Цель урока: определить причину плавучести предметов.
Задачи урока:
- Развивать умение видеть проблему.
- Развивать умение задавать вопросы.
- Развивать умение выдвигать гипотезы.
- Учить проводить эксперименты, как часть исследовательской работы.
Оборудование:
- емкость для воды,
деревянный брусок,
- чайная ложка,
- маленькая металлическая игрушечная тарелка,
- яблоко,
- камешек,
- пластмассовая игрушка,
- морская раковина,
- резиновый мячик,
- шарик из пластилина,
- картонная коробка,
- металлический болт.
Ход эксперимента
1. Введение.Дети располагаются группами за столами, каждая группа имеет набор материалов для эксперимента.
– Судя по набору предметов на столах, чем мы сегодня будем заниматься? (пробовать воздействовать на предметы, то есть проводить эксперименты с реальными объектами)
– Что такое эксперимент? (Проба, опыт)
– Это самый главный метод познания в большинстве наук.
– Провести эксперимент – значит выполнить действия с предметом исследования.
– Определим цель нашего эксперимента. Что мы будем делать с предметами? (высказывания детей)
– Итак, сегодня мы определяем плавучесть предметов.
– Возьмём, например, деревянный брусок. Как вы думаете, будет он тонуть или плавать?
2. Выдвижение гипотез.
– Запишите теперь свои предположения на листок. Каким образом это сделать? Рядом с предметом поставьте букву П, если вы думаете, что он будет плавать. Поставьте букву Т рядом с предметом, который, по вашему мнению, утонет.
(Работа детей)
– А теперь, пожалуйста, сформулируйте свои гипотезы научно, используя слова
предположим …
допустим …
возможно …
что, если …
3. Проверка гипотез практически. Запись результатов в таблице.
– Что бы доказать наши гипотезы, мы должны их проверить путём воздействия, то есть …(положить в воду)
– Свои результаты вы запишите на листочках, если ДА, то ставите +, если НЕТ, то – .
– Проверим верны ли ваши гипотезы по таблице. (работа с таблицей)
– Какой можно сделать вывод.
– Вывод:
Если больше сила погружения, то предметы тонут. Если больше сила выталкивания, то предметы плавают.
4. Изучение предметов.
– На какие вопросы вы ещё хотели бы получить ответы в ходе эксперимента? (ответы детей)
– У меня к вам тоже появились интересные вопросы.
– Все ли предметы легкие?
– Все ли одинаково держатся на воде?
– Зависит ли плавучесть от формы и размера?
– Будет ли плавать пластилиновый шарик?
– А если мы придадим ему форму тарелки?
– А что произойдёт, если мы соединим плавающие и не плавающие предметы? Оба они утонут или будут плавать?
– При каких условиях возможно и то и другое?
5. Рефлексия.
– А теперь на своих листочках отметьте, пожалуйста, шкалы, на которых отобразите интерес и сложность вашей работы.
– Для чего мы учились экспериментировать? (для исследовательской деятельности)
– Давайте повторим этапы исследования? Цель и задачи.
Гипотеза.
Составление плана.
Подумать самостоятельно.
Посмотреть книги.
Спросить.
Обратиться к компьютеру.
Понаблюдать.
Провести эксперимент.
– А в какой исследовательской работе вам могут пригодиться результаты сегодняшнего эксперимента?
Всем большое спасибо. Мне хочется думать, что сегодняшнее занятие поможет вам быть более наблюдательными и любознательными.