Цели урока:
Оборудование: медиапроектор, ПК, презентация “Гроза”.
Ход урока
I. Организационный момент.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
II. Вступительная беседа.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг … (природа)
III. Что такое погода – беседа.
Урок начинается с беседы о том, что видели, наблюдали ребята летом в природе:
У. Какая бывает погода летом?
Д. Летом чаще всего бывает тёплая погода и даже жаркая.
У. Какая летом бывает вода в водоёмах – тёплая или холодная?
Д. Вода в водоёмах тёплая, можно купаться.
У. Какие вы наблюдали дожди? Если вы видели грозу, расскажите о ней.
Д. Летние дожди непродолжительные, иногда бывают грозы.
У. Сегодня мы с вами поговорим о погоде и о том как себя вести в той или иной ситуации.
Что же такое погода? Сегодня мы попробуем разобраться в этом с вместе с Серёжей. Откройте учебники (с. 20), прочитайте текст и ответьте на вопросы:
- Как вы думаете, зачем Серёже нужно знать, какая сегодня погода?
- А вы, собираясь в школу, узнаёте о погоде? Как вы это делаете?
Отвечая на вопросы и рассматривая иллюстрации ребята обращают внимание на ветер, солнце, небо, осадки. Действительно, погода включает в себя и температуру воздуха, и осадки, и ветер, и облачность.
У. Ребята, на с. 21 выберите слова, которыми можно охарактеризовать погоду.
Д. Температура воздуха, облачность, осадки, ветер.
У. Вспомните, что вы уже знаете о дожде, ветре? Какими бывают дожди? Ветра?
У. А теперь прочитаем вывод по учебнику.
Д. Погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.
У. А что такое облачность?
Д. Когда нет облаков, небо чистое, солнечное, погоду называют ясной. Облачность – скопление облаков. Когда небо частично закрыто облаками, говорят "облачно". А вот когда всё небо затянуто облаками и его совсем не видно, то говорят "пасмурно".
У. Что такое осадки? Какими они бывают?
Д. Осадки обычно бывают в виде дождя или снега.
У. Погода может быть холодной или жаркой, сухой или дождливой, ветреной или спокойной. Погода находится в процессе постоянных изменений час от часу, день ото дня, месяц от месяца, год от года. Есть люди, которые изучают погоду и предсказывают, какой она будет. Их называют метеорологи.
IV. Физкультминутка.
Стали мы учениками,
Соблюдаем режим сами:
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись
И опять же улыбнулись.
А потом мы умывались,
Аккуратно одевались.
Завтракали не торопясь,
В школу, к знаниям, стремясь.
V. Правила поведения во время грозы.
У. Изменения температуры, облачность, дождь, снегопад, ветер – это основные явления погоды. Есть и другие, например: гроза, метель. Сейчас мы поговорим о грозе и правилах поведения при грозе.
Презентация
1 слайд.
“У природы нет плохой погоды” –
поётся в песне.
Но не всякая погода хороша.
Многие явления опасны для
здоровья и жизни человека.
2 слайд.
- Погода – это состояние атмосферы в определённом месте и в определённое время. В природе бывают погодные явления, которые при определённых условиях опасны для здоровья человека. Об одном из таких явлений далее пойдёт речь.
3 слайд. Гроза
4 слайд.
- Гроза – бурное ненастье с дождём, громом и молниями. Грозы связаны с развитием кучево-дождевых облаков, со скоплением в них большого количества электричества. Многократные электрические разряды, происходящие в облаках или между облаками и землёй, называются молниями. Гроза обязательно сопровождается раскатами грома и порывами ветра.
5 слайд.
- Можно ли заранее понять, что собирается гроза? Обычно можно: солнце сильно печёт, воздух влажный, становиться тихо и душно. На горизонте можно заметить скопление мощных кучево-дождевых облаков. Они быстро надвигаются и вскоре занимают всё небо. Ветер начинает дуть порывами, затем из надувшейся тучи обрушивается стена проливного дождя. Сверкают молнии, раздаются оглушительные раскаты грома.
6 слайд.
Чем опасна гроза?
- Прежде всего молниевым разрядом. Его прямое попадание для человека может закончиться трагически.Ежегодно в мире от молний погибают около 3 тыс. человек. Молнии – гигантские искры, возникающие между грозовыми облаками. Для человека молния представляет угрозу тогда, когда соединяет небо и землю (воду). От молнии может возникнуть пожар, повреждены линии электропередач, погибнуть люди.
7 слайд.
Что притягивает молнию?
- Вода. Если гроза застала вас купающимися или плавающими в лодке, немедленно добирайтесь до берега.
- Одиночные деревья на равнинах и открытых местах также притягивают молнию. Поэтому нахождение под высокими деревьями во время грозы опасно. Треть жертв молний укрывались под деревьями.
- Нахождение во время грозы в городе менее опасно, чем на открытой местности, так как стальные конструкции и высокие здания выполняют роль молниеотводов.
8 и 9 слайды.
Правила поведения во время грозы.
- Если появились признаки приближения грозы, переждите её в помещении.
- Закройте окна, двери, дымоходы. Выключите телевизор, радио, электроприборы, телефон.
- Держитесь дальше от электропроводки, антенны, окон, дверей.
- Если гроза застала вас на улице, укройтесь в ближайшем здании.
- Если гроза застала вас в парке, лесу, не укрывайтесь вблизи высоких деревьев.
- Нельзя находиться на открытых незащищённых местах, вблизи металлических оград и объектов, влажных стен.
- Если гроза застала вас в водоёме, немедленно выбирайтесь на берег и отходите подальше от воды.
- Если вы застигнуты грозой, будучи на велосипеде, прекратите движение, покиньте его и переждите грозу на расстоянии примерно 30 м от него.
- Если вы едете в машине, оставайтесь в ней. Закройте окна, опустите автомобильную антенну и остановитесь.
- При отсутствии укрытия нужно лечь на землю в удалении от водоёма. Если вам удобнее сидеть, то постарайтесь сжать колени вместе, обхватите их руками, опустите голову пониже.
- Во время грозы не бегайте.
Правила в виде памяток раздаются детям. Во время просмотра слайдов идёт обсуждение текстов.
VI. Итог урока.
Что нового узнали на уроке?
Что такое погода?
Чем опасна гроза?
VII. Домашнее задание.
Прочитать в учебнике текст "Что такое погода?" (с. 20-21); ознакомиться с памяткой "Правила поведения во время грозы".