД 3. (Проверка по словарю).
А теперь наоборот – отгадайте слово по его лексическому значению.
КРОССВОРД “Моё учебное заведение”
(работа в группах).
1. По горизонтали:
Отдельное здание в ряду нескольких.
Дело, труд, работа. Заполнение чем-нибудь своего свободного времени.
- Чувство глубокой привязанности, а также склонность, пристрастие к чему-нибудь.
- Специалист – работник среднего, высшего или специального заведения.
- Объединение специалистов, ведущих педагогическую деятельность в учебных заведениях.
- Показатель популярности какого-либо лица.
По вертикали:
- Товарищ по работе.
- Учащийся.
- Учебное заведение.
- Дежурный сторож в учреждении.
СЛАЙД 4. Проверка кроссворда.
– У какого слова несколько значений? (любовь)
– Как называются такие слова? (многозначные).
СЛАЙД 5.
СЛАЙД 6. КНОПКА:
а) кнопка звонка
б) канцелярская кнопка
в) кнопка на одежде.
Приведите свои примеры многозначных слов.
– Часто многозначные слова путают с омонимами. Что такое омонимы?
СЛАЙД 7. (Омонимы – слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по значению).
СЛАЙД 8.
КОСА:
коса – заплетённые волосы
коса – сельскохозяйственное орудие
коса – идущая от берега полоса земли
Приведите примеры омонимов.
Вывод: в чём отличие многозначных слов от омонимов? (Многозначные слова называют разные предметы, признаки, действия, в чём-то сходные между собой).
V. Работа по карточкам.
Карточка 1.
[ 1] Определите, многозначными словами или омонимами являются выделенные слова.
- Берите свежий хлеб. Сестра и меня берёт с собой в поход. Где вы берёте книги?
- Гнездо жаворонка. Гнездо для патронов.
- Из-под земли бьёт горячий ключ. Я потерял ключ от комнаты. Мальчик в нотной тетради старательно выводил ключ.
- Закурил люльку. Качал люльку.
- Общественный класс. Каюта первого класса.
- Кисть для акварели. Скатерть с кистями.
VI. Работа с учебником.
Упр. 37, стр. 25 (выборочно, совместно с преподавателем).
– К данным словам, где возможно, подберите антонимы.
– Что такое антонимы?
СЛАЙД 9. (Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным по значением).
Учащиеся подбирают антонимы к словам.
– Это антонимы языковые. Есть ещё разновидность антонимов, о них вы узнаете из теории учебника на стр. 32.
– Какие бывают антонимы? (контекстуальные).
– Что такое контекстуальные антонимы? (антонимами они являются только в данном тексте. Например, в названии пьесы А.Н.Островского “Волки и овцы”, романа И.Тургенева “Отцы и дети”).
VII. Работа с учебником.
1. Упр. 51(1 часть), стр. 30 (УСТНО).
– Есть художественные произведения, в названии которых – антонимы. Какие это произведения? (роман Л.Толстого “Война и мир”, рассказ А.Чехова “Толстый и тонкий”, романы К.Симонова “Живые и мёртвые”, “Дни и ночи”, стихотворение В.Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо”.)
Вывод: антонимы служат для выражения контраста. В произведениях авторы часто используют антонимы, чтобы ярче показать различия между героями.
2. Упр. 30, стр.21.
Чтение преподавателем стихотворения.
– Что общего в значениях всех этих слов? (это лодки – небольшие суда).
Выписать слова, обозначающие понятие судна, лодки, но только новые или малопонятные для вас. Пользуясь словарём, укажите их лексическое значение.
СЛАЙДЫ 10-17.
– Как называются слова, которые вы записывали (с точки зрения лексики)? (синонимы).
СЛАЙД 18. (Синонимы – слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения).
– Некоторые слова имеют 2-3 синонима, некоторые больше 30. Много синонимов у слова УМЕРЕТЬ. Некоторые из них использовали в своём произведении “12 стульев” И.Ильф и Е.Петров.
– Кто главный герой этого произведения? (Остап Бендер).
– Умерла Клавдия Ивановна, – сообщил заказчик.
– Ну, царствие небесное, – согласился Безенчук. – Преставилась, значит, старушка…Старушки, они всегда преставляются…Или богу душу отдают. – Это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле,– значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее – та, считается, богу душу отдаёт…
– То есть, как это считается? У кого это считается?
– У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай бог, помрёте, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывший купеческой гильдии, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них говорят: “А наш-то, слышали, дуба дал”. Потрясённый этой странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:
– Ну а когда ты помрёшь, как про тебя мастера скажут?
– Я человек маленький. Скажут: “Гикнулся Безенчук. А больше ничего не скажут”.
Вывод:
– Для чего нужны синонимы? (чтобы избежать повторов и обогатить нашу речь).
– Иногда очень важно подобрать синоним, наиболее подходящий по смыслу.
VIII. Работа по карточкам.
Карточка 2.
[ 1] Вставьте вместо точек один из синонимов, данных в скобках, наиболее подходящий по смыслу.
Уже… (темнело, вечерело), когда Герасим… (возвращался, шёл обратно). По его … (усталому, измученному, изнурённому) виду, по запылённому …(костюму, платью) его можно было …(думать, предугадать), что он успел обежать пол-Москвы. Он … (встал, задержался)…. (возле, напротив) …. (господских, помещичьих) окон, … (осмотрел, оглядел) крыльцо, на котором столпилось человек семь прислуги, отвернулся и промычал ещё раз: “Муму!”
(И.С. Тургенев)
IX. Работа с учебником (стр.22).
Прямое и переносное значение слова.
– Новые слова появляются в результате переносного употребления его основного значения. Перенос значений происходит на основе сходства признаков. Например, слово ЛЕНТА (лексическое значение: узкая полоска ткани). При переносном употреблении этого слова может возникнуть новое значение – “что-то похожее по форме на ленту”:
лента дороги;
лента транспортёра;
пулемётная лента.
Выполнение упр. 31, стр. 23 (письменно).
Вывод: использование слов в переносном значении делает нашу речь образной, более выразительной.
X. Подведение итогов.
– Что вы сегодня повторили?
– Что узнали нового?
СЛАЙДЫ 19-20.
XI. Сообщение домашнего задания.
СЛАЙД 21.
Повторить теорию урока, выполнить упр. 35.
Литература.
[1] Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение, 1988.
В презентации использованы ресурсы Интернета.