Интегрированный урок (русский язык + литературное чтение) по теме "Искусство слова"

Разделы: Начальная школа


Цель урока. Интеграция уроков русского языка и литературы для развития эрудиции учащихся.

Задачи урока:

1. Образовательная: Воспроизведение знаний о фонетическом письме, о единообразном написании морфем, о лексическом богатстве русского языка, о красоте художественной образной речи.

2. Развивающая: Формирование познавательной активности и интереса, суждений, умозаключений и художественного восприятия окружающей действительности. Развитие воображения и творческого мышления, эрудиции и расширения кругозора учащихся.

3. Воспитательная: Воспитание стремления к проявлению инициативы и творчества. Раскрытие отношений человека к природе.

Оборудование:

  1. Репродукция. Пластов А.А. “Первый снег”.
  2. Иллюстрации к уроку, выполненные учителем (контраст > пейзаж).
  3. Таблицы и листки для экспресс-опроса.
  4. Компьютерный набор темы урока (для оформления доски).
  5. Компьютер. Чайковский, м/з (из детского альбома “Времена года”).
  6. Нагрудные значки учащихся для выполнения вариативных заданий.
  7. Компьютерная вёрстка – термины: синонимический ряд, сравнения, метафора, аллитерация.

План

Организационный момент. Постановка цели

1. Уровневый дифференцированный опрос. (Продуктивные задания на воспроизведение знаний. Интеграция русского языка и литературы.)

Опрос: Работа у доски, экспресс-опрос.

1.1. Звукобуквенный анализ слова.

Цель: воспроизвести знания о фонетическом письме слов с йотированными гласными и долгими согласными звуками. О переносе слов с двойной согласной.

1.2. Морфемный анализ слова.

Цель: воспроизвести знания о морфемном составе слова, о написании морфем.

1.3. Сравнения. Сравнительные обороты.

Цель: воспроизвести знания о художественной образной речи.

2. Самостоятельная поисковая работа.

Цель: найти и записать образные емкие выражения о первом снеге.

3. Получение новых знаний.

3.1. Работа над новым материалом (стих. И.Бунина “Первый снег”. Литература 3 класс).

И.Бунин

Цель: расширение кругозора учащихся и развитии эрудиции.

а) Словарно-лексическая работа.

Цель: знакомство с новым словом, раскрытие понятия синонимического ряда и выделения его главного слова.

б) Метафора. Аллитерация.

Цель: Получение и воспроизведение знаний о художественной образной речи.

в) Работа над дикцией.

4. Д/3 творческого плана с дифференцированием. Проба пера. Буриме. Рифма.

Цель: развитие творческих способностей учащихся.

5. Итог урока.

Цель: подведение к самостоятельному определению темы урока, развитие самостоятельно делать выводы, умозаключения.

6. Оценивание работы учащихся.

Постановка цели, организационный момент.

Ребята! Сегодня у нас урок необычный, и вам самим предстоит определить, назвать тему урока. Я заслушаю ваши предложения в конце всей нашей работы.

1. Продуктивные задания на воспроизведение знаний.

1.1 Внимание! Фонетическая зарядка. а) Опрос (работа у доски). б) Экспресс-опрос.

№1

И что белый пушок2 ,
На осеннюю1 грязь
Начал подать снежок2.

/И. Никитин/

о-сeн-ню-ю-[ас’эн’уй>у] – 4сл.,7б., в 3п.

билет 1) Правила переноса слов с удвоенной согласной.

2) Что такое сравнения в речи? Приведи пример из своего отрывка.

– Сравнения в речи – это образное описание предмета при помощи сопоставления одного с другим. Сравнения помогают автору точно охарактеризовать предмет и выразить свое отношение к нему.

№2

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою1
Все его одело.

/И. Суриков./

пе-ле-нo-ю – [п’ил’инoй’у] – 4сл., 76., 8зв., в 3п.

Билет

1) Объясни значение слова “пелена”, “пеленою”?
2) Что такое сравнительный оборот речи? Приведи пример из своего отрывка.

– Сравнительный оборот – образное описание какого либо предмета. Присоединяется с помощью слов: как, словно, будто, как будто, точно.

№3

Зимним холл...дом п...хнуло
Нап...ля и на л...са
Ярким1 пурпуром зажглися
Перед закатом небеса.

/И. Бунин/.

Яр-ким– [й’aрк’им] – 2сл., 5б., 6зв., 1п.

Билет

1) Как проверить безударную гласную? Докажи на примерах из своего задания.
2) Если сможешь, объясни, что такое пурпур?

1.2. Экспресс – опрос.

У учащихся карточки с символикой и такой же нагрудный значок.

1.3. Проверка:

2. Проверка работающих у доски.

Эксперт Антон П. эксперт Дима Д.

Оценивают только фонетический разбор.

1-ый Я считаю, что ... великолепно справилась с заданием. Оценка “отлично”.

2-ой Я согласен, считаю, что задание выполнено замечательно. И.т.п.

даю билеты с дополнительными вопросами (написать Ф.И.О. учащихся на обратной стороне билета)

– оцениваю! – А кто узнал эти строки?

– о чем здесь идет речь?

Работа в тетрадях.
(число записано заранее).
Задание классу (по вариантам).

– меняю символику над четверостишиями.

№1 №2 №3
Снежок2 Пушок2

Проверка: – что вы можете сказать о суффиксе – ОК?

(имеет оценочное, уменьшительное значение)

– выписать грамматическую основу предложения “поле забелело, одело”.

Проверка – может ли грам. основа быть словосочетанием ?

– записать родственные слова к слову лес

Какие слова называются родственными?

2. Ставлю вторую проблемную задачу (вопрос).

– Сейчас вы прослушаете эти стихотворения и запишете в тетради как поэты образно называли снег, (по ходу нашей работы включаю магнитофон, тихую музыку (П.И.Чайковский “Детский альбом”, “Времена года”, “Зимние месяцы”).

Стихи

1. “Утром кот принес на лапах...”

2. “Встреча зимы” /И.С.Никитин/.

3. “Первый снег” /Е.Трунева/.

4. Отрывок из стихотворения С.А.Есенина Продолжите...

“Скачет конь, простору много...
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой в даль.”

– А как называется это стихотворение? Кто его автор?

Стих. С.А.Есенина “Пороша”.

Пороша? – первый снег, выпавший с вечера или ночью “припорошил” землю.

3.

3.1. Проверка домашнего задания по литературе.

– Что вы должны были приготовить сегодня по литературе?

Ответ: найти в рассказе К.Паустовского “Прощание с летом” наиболее емкие образные выражения о первом снеге, читать и выучить понравившиеся отрывки.

К.Паустовский

Включаю компьютер (“Картины зимы”. Первый снег.)

Читают 1-и отрывок /с. 149-150 Однажды ночью... во сне кот/.

Наизусть 2-й отрывок /с.151 Первый снег очень к лицу земле. Земля была нарядной, похожей на застенчивую невесту. Вот и умылась земля снеговой водой из серебряного корыта. В стародавние времена.

Красавицы умывались первым снегом из серебряного кувшина и поэтому никуда не вела их красота (прием сравнения)/.

Читать 3-й отрывок /В лесах становилось... с. 152 (два предложения)/.

Читать 4-й отрывок /с. 151 День как будто дремал... как бисер/.

(Здесь прием скрытого сравнения, называется “метафора”.)

– День сравнивают с живым существом. Это образное, емкое сравнение.

3.2. Проверка работы в тетрадях.

– что вы записали о снеге?

Белый пушок, снежок, полотно, ковер, легкий, новый, платок пуховый. Тихо падает, застенчивая невеста, пороша, первопуток, валит снег, стелет шаль, белая скатерть.

Физминутка

– Отдохнем! Дружно вместе сделаем вот так:

Раз – подняться (встают)
Потянуться (руки вверх).
Два – нагнуться, разогнуться (руки на пояс).
Три – в ладошки 2 хлопка:
Раз – хлопок
Два – хлопок,
А на третий разок
Повернись-ка, дружок
На “четыре” – руки шире.
Руки вверх и руки вниз
И тихонечко садись.

Речевая гимнастика

Сидя отстукивают ладошками в ритм:

– Поработаем над дикцией

Барабанил в барабан
Барабанщик наш,
Барабанил в барабан
Тарабарский марш.

– Какой литературный прием применен в этом 4-стипше?

Прием аллитерации (звукоподражание). Приведите примеры аллитерации.

У Ф.И.Тютчева в стихотворении “Весенняя гроза”:

“Когда весенний первый гром
Как бы резвяся и играя
Грохочет в небе голубом...”.

Чистоговорка:

На дороге с утра
Тарахтят трактора.

4. Работа над стихотворением И.Бунина “Первый снег”.

– откройте с. 153.

– поможет мне Андрюша /Головко/

– Что ты можешь сказать о поэте И.Бунине? Осенью мы читали его замечательное произведение “Листопад”.

– И.Бунин написал этот – гимн осени – в 30 лет.

1. Поэт прожил долгую жизнь. Умер в возрасте 87 лет в 1953 г. За свое творчество первым из русских поэтов получил Нобелевскую премию в 1933 г. А за свой “Листопад” – Пушкинскую премию. Это высшая премия Академии наук.

М.Горький восхищался его даром “Какое-то матовое серебро” льется в грудь. Хорошо!...

2. Читает стихотворение “Первый снег” И.Бунина.

3. Работа с рисунком и иллюстрациями к стихотворению “Первый снег”.

– На с. 153. Это рисунок к стихотворению или иллюстрация? Как вы считаете?

Ответ: – Это просто рисунок, т.к. очень маленький, а вот на доске – иллюстрации.

Вам нравятся эти иллюстрации?

– А вот картина художника Аркадия Александровича Пластова “Первый снег”.

"Первый снег"

Художник с детства любил рисовать. Закончил Московское училище живописи. Ваяния и зодчества. Подолу жил в деревне, там и написал эту картину.

“Прости же, лес! Прости. Прощай!
День будет ласковый, хороший
И скоро мягкою порошей
Засеребрится мертвый край.

/И.Бунин/.

А.А. Пластов

4. Прочтите про себя и вслух стихотворение И.Бунина “Первый снег”. Найдите наиболее образное выражения (метафора и сравнение).

– А если бы мы сказали попроще. Что бы стало со стихотворением?

5. Работа в тетрадях.

– запишем в тетрадь новое слово

Пурпур и этот синонимический ряд: пурпур – темно-красный, ярко-красный, алый, багряный, багрец.

Учитель: Пурпур – античная драгоценная краска ярко– красного цвета. Изготавливалась в древние времена из пурпурной улитки. Применялась для окрашивания дорогих тканей, из которых шили богатые одежды. Такая одежда считалась признаком роскоши, величия.

– А что вы помните о синонимическом ряде?

Ответ: С.р. составл. Из слов, близких по значению, но разных по написанию и по звучанию.

Слова синонимического ряда отличаются лишь оттенками.

– А кто из известных вам поэтов любил употреблять в своей поэзии слово “багрец”?

Ответ: Это А.С.Пушкин – “в багрец и в золото одетые леса...”.

5. Домашнее задание.

– С. 153 чит. Отв. На вопр. №2 кому понравилось стихотворение выучить его наизусть.

– Запишите в тетрадь вторую часть д/задания.

Написать

По одной строке дописать 4-стишие

“Пурпурные гроздья рябины в снегу....
--------------------------------------------------
--------------------------------------------------
--------------------------------------------------

– Что такое рифма?

Рифма – это созвучие слов в окончании стихотворных строк. Рифма придает благозвучие и ритм стихотворению.

Буриме – стихи на заданные рифмы, рифмованные концы.

6. Литературная игра.

(Просим присутствующих гостей принять участие.)

1. Мама, глянь– ка из окошка
--------------------------------------
--------------------------------------
--------------------------------------

(Белый снег валит с утра
Нагулялась наша кошка
Ей домой идти пора.)

2. Проверка буриме.

7. Итог урока.

Теперь вы готовы:

– Назвать тему нашего урока. Для чего нужны сравнения, метафоры, аллитерация.

– Для украшения речи.

– Значит, мы говорили о красоте художественной речи.

– А какие слова вы знаете о красоте и богатстве русского языка?

– Дадим название нашему уроку.

(Открываю тему “Искусство слова”)

8. Выставляю оценки:

1. Головко. 3. Спасибо экспертной группе за помощь.
2. У доски. 4. За экспресс – опрос – всем.

Благодарю за работу на уроке.