Цель: создать условия для самопознания школьниками своих особенностей и взаимоотношений с окружающими; веру в себя и свои возможности.
Задача: разговорить детей, растревожить, взволновать словом, вызвать на заинтересованный, доверительный разговор.
I. Эмоциональный настрой, разминка.
1) Игра "Подарки".
Учитель: У многих народов существует обычай дарить другим подарки. Дарить и принимать подарки - это большое искусство. Какие же бывают подарки:
- для официальных случаев: цветы, книга, хрустальная посуда, настенные часы, дорогие конфеты
- гастрономические: торт, хорошие сорта чая, кофе, шоколад, домашнее варенье:
- косметика: тушь, помада, лак, набор косметики;
- одежда и аксессуары: костюм, ремень, колготки, носки;
- живые подарки: щенок, котенок, хомячок, попугай, канарейка. Такие подарки делаются только по согласованию с хозяином.
Кроме того, у народов некоторых стран есть обычай - дарить гостю понравившуюся вещь из своего дома.
Дарить надо искренне и принимать благодарно. Может быть, вы вспомните какой-нибудь случай, связанный с получением подарка, и расскажете о нем.
(Высказывание ребят.)
А сейчас представьте, что у вас есть возможность подарить подарки вашим одноклассникам. Что вы подарите и кому?
(Школьники по очереди "дарят" воображаемые подарки своим друзьям и описывают их).
Комментарий: Обратить внимание, чтобы в классе не было обиженных и каждый "получил" подарок. Отвергаемым ученикам учитель сам может "подарить" подарки.
2) Задание №1 на карточке (Приложение№1).
II. Основная часть.
Вступление.
Учитель: Какие качества вы больше всего цените в людях и в себе?
Дети: (возможные ответы) честность, доброта, ответственность, аккуратность. Эти качества помогают человеку добиваться поставленных целей, помогают ему дружить.
Учитель: Давайте поговорим об этих качествах людей. Что такое доброта? Почему некоторых героев сказок называют добрыми?
(Высказывания ребят: потому что они делают хорошие поступки, помогают своим друзьям, они ничего плохого не делают, если у них, что-то будет, то они обязательно поделятся.)
Доброта.
Стихотворение "Доброта" Л. Николаенко.
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
- И откуда, - спросишь ты, -
В доме столько доброты?
Игра "Клубок".
Учитель: Я передаю клубок, ученик должен назвать один добрый поступок, который он совершил, намотать ниточку клубка на палец и передать другому. Например, помог маме прибраться в квартире, прополол у бабушки грядки в огороде, помог починить велосипед младшему брату. В результате получится "паутинка доброты" из ниток. Для того чтобы обратно смотать клубок, вам необходимо назвать последствия доброго поступка. Например, мама была счастлива, бабушка смогла отдохнуть, отец гордился мной.
Пословицы и поговорки.
Учитель: Прочитайте пословицы о доброте и объясните их смысл, для объяснения можно использовать пример из собственного опыта:
- Спешите делать добро, а не ждите, когда его сделают для вас.
- Без добрых дел нет доброго имени.
- Кто не делает добра, тот не человек,
- Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Мой путь к доброте.
Добрые сердца - это сады.
Добрые слова - корни.
Добрые мысли - цветы.
Добрые дела - плоды.
Так заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
Доброта всегда приносит радость окружающим людям.
"Она (доброта), как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Люди стремятся к добру и ненавидят зло. Надо научиться быть добрыми ко всему окружающему. На все хорошее, что для нас делается людьми, нужно тоже отвечать добром. (В.Синицын.)
Ответственность.
Учитель: Очень важное качество человека- это ответственность. Как вы понимаете, что такое ответственность?
(Высказывания ребят: это когда один человек отвечает за другого, заступается за него, это отвечать за что-либо, отвечать за свои поступки и действия.)
Вопросы для обсуждения:
- Встречались ли вы с людьми, которые не держали свое слово? Как относятся окружающие к таким людям? Почему?
- За что вы дома отвечаете?
- Если вы дежурите в классе, то за что вы отвечаете?
Задание №2 (Приложение №2).
Честность.
1) Чтение рассказа "Правда и ложь".
Вышли три друга во двор погулять. Погода была хорошая. Они качались на качелях, играли в прятки и не заметили, как стемнело. Времени-то уже много, родители, наверное, волнуются, ругать сейчас будут.
Вот остановились они около подъезда и думают, что лучше: обмануть или правду сказать?
- Скажу я, что тетю Машу встретил и помог ей сумки донести,- говорит первый.
- Мама порадуется и не будет меня ругать.
- Я скажу, - говорит второй,- что хулиганы приставали и в подъезд не пускали. И тогда меня не будут ругать.
- А я правду скажу,- говорит третий. - Правду всегда лучше сказать, потому что она - правда, и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам.
Первый мальчик про тетю Машу рассказал. А маме как раз тетя Маша позвонила. Рассердилась мама за то, что поздно вернулся, а за обман наказала.
Только сказал второй мальчик отцу про хулиганов, а в это время сосед в гости зашел и говорит:
- Я сегодня целый вечер у подъезда машину ремонтировал, только сейчас поднялся. Не было у нас никаких хулиганов.
Рассердился отец. За опоздание рассердился, а за ложь - вдвое.
А третий мальчик рассказал все как было. Поворчали на мальчика родители, да простили.
2) Вопросы для обсуждения:
- Были ли у вас такие ситуации, когда вы тоже думали, что сказать: правду или обмануть?
- Почему иногда тяжело быть честным?
- Что вы чувствуете, когда вас обманывают?
3) Правила жизни честного человека.
- Сказал - сделай, не уверен - не обещай, ошибся- признайся, забыл - проси прощения;
- Говори то, что думаешь;
- Не можешь сказать правду - объясни почему;
- Не выдавай чужую тайну;
- Не дружи с лжецами и хвастунами.
III. Игра-тренировка.
Игра "Истина или ложь?"
Учитель: Я предлагаю вам разделиться на тройки. Один из тройки будет водящим, он должен на некоторое время выйти из класса. Двое других в это время прячут какой - нибудь предмет в классе и распределяют между собой роли: кто будет правдой, а кто ложью? Когда ученик водящий, заходит в класс, то он должен закрыть глаза и с помощью двух других участников найти "клад". При этом он должен про себя определить, кому он будет доверять. У правды трудная задача - говорить так, чтобы ей поверили, а лжи нужно убедить водящего, что именно она и есть правда, и увести его подальше от "клада". Затем школьники меняются ролями.
Вопросы для обсуждения:
- Как ты понял, кто есть правда, а кто - ложь?
- Легко ли ты даешь сбить себя с толку?
- Умеешь ли ты убеждать других людей?
- Что ты будешь делать как-то иначе, если снова будешь играть в эту игру?
IV. Итог.
Учитель: Какие качества нужны человеку, чтобы быть успешным в жизни, уметь строить отношения с другими людьми?
Литература.
- Арсланова Е.В., Селиванова О.Г. Психолого- педагогическая поддержка коммуникативно - личностного развития учащихся младшего школьного возраста, 2006 г.
- Арсланова Е.В., Селиванова О.Г. Хочу активно сотрудничать: развивающие тренинги и задания, 2006 г.
- Газета "Первое сентября", приложение "Начальная школа" № 40, 2000г.
Завуч начальной школы №6. 2003 год.