I. Вступительное слово учителя: Дорогие ребята, гости! Приглашаю Вас в "Литературную гостиную" "В гостях у дедушки Корнея", посвящённую творчеству Корнея Ивановича Чуковского - сказочника, критика, переводчика, основоположника советской детской литературы. Во всей русской литературе есть всего лишь два писателя, которые имеют неофициальное, но очень почетное звание "дедушка". Это - известный баснописец И.А.Крылов и замечательный детский писатель К.И.Чуковский. Вот именно о нем, о Чуковском, мы с вами сегодня и поговорим. А начну я так: "В 1882 году в городе Санкт-Петербурге родился Николай Васильевич Корнейчуков. Это человек, который придумал муху-цокотуху, страшного Бармалея и доброго доктора Айболита. Так кто же такой Николай Васильевич Корнейчуков?" Корней Иванович Чуковский - псевдоним поэта Николая Васильевича Корнейчукова.
- Высокий рост, длинные руки с большими
кистями, крупные черты лица, большой любопытный
нос, щёточка усов, непослушная прядь волос,
свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и
удивительно лёгкая походка. Такова внешность
Корнея Ивановича Чуковского. К.И.Чуковский жил в
одном из красивейших уголков Подмосковья, в
посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в
небольшом доме. Его знали не только все дети
посёлка, но и все маленькие жители всей нашей
страны, и за её рубежами.
Каким он казался им великаном, этим его маленьким
друзьям " от двух до пяти", настоящим добрым
волшебником из сказки. Громадный, громкоголосый,
щедрый на ласку, всегда имевший про запас для
каждого - маленького и большого - шутку,
присказку, доброе слово, громкий смех, на который
нельзя не отозваться, от которого у малышей
блестели глаза и розовели щёки.
Дети читают стихи о творчестве писателя
1.
В детстве читать не умели мы сами
И приставали к папе и маме.
Слушали сказки все дни напролет,
Были те сказки наперечет: .
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе.
2.
Мамы и папы нам рассказали,
Что этих героев давно они знали.
Бабушки в детстве им сказки читали-
От них они этих героев узнали.
3.
Бабушки вот что нам рассказали -
Сказки они эти в детстве читали.
Книжечки эти писал дед Корней -
Сказочник, критик, поэт, чародей.
4.
Жалко нам стало деда Корнея -
В детстве своем он не знал Бармалея.
Сколько же в жизни он потерял,
Что этих сказок в детстве не знал
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про телефон и Федорино горе.
5.
По ним мы учились все понемногу
Тому, чтоб друзьям приходить на подмогу,
Чтобы животных жалеть и любить,
Чтобы не хвастаться и не хитрить.Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе,
Надо порядок поддерживать в доме.Чтоб не попасть на обед к Бармалею,
Слушаться надо того, кто умнее.Хорошие книжки писал дед Корней -
Воспитывал он взрослых и детей!
Учитель продолжает: Произведения Корнея Ивановича имели большой успех. А писать для детей Корней Иванович начал, можно сказать, случайно. Однажды заболел его маленький сын. Чуковский вез его в ночном поезде. Мальчик плакал, капризничал. Чтобы отвлечь ребенка от боли, отец неожиданно стал находу выдумывать сказку:
Жил да был крокодил.
Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По-турецки говорил, -
Крокодил, Крокодил
Крокодилович.
Сынишка слушал его, раскрыв рот. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Так вот и появилась сказка "Крокодил".
Ведущий: Однажды, работая над важной статьей, Корней Иванович услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела от того, что не хотела умываться. Чуковский вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал ей:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам
Стыд и срам!
Стыд и срам!
Так родился на свет знаменитый "Мойдодыр". Чуковский очень любил детей. У себя на даче в поселке Переделкино писатель на свои деньги открыл библиотеку для детей. Там же, на даче, он часто устраивал костры, где с удовольствием сам принимал участие в различных играх детей. Дети поняли и полюбили сказки и стихи Корнея Ивановича Чуковского. Героями его произведений стали звери, птицы, насекомые.
Ведущий:
У меня зазвонил телефон,
Кто говорит? Слон?
Откуда? От верблюда?
Что вам надо? Загадки отгадать?
А много ли загадок отгадать?
Загадок у Чуковского - 25.
А сколько надо отгадать? Хотя бы пять!
- Я посоветуюсь с ребятами.
- Как, ребята, поможем слону?
Дети: Поможем!
Ведущий:
1.
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей,
И мясо, и хлеб - всю добычу мою -
Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы, зубы.)
2.
Мудрец в нем видел мудреца, глупец - глупца,
Баран - барана, овцу в нем видела овца,
И обезьяну - обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова
И Федя увидел неряху лохматого. (Зеркало.)
3.
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою,
Но солнце ее припечет-
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
4.
Я великан! Вон ту громадную
Многопудовую плиту
Я, словно плитку шоколадную,
Вмиг поднимаю в высоту.
И если я могучей лапою
Слона или верблюда сцапаю,
Я их обеих буду рад
Поднять, как маленьких котят. (Подъемный кран.)
5.
Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда,
Словно каменная!
Ведущий: - Дорогой Слон, мы с ребятами разгадали все загадки.
- Ребята, Слон благодарит вас.
Ведущий: Любимым героем детей из сказок Чуковского является доктор Айболит, добрый, отзывчивый, который не боится никаких трудностей ради спасения больных зверей.
Ведущий:
Ещё много раз мы будем встречаться с произведениями К. И. Чуковского. В старших классах вы познакомитесь с Чуковским-переводчиком. Он перевёл с английского "Приключения барона Мюнхаузена", "Приключения Робинзона Крузо", "Приключения Тома Сойера", "Принц и нищий", "Рикки - Тикки - Тави" и другие книги.
Хорошие книги писал дед Корней,
Воспитывал он взрослых и детей!