Интегрированный урок (математика + биология) в 5-м классе. Тема: "Молоко и задачи о молоке"

Разделы: Математика, Биология


Пояснительная записка.

  • учебник математики 5 класс (авт. Н.Я. Виленкин и др.)
  • учебник биологии 5 класс
  • Газеты "Адыгейская правда", "Заря".
  • Данные по Шовгеновскому р-ну от представителя молзавода.

Цели и задачи:

  • умение решать задачи на проценты о молоке;
  • развивать математическую речь уч-ся;
  • познакомить о достижениях местного маслозавода;
  • привитие любви к родному краю;
  • расширить познания о ценности молока, натуральном сельскохозяйственном продукте;

Дидактический материал и оборудование:

  • учебник математики 5 класс (авт. Н.Я. Виленкин и др.)
  • учебник биологии 5 класс.
  • статья в районной газете о молзаводе "Без права на снижение".
  • плакат с высказыванием "Владеть - значит уметь применять". (Академик - А.Н. Несмеянов).

Ход урока

1. Организационный момент:

Учитель математики:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем урок математики и биологии вместе. К нам на урок пришли мастер и бухгалтер нашего молзавода. Они нас познакомят с успехами и достижениями завода, а мы с вами покажем, как мы умеем решать задачи на проценты.

Учитель биологии:

Молоко, ребята, ценнейший сельхоз продукт. В молоке много белков, жиров и углеводов, необходимых человеку. Это единственный продукт, питаясь которым человек может прожить долго. Из молока получают очень много ценных продуктов. Молоко и молочные продукты - популярнейшие продукты питания. Для получения достаточного кол-ва молока, нужно много решать разных задач, в том числе и математических.

В нашем р-не молоко перерабатывают на молзаводе. Какие производят в нашем р-не и какие успехи вам расскажет мастер молзавода Мерзаканова Эльза и Чунтыжева Ася..

(Работникам молзавода слово).

Разминка. Кроссворд.

  1. Наука, на которой говорят все точные науки.
  2. Наука о растениях.
  3. Сотая часть числа.
  4. Самая высокая трава.
  5. Равенство двух отношений.

  1. Найдите число, если 1 % его равен 6.
  2. Найдите 2% от 500; 700; 900.
  3. Сравните 20% от 50 и 50% от 20.

Изучение материала "Молоко и задачи о молоке".

Задача №1.

Наша ферма сдала вчера молзаводу 4256 кг молока жирности 3.52%. Сколько молока нам засчитали в выполнение плана?

Решение: Необходимо знать базисную жирность молока. Пусть она составляет 3.60%. Искомое кол-во найдем из уравнения 3.6Х=3.52 4256.

Задача №2.

Жирность молока в хозяйстве достигла 3.79%, в результате чего за год зачтено молока на 111т. больше, чем фактически надоено. Можно ли по этим данным определить фактические надои молока в хозяйстве?

Решение: Обозначив фактические надои через Х, получим уравнение:

  1. Х=3.6 (Х+111). (3.60% жирность молока).

Ответ: 2103 т.

Задача №3.

Известно, что корове с живой массой 500кг. с суточным удоем 10кг требуется для кормления 9.6 кормовые единицы. Такой же корове, с суточным удоем 30кг требуется 21 кормовая единица. На сколько процентов ниже затраты кормов на единицу продукции во втором случае?

Ответ: 27%. Задача показывает экономическую эффективность содержания высокопродуктивных животных.

Задача №4.

Сливочное масло получается с помощью сепаратора, который разделяет молоко на сливки и обезжиренное молоко. Средняя жирность сливочного масла - 80, а молока - 4%. Сколько требуется молока для получения 1 кг масла?

Решение: Искомое кол-во Х находим из уравнения: 0.8=0.04 Х. Нужно 20кг молока, т.е. около двух ведер.

Задача №5.

Стандартная жирность молока в нашей стране 3.2%. К стандартной жирности молоко приводят с помощью так называемой нормализации, смешивая его с обратом или со сливками. Сколько обрата (его жирность - 0.05%) необходимо добавить к 100 кг молока жирности 3.65 % для его нормализации?

Решение: Обозначив искомое количество обрата через Х, получим уравнение: 3.65 + 0.05 Х/100=3.2 (100+Х)/100.

Ответ: 14.285 кг.

Задача №6.

Найдите процентное содержание обрата в нормализованном молоке первоначальной жирности 4.05%.

Решение: Пусть m - масса содержащегося в нем обрата. Имеем уравнение:

4.05(m-Х) + 0.05х=3.2m. из которого находим, что х=0.2125m, а это составляет 21,25% от m.

Задача № 7

№1705 из учебника математики 5 класса.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять (шаги на месте),
Все мы умеем считать (хлопки в ладоши),
Отдыхать умеем тоже (прыжки на месте),
Руки за спину положим (руки за спину),
Голову поднимем выше (поднять голову выше),
И легко, легко подышим (глубокий вдох и выдох),
Подтянитесь на носочках столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев
На руках у вас.

Закрепление изученного материала.

  1. Самое большое предприятие нашего р-на? (молзавод).
  2. Какие продукты выпускает молзавод?
  3. Что такое процент?
  4. Как найти процент от числа?
  5. Как найти число по процентам?

Пожелания друзьям.

Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути -
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет,
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю,
Друзья, всего хорошего.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево.

Домашнее задание.

Составить по две задачи на проценты, на сельскохозяйственные темы.