Исследовательская деятельность на уроках окружающего мира

Разделы: Начальная школа


Цель урока: определить причину плавучести предметов.

Задачи урока:

  • Развивать умение видеть проблему.
  • Развивать умение задавать вопросы.
  • Развивать умение выдвигать гипотезы.
  • Учить проводить эксперименты, как часть исследовательской работы.

Оборудование:

  • емкость для воды,
  • деревянный брусок,

  • чайная ложка,
  • маленькая металлическая игрушечная тарелка,
  • яблоко,
  • камешек,
  • пластмассовая игрушка,
  • морская раковина,
  • резиновый мячик,
  • шарик из пластилина,
  • картонная коробка,
  • металлический болт.

Ход эксперимента

1. Введение.

Дети располагаются группами за столами, каждая группа имеет набор материалов для эксперимента.

– Судя по набору предметов на столах, чем мы сегодня будем заниматься? (пробовать воздействовать на предметы, то есть проводить эксперименты с реальными объектами)

– Что такое эксперимент? (Проба, опыт)

– Это самый главный метод познания в большинстве наук.

– Провести эксперимент – значит выполнить действия с предметом исследования.

– Определим цель нашего эксперимента. Что мы будем делать с предметами? (высказывания детей)

– Итак, сегодня мы определяем плавучесть предметов.

– Возьмём, например, деревянный брусок. Как вы думаете, будет он тонуть или плавать?

2. Выдвижение гипотез.

– Запишите теперь свои предположения на листок. Каким образом это сделать? Рядом с предметом поставьте букву П, если вы думаете, что он будет плавать. Поставьте букву Т рядом с предметом, который, по вашему мнению, утонет.

(Работа детей)

– А теперь, пожалуйста, сформулируйте свои гипотезы научно, используя слова

предположим …
допустим …
возможно …
что, если …

3. Проверка гипотез практически. Запись результатов в таблице.

– Что бы доказать наши гипотезы, мы должны их проверить путём воздействия, то есть …(положить в воду)

– Свои результаты вы запишите на листочках, если ДА, то ставите +, если НЕТ, то – .

– Проверим верны ли ваши гипотезы по таблице. (работа с таблицей)

– Какой можно сделать вывод.

– Вывод:

Если больше сила погружения, то предметы тонут. Если больше сила выталкивания, то предметы плавают.

4. Изучение предметов.

– На какие вопросы вы ещё хотели бы получить ответы в ходе эксперимента? (ответы детей)

– У меня к вам тоже появились интересные вопросы.

– Все ли предметы легкие?

– Все ли одинаково держатся на воде?

– Зависит ли плавучесть от формы и размера?

– Будет ли плавать пластилиновый шарик?

– А если мы придадим ему форму тарелки?

– А что произойдёт, если мы соединим плавающие и не плавающие предметы? Оба они утонут или будут плавать?

– При каких условиях возможно и то и другое?

5. Рефлексия.

– А теперь на своих листочках отметьте, пожалуйста, шкалы, на которых отобразите интерес и сложность вашей работы.

– Для чего мы учились экспериментировать? (для исследовательской деятельности)

– Давайте повторим этапы исследования? Цель и задачи.

Гипотеза.

Составление плана.
Подумать самостоятельно.
Посмотреть книги.
Спросить.
Обратиться к компьютеру.
Понаблюдать.
Провести эксперимент.

– А в какой исследовательской работе вам могут пригодиться результаты сегодняшнего эксперимента?

Всем большое спасибо. Мне хочется думать, что сегодняшнее занятие поможет вам быть более наблюдательными и любознательными.