Содержание образования в контексте образовательной программы ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


1. Определение Программы, педагогических технологий, методических материалов, выстраивание целостного педагогического процесса

Содержание воспитательно-образовательного процесса в ДОУ “Солнышко” определяется базовой общеобразовательной программой:
– Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозайка-Синтез, 2006 г.

Помимо базовой программы группы компенсирующей направленности (логопедические группы) работают по программам компенсирующего назначения:
– “Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей” Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: “Просвещение”, 2008 г.;
– “Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей” Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: “Просвещение”, 2008 г.

Программы, применяемые в ДОУ, строятся на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и обеспечивают:

  • охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;
  • эмоциональное благополучие каждого ребенка;
  • интеллектуальное развитие ребенка;
  • создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;
  • приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
  • взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

<…>

2. Особенности организации воспитательно-образовательного процесса.

В данном разделе описываются особенности организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении “Солнышко”, которые обеспечивают достижение им запланированных результатов совместной деятельности:

  • в режиме работы дошкольного образовательного учреждения;
  • в распределении образовательной нагрузки в контексте реализуемых программ;
  • в ведущих формах организации образовательного процесса;
  • в проектировании и планировании педагогической деятельности;
  • в особенностях организации всех видов деятельности;
  • в формах организации дополнительных услуг;
  • в особенностях организации коррекционного процесса;
  • в планируемых результатах освоения детьми Образовательной программы;
  • в системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Образовательной программы;
  • в традициях дошкольного образовательного учреждения.

2.1. Организация режима работы ДОУ.

Структура образовательного года:

1 сентября – начало образовательного года;
1 – 30 сентября – адаптационный, диагностический период;
1 октября – 25 декабря – образовательный период;
25 декабря – 19 января – новогодние каникулы;
19 января – 10 мая – образовательный период;
10 мая – 30 мая – диагностический период;
1 июня – 31 августа – летний оздоровительный период.

Режим дня ДОУ “Солнышко” предусматривает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна детей в течение суток и организацию всех видов деятельности и отдыха в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями организма. В соответствии с особенностями сна, нервной системы, состояния здоровья осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку. Можно допустить некоторые изменения в последовательности проведения или длительности отдельных видов деятельности детей в течение дня. При этом обязательно сохраняются основные принципы построения режима:

  • достаточная ежедневная длительность пребывания детей на воздухе (4–4,5 часов);
  • полноценный сон (для детей дошкольного возраста – 2–2,5 ч дневного сна, от 1–1,5 лет – до 3,5 ч дважды в день, от 1,5 до 3-х лет – 3 ч);
  • чередование умственных и физических нагрузок;
  • регулярное питание (через 4–4,5 часов);
  • самостоятельная игровая деятельность детей (3–7 лет не менее 3–4 ч).

От рациональности чередования сна и бодрствования зависит физический и психический комфорт детей в детском саду, их здоровье и хорошее настроение. На основании возрастного суточного режима нами разработаны распорядок жизни детей каждой возрастной группы.

Организация рационального питания детей в ДОУ основана на соблюдении утвержденных наборов продуктов и примерном меню и осуществляется в соответствии с 10-дневным меню, согласованным ТО “Роспотребнадзор” в Кежемском районе.

В детском саду имеется примерное перспективное меню, специально разработанная картотека блюд, где указаны раскладка, калорийность блюда, содержание в нем белков, жиров, углеводов. <…>

В связи с появлением в жизни детей дошкольного возраста элементов учебной деятельности педагогами ДОУ соблюдаются следующие требования и ограничения:

не перегружать детей ненужными им знаниями и избыточной информацией, которые могут привести к переутомлению, перенапряжению нервной системы;

  • ограничивать длительность всех форм организованной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей;
  • не принуждать ребенка к обязательному выполнению задания, если он устал, отказывается работать, его внимание рассеяно;
  • избегать излишних повторений, снижающих интерес и активность ребенка;
  • не допускать длительного пребывания ребенка в малоподвижной (статичной) позе;
  • повышать работоспособность детей включением активизирующих внимание приемов: дидактических игр, двигательных элементов, технических средств обучения;
  • с учетом состояния детей (степень заинтересованности, частота отвлечений и др.) изменять содержание и форму образовательной деятельности;
  • не проводить организованную образовательную деятельность на фоне даже незначительного утомления (например, сразу после интенсивной двигательной деятельности, предыдущих трудных занятий), сразу после сна;
  • строго соотносить дополнительные нагрузки (кружки, дополнительные образовательные услуги) с возможностями ребенка, не допуская перегрузки, переутомления и нарушения режима дня.

В режиме дня выделено время, которое воспитатель по своему усмотрению, в зависимости от возраста, интересов и желаний детей, заполняет полезными и увлекающими их делами. В суточном режиме указаны основные компоненты: длительность сна, прогулки и кратность приема пищи. Именно эти компоненты строго выдерживаются и соблюдаются, так как основаны на физиологических и возрастных особенностях детей. В двигательном режиме учитываются кратность и продолжительность форм работы, связанных с двигательной нагрузкой <…>.

При организации жизни детей педагогами учитываются:

  • задачи развития и воспитания;
  • возраст детей;
  • интересы, потребности и возможности самих детей;
  • установки и пожелания родителей.

2.2. Распределение образовательной нагрузки в контексте реализуемых программ.

В соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой определено минимальное количество организованной образовательной деятельности, отведенное на образовательные области, определенные в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 “Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования”.

Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.2660–10), а также инструктивно-методическим письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 г. № 65/23-16. Учтены четыре направления, обеспечивающие познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей. Каждому направлению соответствуют определенные образовательные области: познавательно-речевое направление – “Познание”, “Коммуникация”, “Чтение художественной литературы”; социально-личностное направление – “Безопасность”, “Социализация”, “Труд”; художественно-эстетическое направление – “Художественное творчество”, “Музыка”; физическое направление – “Физическая культура”, “Здоровье”.

Предполагается обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

В соответствии с режимом дня и временем года занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая.

Согласно постановления Президента Российской Федерации с 1-10 число в январе месяце детский сад не работает, поэтому зимнее каникулярное время в учебном плане не учтено. Первые две недели сентября, две недели в начале мая – проводится диагностика знаний, умений и навыков (начало и конец года).

Виды непосредственной образовательной деятельности (НОД) соответствуют основным разделам базовой программы <…>

Так как помимо базовой программы группы компенсирующей направленности работают по программам компенсирующего назначения “Коррекционное воспитание и обучение детей 5–6 летнего возраста с ОНР” Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., “Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специализированного детского сада” Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. в данных группах для обучения и воспитания детей добавляются:

  • Логопедические занятия
  • Психогимнастика (специальный курс этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы) по методике М.И. Чистяковой.

С целью уменьшения объема недельной образовательной нагрузки третье физкультурное занятие в логопедических группах выносится за сетку и проводится на прогулке в виде комплекса подвижных игр “Поиграй-ка”.

Базовая программа не исключает при необходимости, использование инновационных технологий и парциальных программ.

Учебный план составлен в соответствии с психофизиологическими особенностями возраста, заложенными в программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, а так же адресностью и предназначением самого дошкольного учреждения: ранний возраст (от года до трех лет); младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет); старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет). <…>

Между проводимой работой по непосредственной образовательной деятельности выдерживается интервал не менее 10 минут. В процессе НОД проводится физкультурные паузы, а между НОД динамические паузы.

Наряду с обучающими программами в ДОУ предусмотрена дополнительная деятельность по оздоровлению детей в сауне – термотерапия во всех возрастных группах.

С целью более оптимального и успешного усвоения раздела программы “Обучение грамоте” в средней группе ДОУ вводятся игровые занятия “Звуковички” на основе методического пособия Г. Цукермана, Е. Школяренко Как Вини-Пух и все-все-все учились читать. Сказка-букварь. – М: Интер, 1997 г., а в старшей группе “Почитай-ка” – индивидуальная работа по грамоте по программе Н.С. Варенцовой (Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду). <…>

2.3. Ведущие формы организации образовательного процесса

Программа предусматривает организацию детской жизни в непосредственной образовательной деятельности, в образовательной деятельности, осуществляемой в процессе различных видов детской деятельности, в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в свободное время, предусмотренное для самостоятельной деятельности детей, в деятельности по взаимодействию с семьями воспитанников.

При этом заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей в разных ее видах:

  • Непосредственно образовательной
  • Двигательной
  • Игровой
  • Продуктивной
  • Коммуникативной
  • Трудовой
  • Познавательно-исследовательской
  • Музыкально-художественной
  • Чтении художественной литературы (Приложение 1.)

Детально запрограммировать весь педагогический процесс невозможно, поскольку разнообразные жизненные явления вносят свои коррективы в запланированную деятельность. Однако с целью охраны физического и психического здоровья детей, создания размеренности в их жизни педагогическим коллективом поддерживаются стабильные компоненты образовательной деятельности, осуществляются привычные для детей ритуалы: режимные моменты (сон, питание, прогулка), систематическая образовательная деятельность, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, обсуждение предстоящих дел. Наряду с этим важным является внесение в повседневную жизнь детей элементов сюрпризности, с тем, чтобы разнообразить ее, сделать радостной и интересной (организация вечеров досугов, игры-развлечения, выход за пределы участка с разными целями и др.).

Работа по программе осуществляется в разных формах организации детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и видов деятельности. Поставленные в программе задачи реализуются не только в непосредственной образовательной деятельности, основа обучения – разнообразная деятельность детей.

Обращается внимание на интеграцию образовательных областей и связь с повседневной жизнью детей (например, научились измерять на математике, а затем измеряем площадку на прогулке, измеряем куклу, чтобы сшить одежду и т.п.).

Обязательным условием организации и проведения НОД по программе является общение: детям обязательно обеспечивается возможность задавать вопросы взрослому, другому ребенку, объединяться для общего дела, видеть работы других и использовать по-своему чужие находки. Для этого педагоги активно применяют различные формы размещения детей (сидя за столами, на ковре, стоя и т.д.).

Основные формы организации детей при непосредственной образовательной деятельности:

  • фронтальные;
  • подгрупповые (группы раннего возраста);
  • малые группы;
  • индивидуальные формы работы.

В течение дня детям предоставляется возможность вернуться к своим работам (аппликации, рисунку, конструкции, проекту), сделать новые. При этом дети обсуждают свои дела со сверстниками и воспитателем, помогают друг другу. Такое обучение является личностно-ориентированным, поскольку в его процессе складываются условия для формирования не только знаний, умений и навыков, но и основных базисных характеристик личности: самостоятельности, инициативности, компетентностей (языковой, социальной, интеллектуальной), творческого отношения к делу, произвольности, свободы поведения, самооценки.

Также, значительная доля работы проводится в так называемых повседневных обучающих ситуациях, в ходе режимных моментов. Широко используются игровые формы и методы обучения и закрепления полученных знаний. Большое значение придается самостоятельной познавательной и продуктивной деятельности детей и деятельности с семьей.

2.4. Проектирование и планирование педагогической деятельности.

Учебно-воспитательный процесс в ДОУ “Солнышко” основан на комплексно – тематическом принципе построения и планируется на год <…>, на месяц <…> и на каждый день (Приложение 2).

Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой имеет открытый характер, она ориентирована на образование детей соответственно их психологическому возрасту, характеризующегося своей структурой и динамикой развития. В программе представлено содержание образования, которое может обеспечить равный старт развития для всех детей. Открытый характер программы позволяет педагогам творчески использовать различные педагогические технологии и осознанно строить свой вариант образовательного пространства, в центре которого – ребенок с его индивидуальным своеобразием.

Программа позволяет воспитателю выстраивать свою педагогическую деятельность как индивидуальную целостную систему. Педагогическая система рассматривается как живой, открытый, изменяющийся учебно-воспитательный процесс.

Комплексно – тематическое планирование образовательной работы, заложенное в программе позволяет использовать разнообразные формы и способы организации педагогической работы с детьми: фронтальные, групповые, индивидуальные. Гибкие формы работы позволяют осуществлять развитие в разных видах деятельности, возникающих как по инициативе детей, так и по инициативе взрослого; ориентироваться на возможности каждого ребенка.

Свобода выбора форм и средств решения программных задач стимулирует интерес к результатам педагогической деятельности, преодоление авторитарных форм работы с детьми. Педагоги ДОУ убеждаются в том, что эффективность образовательного процесса определяется тем, насколько он связан с интересной для детей деятельностью, соблюдении принципа добровольного участия в ней.

Работа воспитателя строится на основе взаимодействия и общения, обеспечивающих взаимовлияние и взаимоотношения педагога и детей. Деятельность педагога многофункциональна, и ее качество во многом зависит от того, насколько он осознает свои задачи, способы их решения, а также предвосхищает результаты. Планирование рассматривается нами, прежде всего, как средство осознания воспитателем своей педагогической деятельности. Смысл проектирования педагогической деятельности заключается в обеспечении систематического развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными возможностями и индивидуальными особенностями.

Планирование помогает педагогам ориентироваться на естественный ход развития каждого ребенка. Оно позволяет обеспечивать гармоническое единство процесса воспитания и обучения на занятиях и в повседневной жизни. В перспективном планировании занятий мы сделали попытку их тематического объединения, чтобы обеспечить закрепление основных программных задач в разных видах детской деятельности – познавательной, речевой, продуктивной. В этом же контексте продумано и расписание непосредственной образовательной деятельности: сначала знакомим с предметом или объектом на ознакомлении с окружающим миром, читаем и рассказываем о нем и только потом подключаем продуктивные виды деятельности. При выборе тематики недели учитывали содержание разделов базовой программы, региональный компонент и наличие народных и государственных праздников, предусмотренных программой <…>. Кроме перспективного плана разработана структура календарного планирования <…>. Образовательные задачи решаются в совместной деятельности детей с педагогом (непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности в ходе режимных моментов), самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности с семьей.

Реализуя принцип сотрудничества и целостности организации педагогического процесса, мы создаем благоприятные условий для совместной жизнедеятельности взрослых и детей на основе межсубъектных связей, диалогичности взаимодействия. (Приложение 3.)

2.5. Особенности организации всех видов деятельности.

При организации образовательного процесса учтены принципы интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Основу организации образовательного процесса составляет комплексно – тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в различных формах совместной деятельности взрослых и детей, а так же в самостоятельной деятельности детей. Содержание общеобразовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Физическое развитие (Приложение 4.) <…>.

2.6. Формы организации дополнительных услугю

На основании Устава дошкольного учреждения и опроса родителей в области дополнительного образования в рамках бюджетного финансирования в ДОУ организованы и введены в учебный план занятия по кружковой работе и дополнительному образованию по нескольким направлениям: Познавательно-речевому (Театральная студия “Лучик”), Художественно-эстетическому (Музыкально-хореографическая студия “Топотушки”, кружок по изодеятельности “Волшебная кисточка”, Вокальный кружок “Домисолька”) и Физическому (Термотерапия, Психогимнастика). <…>.

2.7. Особенности организации коррекционного процесса.

Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение индивидуального развития ребенка обеспечивает коллектив специалистов ДОУ. Специфика сопровождения ребенка в ДОУ такова, что весь коллектив сотрудников участвует в создании социально – психологических условий для благоприятного развития каждого ребенка, независимо от уровня его способностей и жизненного опыта в конкретной социальной среде. Работая в идеологии “команды”, каждый ее специалист выполняет свои четко определенные задачи в области своей предметной деятельности. Общее руководство и управление диагностической и коррекционно-педагогической деятельностью осуществляет заведующая ДОУ. Объектами управления являются группы раннего возраста, группы компенсирующего назначения – логопедические, группа детей с фонетико-фонематическими нарушениями, группа детей с НПОЗ, а так же все службы учреждения, участвующие в диагностической и коррекционно-педагогической деятельности, взаимодействие которых необходимо обеспечить через управленческие действия. Собственно управление диагностической и коррекционно-педагогической деятельностью включает в себя:

Организационное проектирование, куда входит подготовка нормативной и методической документации по коррекционному блоку;

Планирование, содержанием которого является исчисление ресурсов (смета, кадры, оборудование, техническое обеспечение и.т.д.), сценирование, или ролевое распределение позиций в реализации планов, координационная поддержка ответственных за выполнение решений, расширение внешних коммуникаций;

Составление проектов и программ, подбор методик по диагностической и коррекционно-педагогической деятельности;

Контроль – обеспечение промежуточного и итогового контроля. <…>.

Основные области деятельности специалистов сопровождения. (Приложение 5.)