Литературное чтение. «Мир нуждается в нашей защите». 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель:

  • Показать емкость поэтического образа, созданного С.Кирсановым в стихотворении "Этот мир".
  • Проанализировать хокку Кикаку "Камнем бросьте".
  • Расширить представление детей о красоте природы и бережного отношения к ней.
  • Развивать умение учащихся, находить в стихотворном тексте слова и выражения, помогающие раскрыть образ, созданный поэтом.
  • Развивать познавательную активность, внимание, наблюдательность.
  • Воспитывать любовь к природе, ценить все, что создано ей.

Оборудование: магнитофон, кассета с классической музыкой, рисунки детей на тему: "Берегите природу", карточки со словами.

Ход урока

1. Организационный момент. Звучит музыка.

Ученик:

О люди, мыслю я, у всех у нас
Есть мать одна
По имени Природа!
У ней для всех хватает доброты
И мы живем запечатлев навеки
В душе ее прекрасные черты.
Поля, леса, моря и реки.

Учитель: Любовь к природе - великое чувство. Любит природу лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее красоту. Величава, богата, могущественна природа нашей Родины. Она удивительно красива, добра к нам, она дарит человеку здоровье, радость, красоту.

2. Новый материал.

Учитель: Тема сегодняшнего урока "Мир нуждается в нашей защите". Сегодня мы только начнем разговор об этом и на протяжении нескольких уроков будем говорить об этом.

Работа с текстом.

(Чтение стихотворения учителем).

Послушайте стихотворение С. Кирсанова "Этот мир" и попробуйте представить какой образ создал поэт в этом произведении (ответы детей).

Учитель: Мы выслушали разные мнения, но давайте вернемся к тексту и попробуем разобраться, что хотел сказать автор.

Работа с текстом.

- Самостоятельно прочтите текст и попробуйте разбить его на смысловые части (самостоятельная работа детей).

- Сколько частей у вас получилось? Прочитайте первую часть.

Словарная работа.

- Скажите кто такой гончар, что такое керамическая печь, глазурь, гончарный круг? (Ответы детей).

- С чем сравнивает автор стихотворение гончара? ( С солнцем). Какой прием использует здесь автор? (Олицетворение).

- Найдите слова в тексте, подтверждающие это сравнение.

- А что создает в этом стихотворении гончар? (Планету Земля).

- Как же этот гончар - солнце создает планету? Найдите слова, выражения, которые показывают как рождается наша планета Земля.

- Что же происходит дальше? (Ответы детей).

- Этим заканчивается первая смысловая часть стихотворения, как ее можно озаглавить? (Создание Земли, рождение Земли).

- Прочитайте вторую часть стихотворения и подумайте понравилось ли гончару - солнцу то, что он создал? Подтвердите свои слова строчками из текста. (Ответы детей).

- А теперь ответьте кто то дитя, о котором говорит поэт, кого он подразумевает?

- А в чем же необычность этого подарка? (Наша планета Земля единственная в Солнечной Системе, на которой есть жизнь. И еще в том, что она принадлежит каждому из нас.)

- Как можно озаглавить вторую часть стихотворения? (Подарок, Необычный подарок).

- К чему призывает нас автор этого стихотворения? (Дорожить, беречь, заботиться, охранять, любить все то, что было создано и подарено людям, потому что такую красоту повторить невозможно).

Все люди, живущие на нашей Планете, должны об этом помнить.

3. Физминутка.

4. Знакомство с хокку Кикаку "Камнем бросьте".

Учитель: На нашей Планете живет много разных народов, у которых свои обычаи, традиции, свой язык, культура, религия.

Давайте мы сейчас мысленно перенесемся в маленькую, но очень красивую необычную страну, о которой еще говорят страна восходящего солнца. Вы догадались, о какой стране пойдет речь? (Ответы детей).

Об этой стране нам расскажут ребята, которые подготовили сообщения.

Ученик 1: Япония - это страна восходящего солнца. Она расположена на островах. Этих островов около четырех тысяч. Столица - Токио. Название у островов очень смешные: Кюсю, Консю, Сикоку, Рюкю.

Ученик 2: В японских городах очень чисто. Никто там на улице не бросит мусор. А если увидят бумагу или окурки, то обязательно поднимут и бросят в мусорный контейнер. Японцы видят красоту в самых обычных вещах. Все девочки учатся искусству составления букетов. Букеты составляются из трех предметов, в них три составляющие: цветы, листья, ветви деревьев, ваза.

Ученик 3: В Японии в гости не ходят без приглашения, даже к родственникам. А если придете, то вам придется много раз извиняться. И дальше порога вас не пустят. О встрече договариваются заранее.

Дети в Японии очень любознательны, они любят изобретать. До шести лет им все разрешают, но потом воспитывают очень строго. Японцы вежливый народ. А дети очень уважают своих учителей.

Ученик 4: Японцы поклоняются природе. Около каждого жилища есть садик. Пусть даже очень маленький, а в каждом саду обязательно есть камни.

В Японии существует обычай любоваться цветущей вишней - сакурой. В начале марта по телевизору сообщают о сроках цветения вишни. Люди в эти дни не работают, а уезжают за город.

Учитель: Молодцы! Вы очень много узнали об этой интереснейшей стране.

Ветка сакуры - символ Японии. Когда зацветает вишня, все от мала до велика целыми семьями с друзьями и близкими собираются в садах и парках, чтобы полюбоваться бело-розовыми облаками нежных лепестков. Это - одна из древнейших традиций японцев.

К этому зрелищу тщательно готовятся. Чтобы выбрать хорошее место, надо иногда прийти на сутки раньше. Японцы, как правило, празднуют цветение вишни дважды: с коллегами по работе и в кругу семьи. В первом случае - это святая обязанность, в другом - настоящее удовольствие. Растение оказывает на человека благотворное воздействие.

- Многих поэтов, писателей, композиторов вдохновил на создание различных произведений вид цветущей вишни. Мы уже знакомы с таким видом японской поэзии, как хокку. И сейчас познакомимся с очередным трехстишьем.

Чтение хокку Кикаку "Камнем бросьте" учителем.

  • Какие чувства у вас возникли, когда вы слушали это произведение?
  • Что хотел сказать автор этими строками? (Чувствует жалость, боль, вину за свой поступок).

Выразительное прочтение хокку детьми.

5. Заключение.

Учитель: Мы достаточно уделили внимания Японии, и теперь давайте поговорим о том месте, где мы живем.

А в какой стране мы живем, в какой республике, городе? (Россия, Адыгея, Майкоп).

Правильно дети, у нас тоже прекрасный город, которому поэты посвящают свои произведения. У японцев символ - ветка цветущей вишни, а у нас в Адыгее - ветка цветущей яблони.

Долина яблонь розовых и белых
В межречьи Курджипса - Шагуаш:
Гармония души и духа тела.
Майкоп - неповторимый город наш.

Учитель: - Конечно, очень сложно заботиться сразу обо всем Земном Шаре. Но можно начать с малого: постараться беречь то, что рядом.

- А что каждый из вас делает, что бы сохранить наш город чистым и красивым. (Ответы детей).

6. Обобщение.

Учитель: - Вот и подошел к концу наш урок. Да, наша небольшая планета добра к нам. Ответим же ей теплом на тепло, любовью на любовь. В руках человека, а значит и в ваших руках красота, богатство родной Земли. Помните об этом.

Ученик:

Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повелики
На тропинках солнечные блики
На камнях играющего краба
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите Землю! Берегите!

7. Домашнее задание. Итог урока.

Выразительно читать стихотворение С.Кирсанова "Этот мир".