Цель: тренироваться в умении ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения.
1. Мотивация:
На доске надпись: МЕБЕЛЬ МУЖСКАЯ И ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА.
Учитель: Прочитав эту надпись на торговом центре, я озадачилась. Почему у нас мебель подразделяется на мужскую и женскую?
Дети: Вы неправильно прочитали. Это одежда мужская женская.
Учитель: А почему я неправильно прочитала?
Дети: Нет знаков препинания.
2. Определение темы урока:
Учитель: Почему в этом предложении необходимы знаки препинания?
Дети: В этом предложении есть однородные члены.
Учитель: Найдите их и назовите тему урока.
Дети: Мужская и женская. Тема урока "Однородные члены предложения"
Учитель: Нам эта тема уже знакома? Какую цель ставим на сегодняшний урок?
Дети: Тренироваться в умении ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения.
(тема и цель открываются на доске).
ПРОГОВОР: (дети в парах рассказывают друг другу правило). Что такое однородные члены предложения?
- Кто готов произнести эталон?
Ученик: Однородные члены - это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.
Учитель: Если ваш сосед ответил также - поставьте ему 1 балл.
3. Работа с правилом:
Учитель: Проговорите друг другу в парах все известные вам случаи связи однородных членов и составьте графические схемы.
Взаимопроверка
(за каждую правильно составленную схему - 1 балл)
На доске открывается образец:
О, О, О О и О О, а О О или О О, но О
4. Работа по теме:
Спишите предложение с доски (знаки препинания не стоят):
ЛЕС РАДУЕТ НАС ВЕСНОЙ ЛЕТОМ ОСЕНЬЮ И ЗИМОЙ.
Учитель: Как узнать, есть ли в этом предложении однородные члены?
Дети: Разобрать по членам.
Учитель: С чего начинаем?
Дети: С грамматической основы. Далее - второстепенные члены.
Учитель: Что заметили?
Дети: Обстоятельства относятся к одному и тому же слову.
Учитель: Как связаны между собой однородные обстоятельства?
Дети: Интонацией перечисления и союзом И.
Учитель: Составьте схему.
Дети: О, О, О и О.
Учитель: Выполните упражнение 1. <приложение 1>
Кто делает быстро - поднимает руку. Я проверяю и, если всё выполнено верно, - вы становитесь консультантом и сами проверяете или консультируете это упражнение у своих одноклассников. За безошибочное выполнение - 5 баллов. За каждую ошибку минус один балл.
Учитель: Ну а теперь проверим, как хорошо вы усвоили материал. Вы выполняете по выбору упражнение 2 или 3. <приложение 1>
Самопроверка <приложение 2>
(по эталону на доске)
5. Итог:
- Какая цель стояла на уроке?
- Кто достиг цели урока без трудностей?
- А что делать, если трудности всё-таки возникали? (тренироваться)
Правильно. Тогда спишите домашнее задание с доски и подсчитайте количество баллов, заработанных на уроке. Поставьте оценки.
Баллы 13 - 14 11 - 12 8 - 10 Моя оценка Оценка 5 4 3
6. Домашнее задание: <приложение 1> упражнение 2 или 3 (по выбору), но не то, которое делали в классе.