Выступление на родительском собрании на тему "Развитие речи младших школьников через воспитание у них интереса к чтению"

Разделы: Начальная школа, Работа с родителями


1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА.

Своё выступление я хочу начать со слов великого русского писателя И.С.Тургенева: "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в умелых руках оно в состоянии совершать чудеса".

Иногда ребёнок затрудняется решить задачу потому, что не может её правильно прочитать. Грамотное письмо также связано с навыками быстрого чтения. Не умея быстро и грамотно читать, ребёнок не сможет в полной мере заниматься ни на одном уроке. И в этой ситуации сам собой напрашивается вывод: " Чтобы хорошо учиться - надо хорошо уметь читать!"

Некоторые родители ошибочно считают, что любое чтение полезно. Другие считают, что за чтением должны следить учителя и библиотекари, а роль родителей в этом деле невелика. Но и учитель, и библиотекарь не всегда могут оградить ребёнка от книг, предназначенных не для него.

Напрасно некоторые родители гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги для взрослых. Чаще всего это не приносит пользы младшим школьникам, так как они воспринимают художественное произведение поверхностно, следят, главным образом, за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Такое чтение вырабатывает вредную привычку читать, пропуская описание природы, характеристики героев, рассуждения автора.

Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики. Особенно надо обратить внимание на развитие у детей интереса к научно - популярной литературе.

В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста положительную роль играют незначительные на первый взгляд моменты.

Так, например, наличие собственной библиотеки или просто полочки с книгами, возможность обмениваться с товарищами - всё это вызывает подлинный интерес детей к книге.

2. КАК ПРОБУДИТЬ ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ - ПРИЁМЫ.

Для того, чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий приём. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребёнку вслух. На самом интересном месте чтение прекращается. Увлечённый событиями в книге и желанием узнать, что произойдёт дальше с героями, ребёнок, в большинстве случаев, продолжает читать самостоятельно. Позже взрослые должны обязательно спросить его, о чём он прочитал, похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он будет всегда читать сам.

Можно рассказать ребёнку хотя бы один, но занимательный эпизод из какого-либо рассказа. Младший школьник обязательно спросит: " А что дальше? Расскажи, что было потом". В ответ надо дать книгу: "Вот, прочти. Здесь столько интересных историй!"

3. ТРЕБОВАНИЯ К ЧТЕНИЮ.

Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребёнка, чтобы он запоминал фамилию автора и художника-оформителя и название книги. Перед чтением бывает полезно спросить ребёнка, какие книги этого писателя он уже читал или слышал, что он знает о нём, встречались ли ему где-нибудь рисунки художника-иллюстратора книги.

Надо, чтобы ребёнок читал книгу внимательно, не торопясь. Часто младшие школьники, прочитав 5-6 страниц, заглядывают на последнюю страницу - чем закончилось? Прочитав окончание книги и узнав судьбу героев произведения, дети, естественно, продолжают читать менее внимательно, пропуская целые абзацы или главы книги, а иногда просто оставляют её. Родители должны внимательно следить за тем, чтобы у детей не появилась эта вредная привычка.

Не следует рассказывать детям заранее, как развиваются события книги, чем она заканчивается.

4. КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ ДЕТЕЙ.

Надо стараться, чтобы дети рассказывали о прочитанном. Если на первых порах ребёнок затрудняется рассказать о прочитанном, надо ему помочь с помощью вопросов: "Что ты узнал из рассказа? Когда и где это было? Что тебе понравилось больше всего?"

Для младших школьников очень хорошо, если в семье практикуются совместные чтения вслух. Это сближает родителей и их детей, помогает родителям лучше узнать ребят, понять их интересы и увлечения.

Как читать вместе? Прежде всего, выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера. Читать вслух следует по очереди: сегодня читает отец, завтра - сын. Чтение вслух - полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, чётко. Продолжительность домашнего чтения - не более 45 минут, чтобы оно не утомляло детей, не притупляло интереса к чтению.

Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о прочитанном. И, конечно же, невозможно воспитывать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать детей беречь книгу.

А сейчас мне хочется процитировать следующие слова великого педагога В.А.Сухомлинского: " Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда".

5. ИГРЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ.

Для обогащения речи детей можно использовать игры и упражнения, которые легко провести в кругу семьи.

Например:

а) Подбор синонимов. Как сказать иначе - река бежит? (Течёт, журчит, льётся).

Какой снег? (Белый, пушистый, мягкий, искристый).

б) Узнавание предмета по эпитетам. Что это? Кудрявая, белоствольная, стройная.

в) Работа с антонимами. Карандаш длинный - короткий; пух лёгкий, а камень тяжёлый; река широкая, а ручей - :

Что бывает широким, узким, зелёным, деревянным? Например: свежий - хлеб, капуста, газета, ветер, трава, овощи, листья.

г) Подбор к предмету слов, обозначающих действия. Ветер - что делает? (Воет, пыль поднимает, листья срывает, освежает, тучи гонит).

д) Игра в увеличительные очки. " Я надела увеличительные очки и теперь вижу не дом, а домище:"

е) Игра "Я - ласка". Все предметы надо назвать только ласково: кошка - кошечка, ложка - ложечка.

ж) Составление парных созвучных слов. Мишка - шишка, дом - том, зуб - суп.

з) Развитие интонации с помощью проговаривания различных поговорок.

6. ИТОГ.

"Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск" - писал К.Д.Паустовский. Научить детей внимательно относиться к своей и чужой речи, хорошо понимать все оттенки слов, в совершенстве владеть родным языком - это задача взрослых.

Почему так остро стоит сегодня этот вопрос? Потому, что бестактность, грубость, враждебное отношение к людям возникают, как правило, из - за недостатков воспитания в семье.

Будем помнить, что привитие культуры общения, умения вести разговор, спасать словом, нести добро людям - одна из основных задач воспитания наших детей!