Цели:
- Проверить знания теоретического материала и умения учащихся по всем разделам лингвистики, углубляя их, учить воспринимать осознанно и успешно применять эти знания на практике.
- Формировать навыки языкового анализа, развивать устную и письменную речь учащихся.
- Совершенствовать творческие способности ребят, их интеллектуальную и эмоциональную активность на уроке.
- Пробуждать интерес к русскому языку, воспитывать любовь к родному слову.
Ход занятия
Язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живет и движется, развиваясь и совершенствуясь. В.Г.Белинский.
Фонетика.
1. Отгадай загадку. Бьют парнишку по фуражке, чтоб пожил он в деревяшке.
- Сколько раз встречается звук (ш) и какими буквами он обозначается?
- Сколько раз в этой загадке встречается звук (п) и какими буквами он обозначается?
2. Составьте алфавитный список фамилий: Крючков, Кузнецов, Кузьмин. Корчагин, Капустина.(Капустина, Корчагин, Крючков. Кузнецов, Кузьмин)
3. Блиц-опрос.
- Сколько букв в алфавите? (33)
- Сколько гласных звуков? (9)
- Сколько согласных букв?(22)
- Какие две буквы в русском алфавите называют немыми?
4. Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получить из звуков одного слова другое. (палиндромы - " перевертыши")
Лен - цифра (ноль); Лей - название дерева (ель); Лоб - название настила (пол); Люк - большой мешок (куль); Ток - домашнее животное (кот); Шел - неправда (ложь);Лед - материал для крыши (толь)
5. Шутка-вопрос. Игорь написал на доске прописью: Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.
- Допустил ли он в вычислении ошибку?
6. Игра. Учитель: у вас в тетрадях двухэтажный дом. Разместите на первом этаже звонкие согласные, а на втором глухие.
(Б) (В) (Г) (Д) (Ж) (3) (II) (Ф) (К) (Т) (Ш) (С)
(Р), (Л), (М), (Н) (Х), (Ц), (Ч),(Щ).
Лексика.
Сейчас мы совершим путешествие в великолепные города Лексики, в которых живут различные группы слов. На самом берегу реки расположен живописный город, обитатели которого живут большими дружными группами. Вот, например, одна из них: кто улыбается, кто хохочет, кто заливается звонким смехом, кто-то скалит зубы, кто-то умирает со смеху, а вот этот просто смеется.
В какой город мы попали? (город синонимов)
Правильно, здесь живут друзья, поэтому им так весело друг с другом. Но мы отправляемся в следующий город. Здесь все необычно. Встречаем жителя, знакомимся - КЛЮЧ, а через некоторое время он попадается нам вновь, но при этом ведет себя странно: на наше приветствие не отвечает, когда окликаем его, оборачивается, но говорит, что видит нас впервые. Такая же ситуация повторяется и с другими жителями, пока мы не понимаем, что оказались в городе незнакомых близнецов.
Кто же его жители? (омонимы)
Следующий город встречает нас шумом, криками, спорами. Прямо Вавилон какой - го. Только в Вавилоне люди не понимали друг друга из - за того, что говорили на разных языках, а здесь из - за непримиримых противоречий. Вот стоят двое, смотрят на одно здание и никак не могут решить, высокий этот дом или низкий. А около булочной очередь разделилась на две группы и спорят между собой: свежий хлеб или черствый.
Что же это за слова - враги в этом городе? (антонимы)
А теперь поработаем с этими словами.
Диалог двух мальчиков.
- Встретились Копченый с Моченым и разговорились.
- Ну, как там наш Свежий? Опять чего -то с Черствым не поладил?
- Да, Свежий Черствому не товарищ. Черствый считает, что Свежий у него отбивает хлеб. Между прочим. Теплый сначала поддержал Свежего, пока речь шла о хлебе.
- Теплый в любом хлебном деле на стороне Свежего, хотя и отдает Черствому должное за его многолетний опыт.
- Зато потом, когда Тухлый поднял вопрос об атмосфере в коллективе, Теплый вдруг обрушился на Свежего, обвинил его в том, что он охлаждает теплоту наших отношений. " Я синоним Свежего,- сказал Теплый,- пока дело идет о хлебе насущном. Но в отношении атмосферы - пусть он меня простит: тут я его антоним"
- Не поймешь этого Теплого: то он синоним, то он антоним.
- Но самое интересное: когда речь зашла об атмосфере в коллективе, Свежего поддержал знаешь кто? Черствый!
- Он же был против него?
- Это пока речь шла о хлебе. А когда речь зашла об атмосфере, об отношении к товарищам...В этом отношении, между нами говоря. Черствый - синоним Холодного, а Холодный - синоним Прохладного...
- А Прохладный - синоним Свежего? Ну и обстановка в нашем коллективе! Никогда не знаешь, кто тебе синоним, а кто антоним...
Вспомните, что такое диалектизмы?
1. Подберите к общенародным словам правой колонки синонимы - диалектизмы из левой колонки.
кочет - петух; вечерять - ужинать; зенки - глаза; слухать - слушать; утирка - полотенце; балка - овраг; спозаранку - рано.
2. К словам левой колонки подберите антонимы из правой колонки.
Грязный - чистый; убыток - выгода; сухой - влажный; противник - союзник; радоваться - кручиниться.
Морфология.
1. Прочитайте загадку, вставляя в слова пропущенные буквы, назовите отгадку.
А) Через поле и л..сок Подается г..л..сок. Он б-.жит по пр..в..дам.
Скажешь здесь, а слышно там. (телефон) Б) На гря..ке выр..с куст. П..к..пай немно...ко: И зел..н и густ Под кустом:(картошка)
- Отгадайте загадку и определите часть речи.
А) Стоит дом, кто в него войдет, тот ум приобретет, (школа - сущ.)
Б) Одной рукой всех встречаю, другой провожаю. (дверь - сущ.)
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС! Какая часть речи слово смел: Как он смел! Как он смел?
2.Конкурс "Составь слово".
Задание для 1 -й команды: 6 " раков"
Этот " рак" из сатина сшит (р..а.к.) (рубашка)
Б) Этот "рак" на луну летит (рак...) (ракета)
Это " рак" - долгожданный день (ра....к) (праздник)
Г) Этот может вспорхнуть на пень (..р..а.к.) (куропатка)
Д) Этот "рак" стожит дворец (,ра...к) (охранник)
Е) Этот - кисленький леденец (..ра....к.) (карамелька)
Задание для 2-й команды: 6 "ос" а)На этой " осе" в октябре позолота (ос..а) (осина) Б) А эта растет у болота (ос..а) (осока) в)Эта " оса" на луну улетает (ос... а..) (космонавт) Г) А эта на солнце худеет и тает (.ос....а) (сосулька) Д) С этою спит в колыбели малыш (.ос.а) (соска)
Е) А эта по классу крадется как мышь (.о.с.а...) (подсказка)
Подберите к отгаданным существительным - прилагательные.
3. А сейчас отправимся в путешествие в город "Причастинск".
В начале путешествия экскурсовод расскажет историю создания города Причастинска.
Жили-были на свете одинокие суффиксы - ущ-. -ющ-, -агц-, -ящ-, -вш-. -ш-, -т-.Скучно им было жить на белом свете. И решили они пойти за советом к глаголу, пожаловаться на свое одиночество. Рассказали ему о своем житье - бытье. Говорит им Глагол: " Подарю я вам самое дорогое, что у меня есть - основу"
Спасибо! - ответили обрадованные суффиксы и немедленно присоединились к основам
получились некрасивые, неоконченные слова. Опять загрустили суффиксы, чего -то им еще не хватало. Вот бредут они по дороге со своими основами, и встречается им добрый волшебник - Прилагательное. Выслушало оно их горе и согласилось помочь несчастным суффиксам.
Возьмите мои окончания, они вам очень помогут.
Спасибо, доброе прилагательное.
И суффиксы, взяв подарки, довольные и радостные, отправились на лужайку к речке.они долго веселились, играли, плясали, рисовали составленные слова. Один из них предложил:" давайте будем жить так, как нам хочется, и никого не будем слушаться." Согласились и забыли, что живут они в большой стране Грамматике, а ведь эгоистами быть нельзя. Возмутились части речи, особенно Глагол и Прилагательное, и решили их наказать. Глагол сказал: " Называться теперь вы будете причастиями. А за ваши проказы оставлю вам только два времени: прошедшее и настоящее. И никакого вам будущего.И оставлю два вида - совершенный и несовершенный.
А я наказываю вас тем, что будете вечно склоняться по падежам, изменяться по родам и числам, - сказало Прилагательное.
Погрустили причастия, но делать нечего, надо трудиться. И части речи простили их. Прощать -то тоже надо уметь. С тех пор все причастия живут в одном городе, а называется он Причастинск.
Аллея действительных и страдательных причастий.
- Попробуйте образовать страдательные причастия настоящего времени от глаголов (искать, есть, жевать, шить, вести, вычитать, предлагать, зависеть.) (от глаголов жевать и шить нельзя образовать СПНВ)
- Посетим музей причастного оборота. Расставьте знаки препинания, подчеркните причастные обороты как члены предложения.
- Антошка, вымытый и причесанный, сидел в сторонке в обширной кухне, любопытными глазами наблюдал за поваром в колпаке, за лакеем во фраке, за забегавшей горничной и не оставил без должного внимания длинного ряда блестящих кастрюль, кастрюлек и медных вещей, расставленных на трех полках.
3.Прогуляемся по галерее уникальных причастий.
Кто определит, в роли какой части речи выступают причастия в данных ниже предложениях.
Мы в грядущее смело глядим: и время за нас и победа за нами. (Сурков)
От перестановки слагаемых сумма не меняется.
Утопающий и за соломинку хватается.
В нашем классе нет отстающих.(сущ)
Фразеология.
1. Конкурс " Найди антоним"
Каждому фразеологическому обороту левой колонки найди противоположный по смыслу фразеологизм из правой колонки.
Камень за пазухой держать. С открытой душой. На чужой шее сидеть. Своим горбом жить. Лясы точить. Воды в рог набрать. Держать ухо востро. Ворон считать. Сидеть сложа руки. Не покладая рук От рук отбиться. В руки взять. Во всю Ивановскую. Держать язык за зубами.
2.Подберите синонимичные фразеологизмы.
- Попасть в неловкое положение - попасть впросак, попасть в ловушку, сесть в калошу, попасть в переплет.
- Льстить, хвалить безмерно - возносить до небес, петь дифирамбы.
- Маленький, незначительный человек мелкая сошка, божья коровка.
- Пойти по неправильному пути - катиться по наклонной плоскости, сбиться с пути истинного, отбиться от рук.
- Заниматься пустыми разговорами - переливать из пустого в порожнее, точить лясы, .обмануть, ввести в заблуждение - втирать очки, кривить душой, пустить пыль в глаза, обвести вокруг пальца. --Выдумка, неправда - чудеса в решете, бабушкины сказки.
3. Конкурс " Путаница"
- В устойчивом выражении одно слово употреблено неверно, его следует заменить. Крокодил в мешке, (кот); Как с совы вода, (с гуся);Утиная песня. (лебединая);Подложить барана, (свинью);Барсучья услуга. (медвежья)
4. Домашнее задание. Я называю слово, а вы как можно больше фразеологизмов:
А) Нос с гулькин нос, совать нос не в свое дело, остаться с носом, нос к носу,повесить нос, зарубить на носу, задирать нос. клевать носом.
б) Рука - рука об руку, рука руку моет, разводить руками, рука не поднимается, рука не дрогнет, чужими руками жар загребать. в)Голова - вбить в голову, не терять голову, с больной головы на здоровую. намылить голову, с головы до ног, вскружить голову.
г) Г лаз - глаз выколи, говорить за глаза, отводить глаза, с глазу на глаз.
Д) Палец - палец в рот не клади, обвести вокруг пальца, попасть пальцем в небо, знать как свои пять пальцев, по пальцам можно перечесть.
Б) Обмен интересными сведениями: некоторые фразеологические обороты пришли в русское словоупотребление из евангельских текстов.
1-я команда.
В чужом глазу сучок видишь, а в своем бревна не замечаешь
- Это выражение, которое часто обращают к человеку, необъективно оценивающему свои и чужие достоинства, восходит к словам Христа из Нагорной проповеди: "И что ты смотришь на сучок в глазе брата своего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь"
- Левая рука не знает, что творит правая. - "о непоследовательном в своем поступке человеке". Этот фразеологический оборот претерпел значительную семантическую трансформацию. В Нагорной проповеди Христа речь идет о бескорыстии: "Когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры на улицах, чтобы прославляли их люди". У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была в тайне.
2-я команда
Бросить камень. - " обвинить кого - либо". Этот фразеологический оборот возник из риторического вопроса Иисуса Христа, который он задает книжникам в притче о женщине, уличенной в прелюбодеянии : "Тут книжники привели к нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали ему: Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии, а Моисей в законе заповедовал нам побивать таких камнями. Ты что скажешь? Но Иисус , наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. Так был побит каменьями брат Иисуса Христа Иаков в 62 году, который в течении 18 лет был главой иерусалимской общины назореев.
- Хлеб насущный. - " необходимое для существования". Этот оборот извлечен из молитвы, предлагаемой Иисусом Христом в нагорной проповеди: " хлеб наш насущный даждь нам днесь" . прилагательное насущный - старославянское слово, обозначающее " необходимый для жизни, принадлежащий нашей сущности".
Синтаксис.
Устная викторина.
1. Что называется простым и сложным предложением?
2. Назовите сочинительные и подчинительные союзы.3
3. Дайте характеристику предложениям по цели высказывания:- Как прекрасен язык! От чего зависит самосохранение языка? Относитесь к одному языку бережно и любовно.
4. Назовите второстепенные члены предложения. - Для всего в русском языке имеется великое множество великих слов. (Паустовский)
5. Что такое обращение? Где оно может стоять в предложении? - Если слог мой поисками скован, Обращаюсь к тебе, русское слово. (Данилов)
6. Назовите грамматическую основу предложения.
- Настанет время, и русский язык люди будут изучать по всем меридианам земного шара. (Л. Толстой)
7. Расскажите, что вы знаете о причастии, деепричастии.
8. Что такое прямая речь? Начертите схемы.
9. Сколько пунктограмм в тексте?
1 -я команда.
- Зорко следите за юными всходами
Зла и добра, восхищенья и зависти.
Будьте красивыми, сильными, добрыми!
Зависть и зло вырывайте без жалости.
О.Фокина.
2-я команда.
- Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык.
Вечно верует в животворящий.
Полный разума русский язык.
Н. Заболоцкий.
Учитель: вот и закончилось наше путешествие по разделам лингвистики. Мы сегодня многое с вами повторили, развивали свою речь, актерское мастерство. На уроке было произнесено много хороших и добрых слов, и чтобы эти слова не расходились у вас с делом, я прочитаю вам стихотворение Л.Татьяничевой " Слов и поступков связь":
Жизни круговорот. Дел и поступков связь. Народ от своих щедрот Дал слову большую власть.
Певцы, мудрецы, вожди Знают испокон веков: От нищей души не жди Светлых высоких слов. Лишь у того, кто смел, Мысль отважно смела. Слова вырастают из дел. Из слов вырастают дела.
На дом: выполнить задания из раздела "Фразеология".