Урок физической культуры "Упражнения йоги как средство профилактики коррекции осанки"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Тема урока: Знакомство с системой йоги. Упражнения йоги, как средство профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата и коррекции осанки. (Примечание: на прошлых уроках ребята узнали, что такое осанка, а также разбирали основные причины её нарушения). В течение 4 уроков ребята знакомятся с упражнениями йоги, на каждом следующем уроке добавляется 1-2 упражнения. Расчет на систематическое повторение упражнений, поэтому на последующих уроках целесообразно включать самостоятельное выполнение упражнений либо в разминку, а лучше в заключительную часть урока.

Цель урока: Приобщение к ЗОЖ, воспитание чувства ответственности за свое здоровье.

Задачи урока: Развивать физические качества. Учить применять на практике ранее полученные знания, учить самостоятельно отбирать упражнения, необходимые для развития того или иного физического качества. Дать представление о строении позвоночника. Ознакомить с упражнениями йоги и мотивировать самостоятельные занятия. Упражнениями йоги способствовать развитию спокойствия, концентрации и эмоционального равновесия у детей. Научить определять нарушения осанки с помощью ленты лейкопластыря.

Форма: комбинированный урок (проверка полученных ранее знаний и умение применять их, а также новый материал - знакомство с новыми упражнениями).

Инвентарь: гимнастические скамейки, пазлы с картинками животных, т. и б/б. мячи, скакалки, набивные мячи, ленточные эспандеры, картинки йоги, коврики, шнуры и корзины с кубиками, лента лейкопластыря.

Ход урока

1. Вводная часть. 5* (На стенде фото цирковых артистов и дрессированных зверей).

После приветствия, ребятам предлагается поехать в путешествие с цирком. Но вот незадача: животные убежали из клеток, просят ребят помочь их найти. “Поисковая операция”. Ребята собирают пазлы, спрятанные предварительно в разных частях зала, и складывают из них картинки животных. Чтобы найти пазлы, им приходится наклоняться, залезать на шведскую стенку, перешагивать через скамейки и т.д. После того, как собраны все картинки, (они могут быть различными), в данном случае это: обезьяна, слон, гепард и змея, (каждая картинка состоит из 4-х крупных частей). Ребятам предлагается назвать главные физические качества зверей. Слон – сильный, гепард – быстрый, обезьяна – ловкая, змея – гибкая.

2. Подготовительная часть. 10*

Итак, звери собраны, и мы отправляемся в Индию. (На обратной стороне стенда размещены картинки с изображением Индии, ее жителей, занятий йоги).

В игровой форме: посадка на поезд и проверка количества пассажиров. Путешествие (несколько упражнений в беге: “поезд”, “плавание”, “бурелом”). По “прибытии в Индию, мы отправляемся в цирк”. Ребятам предложено выбрать животное и сделать самостоятельно несколько упражнений, для развития физического качества, которое преобладает у этого животного. Имеется необходимый инвентарь: теннисные и б/б. мячи, скакалки, коврики, резиновые эспандеры, набивные мячи 1 и 2 кг. Ребята самостоятельно работают (фото 1). На предыдущих уроках мы неоднократно выполняли упражнения для развития основных физических качеств. В данном случае это проверка уровня усвоения материала по развитию физических качеств. Сила – упражнения с набивными мячами, сгибание разгибание рук в упоре, упражнения с эспандером. Скорость – челночный бег и скоростные прыжки на скакалке. Гибкость – упражнения возле шведской стенки и на коврике, в паре или индивидуально. Ловкость – упражнения с теннисными и баскетбольными мячами. Учитель помогает в организации и следит за техникой выполнения упражнений. Сразу после окончания работы, ребятам предложено рассказать над каким качеством он работал, а также они делятся своими наблюдениями.

3. Основная часть. 25*

А теперь путешествуем по стране. Учитель показывает несколько фото, на которых есть и занятия йогой. Вопросы: чем занимаются люди, для чего они это делают? Здоровый позвоночник – краткие пояснения учителя. ( Здесь каждый волен пользоваться своим методическим и наглядным материалом; я использую картинки спортсмена, балерины и старушки). Посредством опроса выявить основные причины нарушения осанки (на прошлых уроках мы говорили об осанке и причинах ее нарушения). Перестроение в 2 команды. Эстафета с кубиками (фото 2). Ребята по очереди добегают до корзины с кубиками, берут один и нанизывают его на шнур, находящийся рядом (в кубиках просверлено отверстие). На финише ребята видят результат: “модель позвоночника”. С помощью собранной “модели” позвоночника, ребята получают наглядное представление о необходимости укреплять мышцы спины и следить за осанкой.

(При показе я использую две рейки, располагая их по обе стороны от “модели позвоночника”, имитируя мышцы спины). Знакомство с упражнениями йоги. Обязательно настроить детей на выполнение упражнений. Выполнить несколько дыхательных упражнений. Под спокойную восточную музыку, на ковриках ребята выполняют с учителем упражнения йоги: поза “горы”, “дерева” (фото 3, 4), “первая поза воина” (фото 5), “поза змеи” (фото 6), “вторая поза воина” и поза “треугольника” или “третья поза воина”. Остальные упражнения добавляются на следующих уроках. Учитель выполняет упражнения с ребятами, второй раз – они пробуют выполнить самостоятельно, а учитель вносит необходимые коррективы. После всем предлагается лечь, расслабиться, принять позу “трупа” (фото 7). Спокойная речь учителя сопровождает расслабление: “Закройте глаза, постарайтесь расслабить все мышцы, начиная с мышц лица. Расслабьте мышцы лба, скулы. Представьте, что вы легкое перышко, вас подхватывает ветерок, и вы парите, парите…Дыхание ровное и спокойное (можете добавить, что считаете нужным). Ветерок проносит нас над океаном, и мы медленно опускаемся на землю. Открываем глаза и медленно поднимаемся. Вот мы и дома”.

4. Заключительная часть. 5*

Методика определения нарушения осанки с помощью ленты лейкопластыря (фото 8). Определяем у человека нижние края лопаток, приклеиваем под них ленту лейкопластыря. Просим человека расслабиться и медленно наклоняться вниз. В положении “круглой спины” смотрим, изменилось ли горизонтальное положение ленты (иногда, уже в положении стоя, видно, что один край приподнят). Делаем вывод – есть ли правостороннее или левостороннее искривление.

Построение. Подведение итогов, повтор основных моментов урока, самых интересных моментов. Домашнее задание: проверить осанку у любого из членов семьи, сделать вывод.

Целенаправленно работая с детьми, я добиваюсь того, что эти занятия становятся для них чем-то вроде таблицы умножения. Занятия сопровождаются интересными фактами, историями, играми; мы повторяем комплексы йоги в различных частях урока, в зависимости от темы и задач. К сожалению, мало кто из родителей делает зарядку с детьми, а вот в занятиях йогой многие заинтересованы (может опять в дань моде). Мы выполняли упражнения всю вторую четверть. Результаты я уже вижу: ребята могут самостоятельно делать упражнения, замечая ошибки и исправляя их. Они могут сконцентрироваться на упражнении, заметны изменения в осанке, поведение более спокойное и дружественное по отношению к другим (раньше постоянно были стычки); даже некоторые родители приходили интересоваться – когда и как лучше делать упражнения. Я считаю это уже достижением. Размещая свою разработку урока, я надеюсь, кто-то ей воспользуется (может частично), а это уже здорово.

(В приложении можно посмотреть фрагменты урока)