Цель:
- Показать емкость поэтического образа, созданного С.Кирсановым в стихотворении "Этот мир".
- Проанализировать хокку Кикаку "Камнем бросьте".
- Расширить представление детей о красоте природы и бережного отношения к ней.
- Развивать умение учащихся, находить в стихотворном тексте слова и выражения, помогающие раскрыть образ, созданный поэтом.
- Развивать познавательную активность, внимание, наблюдательность.
- Воспитывать любовь к природе, ценить все, что создано ей.
Оборудование: магнитофон, кассета с классической музыкой, рисунки детей на тему: "Берегите природу", карточки со словами.
Ход урока
1. Организационный момент. Звучит музыка.
Ученик:
О люди, мыслю я, у всех у нас
Есть мать одна
По имени Природа!
У ней для всех хватает доброты
И мы живем запечатлев навеки
В душе ее прекрасные черты.
Поля, леса, моря и реки.
Учитель: Любовь к природе - великое чувство. Любит природу лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее красоту. Величава, богата, могущественна природа нашей Родины. Она удивительно красива, добра к нам, она дарит человеку здоровье, радость, красоту.
2. Новый материал.
Учитель: Тема сегодняшнего урока "Мир нуждается в нашей защите". Сегодня мы только начнем разговор об этом и на протяжении нескольких уроков будем говорить об этом.
Работа с текстом.
(Чтение стихотворения учителем).
Послушайте стихотворение С. Кирсанова "Этот мир" и попробуйте представить какой образ создал поэт в этом произведении (ответы детей).
Учитель: Мы выслушали разные мнения, но давайте вернемся к тексту и попробуем разобраться, что хотел сказать автор.
Работа с текстом.
- Самостоятельно прочтите текст и попробуйте разбить его на смысловые части (самостоятельная работа детей).
- Сколько частей у вас получилось? Прочитайте первую часть.
Словарная работа.
- Скажите кто такой гончар, что такое керамическая печь, глазурь, гончарный круг? (Ответы детей).
- С чем сравнивает автор стихотворение гончара? ( С солнцем). Какой прием использует здесь автор? (Олицетворение).
- Найдите слова в тексте, подтверждающие это сравнение.
- А что создает в этом стихотворении гончар? (Планету Земля).
- Как же этот гончар - солнце создает планету? Найдите слова, выражения, которые показывают как рождается наша планета Земля.
- Что же происходит дальше? (Ответы детей).
- Этим заканчивается первая смысловая часть стихотворения, как ее можно озаглавить? (Создание Земли, рождение Земли).
- Прочитайте вторую часть стихотворения и подумайте понравилось ли гончару - солнцу то, что он создал? Подтвердите свои слова строчками из текста. (Ответы детей).
- А теперь ответьте кто то дитя, о котором говорит поэт, кого он подразумевает?
- А в чем же необычность этого подарка? (Наша планета Земля единственная в Солнечной Системе, на которой есть жизнь. И еще в том, что она принадлежит каждому из нас.)
- Как можно озаглавить вторую часть стихотворения? (Подарок, Необычный подарок).
- К чему призывает нас автор этого стихотворения? (Дорожить, беречь, заботиться, охранять, любить все то, что было создано и подарено людям, потому что такую красоту повторить невозможно).
Все люди, живущие на нашей Планете, должны об этом помнить.
3. Физминутка.
4. Знакомство с хокку Кикаку "Камнем бросьте".
Учитель: На нашей Планете живет много разных народов, у которых свои обычаи, традиции, свой язык, культура, религия.
Давайте мы сейчас мысленно перенесемся в маленькую, но очень красивую необычную страну, о которой еще говорят страна восходящего солнца. Вы догадались, о какой стране пойдет речь? (Ответы детей).
Об этой стране нам расскажут ребята, которые подготовили сообщения.
Ученик 1: Япония - это страна восходящего солнца. Она расположена на островах. Этих островов около четырех тысяч. Столица - Токио. Название у островов очень смешные: Кюсю, Консю, Сикоку, Рюкю.
Ученик 2: В японских городах очень чисто. Никто там на улице не бросит мусор. А если увидят бумагу или окурки, то обязательно поднимут и бросят в мусорный контейнер. Японцы видят красоту в самых обычных вещах. Все девочки учатся искусству составления букетов. Букеты составляются из трех предметов, в них три составляющие: цветы, листья, ветви деревьев, ваза.
Ученик 3: В Японии в гости не ходят без приглашения, даже к родственникам. А если придете, то вам придется много раз извиняться. И дальше порога вас не пустят. О встрече договариваются заранее.
Дети в Японии очень любознательны, они любят изобретать. До шести лет им все разрешают, но потом воспитывают очень строго. Японцы вежливый народ. А дети очень уважают своих учителей.
Ученик 4: Японцы поклоняются природе. Около каждого жилища есть садик. Пусть даже очень маленький, а в каждом саду обязательно есть камни.
В Японии существует обычай любоваться цветущей вишней - сакурой. В начале марта по телевизору сообщают о сроках цветения вишни. Люди в эти дни не работают, а уезжают за город.
Учитель: Молодцы! Вы очень много узнали об этой интереснейшей стране.
Ветка сакуры - символ Японии. Когда зацветает вишня, все от мала до велика целыми семьями с друзьями и близкими собираются в садах и парках, чтобы полюбоваться бело-розовыми облаками нежных лепестков. Это - одна из древнейших традиций японцев.
К этому зрелищу тщательно готовятся. Чтобы выбрать хорошее место, надо иногда прийти на сутки раньше. Японцы, как правило, празднуют цветение вишни дважды: с коллегами по работе и в кругу семьи. В первом случае - это святая обязанность, в другом - настоящее удовольствие. Растение оказывает на человека благотворное воздействие.
- Многих поэтов, писателей, композиторов вдохновил на создание различных произведений вид цветущей вишни. Мы уже знакомы с таким видом японской поэзии, как хокку. И сейчас познакомимся с очередным трехстишьем.
Чтение хокку Кикаку "Камнем бросьте" учителем.
- Какие чувства у вас возникли, когда вы слушали это произведение?
- Что хотел сказать автор этими строками? (Чувствует жалость, боль, вину за свой поступок).
Выразительное прочтение хокку детьми.
5. Заключение.
Учитель: Мы достаточно уделили внимания Японии, и теперь давайте поговорим о том месте, где мы живем.
А в какой стране мы живем, в какой республике, городе? (Россия, Адыгея, Майкоп).
Правильно дети, у нас тоже прекрасный город, которому поэты посвящают свои произведения. У японцев символ - ветка цветущей вишни, а у нас в Адыгее - ветка цветущей яблони.
Долина яблонь розовых и белых
В межречьи Курджипса - Шагуаш:
Гармония души и духа тела.
Майкоп - неповторимый город наш.
Учитель: - Конечно, очень сложно заботиться сразу обо всем Земном Шаре. Но можно начать с малого: постараться беречь то, что рядом.
- А что каждый из вас делает, что бы сохранить наш город чистым и красивым. (Ответы детей).
6. Обобщение.
Учитель: - Вот и подошел к концу наш урок. Да, наша небольшая планета добра к нам. Ответим же ей теплом на тепло, любовью на любовь. В руках человека, а значит и в ваших руках красота, богатство родной Земли. Помните об этом.
Ученик:
Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повелики
На тропинках солнечные блики
На камнях играющего краба
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите Землю! Берегите!
7. Домашнее задание. Итог урока.
Выразительно читать стихотворение С.Кирсанова "Этот мир".