Презентация. (слайд 1)
Метла, ступка, нос крючком,
Торчат волосы клочком,
Чёрный кот, костяная нога,
Все мы знаем - это Баба Яга!
Исподлобья грозно смотрит,
И в ухмылке рожу скорчит,
Всех страшит, в душе добра -
Наша Бабушка Яга! (слайд 2)
В1: Народные сказки - хранилище забытой народом информации о событиях, происходивших так давно, что помнится с трудом. Каждая из них несет в себе общий смысл, который говорит о том, что такое хорошо и что такое плохо в жизни человеческого общества. И во многих русских народных сказках присутствует такой персонаж, как Баба Яга. Всем она знакома с самого детства, ещё с того времени, когда мамы и бабушки читали детям перед сном сказки. Но многие ли из вас задумывались над тем, зачем в этих сказках появляется Баба-Яга? Думаете, это глупый вопрос? А попробуйте дать на него ответ. Скажете, просто так? Неправильно! Ведь в сказках продумана каждая мелочь, и ни одна деталь не может быть там без уважительной причины.
В2: Цель нашей работы (слайд 3):
- исследовать образ Бабы Яги, созданный в русских народных сказках;
- найти ответ на вопрос: добро или зло несёт в себе этот образ.
В1: Баба Яга, пожалуй, самый древний, загадочный и любимый всеми сказочный персонаж.
В2: Одни исследователи считают Ягу обычной злой ведьмой, колдуньей. Другие величают её древнеславянской богиней, хозяйкой леса и зверей, охраняющей подземный вход в потусторонний мир (слайд 4).
В1: Третьи утверждают, что Яга перебралась к нам с Севера. Жители северных лесов и оленеводы часто ставили избы на высоких столбах, чтобы в них не могли забраться дикие звери, и чтобы дома не замело снегом. Отсюда появилась "избушка на курьих ножках". Но есть и другие мнения.
В 2: Существует версия, что имя Яги произошло от слова йог, и сама она - из Индии. Характерна такая деталь: в избушке Бабы Яги три пары волшебных рук делают домашнюю работу. Может быть, ей служит шестирукое индийское божество Шива? Не случайно Баба Яга, как и индийские йоги - отшельники, живет вдали от людей и ведет уединенный образ жизни. Кроме того, её ступа очень напоминает священные индийские сооружения, которые так и называются - ступы.
В1: И наконец, есть предположение, что Баба Яга - существо инопланетного происхождения и прибыла на Землю из космоса. Во многих сказках и мифах часто упоминается, что ступа у нее железная. Не исключено, что это не ступа, а одна из ступеней многоступенчатого космического корабля!
В2: Но откуда в сказках, которые являются просто отображением народных мифов, а те, в свою очередь, полузабытыми фактами из жизни, появился подобный образ? Именно это нам и предстоит выяснить сегодня.
В1: Теории по этому вопросу достаточно много, но мы обратимся к той, которая связана с историей славянских племен.
В2: Представим себе далекое прошлое славянских племен. Это жизнь народностей, только что перешедших к оседлости, и потому получающих свои первые поля методом сожжения и выкорчевывания леса. Представьте себе территорию Украины и европейской части России до Поволжья - всю в лесах. Вокруг не очень дружелюбные соседи, но они достаточно далеко и так же слаборазвиты. Самое главное, что эти общества живут в матриархате, или только-только вышли из него. Матриархат отличался только тем, что право взрослой жизни не давалось исходя из возраста, а присваивалось в зависимости от личных достижений. Другими словами, человек вообще мог не стать взрослым, если не умел делать определенные вещи. Это вполне логично: если вы не умеете зарабатывать хлеб, почему вы должны иметь право голоса при обсуждении того, как его кушать? В условиях матриархата подобное решение принималось одной главной женщиной.
Время матриархата заканчивалось, но женщины-жрицы остались. Скорее всего, они уходили в лес, где было удобнее испытывать претендентов на взрослость. Конечно, задания, предоставляемые будущей Бабой Ягой, были разные - мужчина должен был уметь охотиться, пасти, делать оружие. Женщины также подвергались испытаниям, но уже другим. Ну и в результате Баба Яга же являлась просто барометром, определяющим качество будущего члена общества. Естественно, подобные испытания не могли восприниматься радостно, и Ягу отнесли к плохим, но необходимым героям. Со временем жрецами и монахами стали мужчины, они же стали править в обществе, а Баба Яга сохранила свои функции и власть в мире сказок.
В1: Еще одна из теории о происхождении. В древности умерших хоронили в домовинах - домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги, - отсюда и произошло выражение "Баба-Яга костяная нога". Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все, же приходили просить помощи. Так, Баба-Яга - это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей.
В2: Исходя из истории, Баба-Яга это не выдуманный персонаж, а образ, основанный на реальных событиях, измененный временем.
В1: Давайте назовем основные признаки Бабы-Яги (слайд5). (Ответы учащихся)
В2: Совершенно верно. В славянском фольклоре Баба-Яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами.
В1: А теперь попробуем определить какова, ее роль в русских сказках.
В2: На каждую парту я сейчас раздам книги со сказками, ваша задача в течение 10 минут познакомиться с содержанием и определить значение Бабы-Яги.
Раздаются сказки: "Царевна-Лягушка", "Гуси-Лебеди", "Финист - ясный сокол" (две разных по повествованию), "Сказка о молодильных яблоках и живой воде". Учащиеся работают с книгами.
В1: Ну что поработали, а теперь подведем итоги, что у вас получилось.
Учащиеся зачитывают отрывок, где говорится о Бабе-яге, и обмениваются мнением.
В2: Значит, в сказке "Царевна-Лягушка" Баба Яга добрая: она помогла Ивану-царевичу разгадать тайну смерти Кощея и спасти Василису (слайд 6).
В1: В книге "Сказка о молодильных яблоках и живой воде". В ней встречаются три Бабы Яги! Все они неплохо отнеслись к Ивану-царевичу (слайд 7).
В2: А вот сказке "Финист - ясный сокол" Баба-Яга совсем другая. Её образ несет в себе зло. Она состоит в родственных отношениях с мачехой главной героини и помогает злой мачехе извести падчерицу (слайд 8).
В1: В сказке "Гуси-лебеди" Баба-Яга предстает перед нами похитительницей детей, что тоже отражает ее отрицательные черты характера (слайд 9).
В2 (слайд 10): По мнению В.Я. Проппа, "сказка знает три разные формы яги". Это, во-первых, яга-дарительница, к которой приходит герой. Она выспрашивает героя (или героиню), вручает коня, богатые дары и т. п. Второй тип - яга-похитительница, уносящая детей, которых она пытается изжарить (затем следует бегство и спасение). Третий тип - яга-воительница. Вы с ним согласны?
В1: И какой можно сделать вывод на основе прочитанных вами сказок. (ответы учащихся)
В2: Итак, подводя итог нашему сегодняшнему уроку мы определили, что в любой сказке Баба Яга выполняет важную роль. Выкиньте ее из текста, и герой обязательно ничего не сможет: он либо не достанет необходимый ему меч-кладенец, либо не получит точное указание, где искать и куда идти, да в конце концов, непременно окажется голодным и грязным, поскольку эта вредная старушенция изначально непременно его кормит, поит и в баньке парит, а уж потом творит все остальное. Таким образом, без нее никуда.
В1: Так кто же она такая - Баба Яга? Даже прочитав десятки толстых томов и проведя тщательный анализ её образа, в этом трудно разобраться, потому что Баба Яга никогда не раскрывает всех своих тайн и остаётся вечной загадкой для человека.
В2: Напоследок немного загадок.
1.
В ступе летаю,
Детей похищаю
В избе на куриной
Ноге проживаю,
Красавица златокудрая,
А зовут меня...
Василиса ПремудраяБаба Яга
2.
В дремучем лесу, на болоте
Вы ее непременно найдете.
Не рыбка она, не лягушка,
Моя дорогая подружка.
Стройная фигурка,
Зовут ее...
СнегуркаКикимора
3.
Есть еще в лесу один
Очень важный господин.
Он весь шишками оброс,
На лице лишь виден нос.
Может быть пуглив, как зайка,
А зовут его...
НезнайкаЛеший
4.
Внутри него водица,
С ним не хотят водиться,
А все его подружки -
Пиявки да лягушки!
Водорослями зарос
Добрый дедушка...
МорозВодяной
5.
Он живет глуши лесной,
Сердца моего герой.
Он костями громыхает
И в округе всех пугает.
Это что за старичок?
Ну конечно, ...
ПятачокКощей Бессмертный
- Волшебные сказки. Русские народные сказки в пересказах А. Толстого. Москва 1992.
- Иван - крестьянский сын: Русские народные сказки/ Сост. и предисл. В. Аникина. - 3-е изд. - М.: Дет. Лит., 1986. - 128 с., ил. - (Школьная б-ка).
- http://eva.ru/jsf/forum/print-all.jsp?topicId=2263889
- Приложение.