Тренинг коммуникативно–личностного развития младших школьников "Формирование положительной самооценки"

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


Цель: создать условия для самопознания школьниками своих особенностей и взаимоотношений с окружающими; веру в себя и свои возможности.

Задача: разговорить детей, растревожить, взволновать словом, вызвать на заинтересованный, доверительный разговор.

I. Эмоциональный настрой, разминка.

1) Игра "Подарки".

Учитель: У многих народов существует обычай дарить другим подарки. Дарить и принимать подарки - это большое искусство. Какие же бывают подарки:

- для официальных случаев: цветы, книга, хрустальная посуда, настенные часы, дорогие конфеты

- гастрономические: торт, хорошие сорта чая, кофе, шоколад, домашнее варенье:

- косметика: тушь, помада, лак, набор косметики;

- одежда и аксессуары: костюм, ремень, колготки, носки;

- живые подарки: щенок, котенок, хомячок, попугай, канарейка. Такие подарки делаются только по согласованию с хозяином.

Кроме того, у народов некоторых стран есть обычай - дарить гостю понравившуюся вещь из своего дома.

Дарить надо искренне и принимать благодарно. Может быть, вы вспомните какой-нибудь случай, связанный с получением подарка, и расскажете о нем.

(Высказывание ребят.)

А сейчас представьте, что у вас есть возможность подарить подарки вашим одноклассникам. Что вы подарите и кому?

(Школьники по очереди "дарят" воображаемые подарки своим друзьям и описывают их).

Комментарий: Обратить внимание, чтобы в классе не было обиженных и каждый "получил" подарок. Отвергаемым ученикам учитель сам может "подарить" подарки.

2) Задание №1 на карточке (Приложение№1).

II. Основная часть.

Вступление.

Учитель: Какие качества вы больше всего цените в людях и в себе?

Дети: (возможные ответы) честность, доброта, ответственность, аккуратность. Эти качества помогают человеку добиваться поставленных целей, помогают ему дружить.

Учитель: Давайте поговорим об этих качествах людей. Что такое доброта? Почему некоторых героев сказок называют добрыми?

(Высказывания ребят: потому что они делают хорошие поступки, помогают своим друзьям, они ничего плохого не делают, если у них, что-то будет, то они обязательно поделятся.)

Доброта.

Стихотворение "Доброта" Л. Николаенко.

В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
- И откуда, - спросишь ты, -
В доме столько доброты?

Игра "Клубок".

Учитель: Я передаю клубок, ученик должен назвать один добрый поступок, который он совершил, намотать ниточку клубка на палец и передать другому. Например, помог маме прибраться в квартире, прополол у бабушки грядки в огороде, помог починить велосипед младшему брату. В результате получится "паутинка доброты" из ниток. Для того чтобы обратно смотать клубок, вам необходимо назвать последствия доброго поступка. Например, мама была счастлива, бабушка смогла отдохнуть, отец гордился мной.

Пословицы и поговорки.

Учитель: Прочитайте пословицы о доброте и объясните их смысл, для объяснения можно использовать пример из собственного опыта:

  • Спешите делать добро, а не ждите, когда его сделают для вас.
  • Без добрых дел нет доброго имени.
  • Кто не делает добра, тот не человек,
  • Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Мой путь к доброте.

Добрые сердца - это сады.
Добрые слова - корни.
Добрые мысли - цветы.
Добрые дела - плоды.

Так заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

Доброта всегда приносит радость окружающим людям.

"Она (доброта), как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Люди стремятся к добру и ненавидят зло. Надо научиться быть добрыми ко всему окружающему. На все хорошее, что для нас делается людьми, нужно тоже отвечать добром. (В.Синицын.)

Ответственность.

Учитель: Очень важное качество человека- это ответственность. Как вы понимаете, что такое ответственность?

(Высказывания ребят: это когда один человек отвечает за другого, заступается за него, это отвечать за что-либо, отвечать за свои поступки и действия.)

Вопросы для обсуждения:

- Встречались ли вы с людьми, которые не держали свое слово? Как относятся окружающие к таким людям? Почему?

- За что вы дома отвечаете?

- Если вы дежурите в классе, то за что вы отвечаете?

Задание №2 (Приложение №2).

Честность.

1) Чтение рассказа "Правда и ложь".

Вышли три друга во двор погулять. Погода была хорошая. Они качались на качелях, играли в прятки и не заметили, как стемнело. Времени-то уже много, родители, наверное, волнуются, ругать сейчас будут.

Вот остановились они около подъезда и думают, что лучше: обмануть или правду сказать?

- Скажу я, что тетю Машу встретил и помог ей сумки донести,- говорит первый.

- Мама порадуется и не будет меня ругать.

- Я скажу, - говорит второй,- что хулиганы приставали и в подъезд не пускали. И тогда меня не будут ругать.

- А я правду скажу,- говорит третий. - Правду всегда лучше сказать, потому что она - правда, и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам.

Первый мальчик про тетю Машу рассказал. А маме как раз тетя Маша позвонила. Рассердилась мама за то, что поздно вернулся, а за обман наказала.

Только сказал второй мальчик отцу про хулиганов, а в это время сосед в гости зашел и говорит:

- Я сегодня целый вечер у подъезда машину ремонтировал, только сейчас поднялся. Не было у нас никаких хулиганов.

Рассердился отец. За опоздание рассердился, а за ложь - вдвое.

А третий мальчик рассказал все как было. Поворчали на мальчика родители, да простили.

2) Вопросы для обсуждения:

- Были ли у вас такие ситуации, когда вы тоже думали, что сказать: правду или обмануть?

- Почему иногда тяжело быть честным?

- Что вы чувствуете, когда вас обманывают?

3) Правила жизни честного человека.

  • Сказал - сделай, не уверен - не обещай, ошибся- признайся, забыл - проси прощения;
  • Говори то, что думаешь;
  • Не можешь сказать правду - объясни почему;
  • Не выдавай чужую тайну;
  • Не дружи с лжецами и хвастунами.

III. Игра-тренировка.

Игра "Истина или ложь?"

Учитель: Я предлагаю вам разделиться на тройки. Один из тройки будет водящим, он должен на некоторое время выйти из класса. Двое других в это время прячут какой - нибудь предмет в классе и распределяют между собой роли: кто будет правдой, а кто ложью? Когда ученик водящий, заходит в класс, то он должен закрыть глаза и с помощью двух других участников найти "клад". При этом он должен про себя определить, кому он будет доверять. У правды трудная задача - говорить так, чтобы ей поверили, а лжи нужно убедить водящего, что именно она и есть правда, и увести его подальше от "клада". Затем школьники меняются ролями.

Вопросы для обсуждения:

- Как ты понял, кто есть правда, а кто - ложь?

- Легко ли ты даешь сбить себя с толку?

- Умеешь ли ты убеждать других людей?

- Что ты будешь делать как-то иначе, если снова будешь играть в эту игру?

IV. Итог.

Учитель: Какие качества нужны человеку, чтобы быть успешным в жизни, уметь строить отношения с другими людьми?

Литература.

  1. Арсланова Е.В., Селиванова О.Г. Психолого- педагогическая поддержка коммуникативно - личностного развития учащихся младшего школьного возраста, 2006 г.
  2. Арсланова Е.В., Селиванова О.Г. Хочу активно сотрудничать: развивающие тренинги и задания, 2006 г.
  3. Газета "Первое сентября", приложение "Начальная школа" № 40, 2000г.

Завуч начальной школы №6. 2003 год.