Задачи:
- Совершенствовать прикладные навыки выполнения прыжковых упражнений, упражнений в лазании и перелезании, кувырков в режиме умеренной мощности.
- Развивать ловкость, координацию движений, скоростную выносливость.
- Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки через игру.
Ход урока
Подготовительная часть (15 мин.)
Построение, сообщение задач урока.
Ходьба перекатом с пятки на носок, на носках, на пятках, на внутренней стороне стопы.
Бег в медленном темпе (300 м).
ОРУ в движении:
- Ходьба с круговыми движениями головой.
- Ходьба с разгибанием рук из различных исходных положений и возвращение в исходное положение.
- С поворотом туловища (кисти сцеплены замок).
- Выпадами.
- С захватом голеностопного сустава.
- На руках вперед (партнер удерживает ноги).
- Передвижения вперед. Из упора, стоя в наклоне, перейти в упор лежа, затем, переставляя прямые ноги, вернуться в и.п.
- С восстановлением дыхания: руки вверх - глубокий вдох, с опусканием рук - глубокий выдох.
Основная часть (25 мин)
Ознакомление с трассой соревнований.
Учитель знакомит учащихся с заданиями на этапах:
I. "Стена" - толчком двух ног с помощью рук перелезть через стену.
II. "Горка" - преодолеть препятствие.
III. "Ловушка" - занырнуть снизу и, толчком двух ног опираясь руками, вылезти.
IV. "Барьер" - перепрыгнуть.
V. "Стена" - преодолеть препятствие.
VI. "Бочка" - залезть по лестнице и спуститься.
VII. "Лес" - пробежать без остановки.
Учащиеся пробуют выполнять задания в парах по свистку. Класс делится на две команды, которые выстраиваются на исходной позиции. Все упражнения выполняются последовательно, поточным способом, исключая остановки и помехи, чтобы не возникло скопление учащихся.
Упражнения в беге, прыжках, перелезании должны быть опробованы, освоены и тогда можно переходить к эстафете.
Учащиеся проходят трассу в соревновательной форме.
Свободное выполнение упражнений. Разрешено использовать любые этапы при условии движения только в одну сторону.
Заключительная часть (5 мин)
Построение, подведение итогов соревнований, задание на лето.
ОПИСАНИЕ УРОКА
Развитие физической культуры и спорта в России заложены в понятие национальной идеи "Физическая культура и спорт - здоровье нации" и отражены в современных программах физического воспитания школьников, так как только 14% учеников практически здоровы, в то время как более 50% имеют различные функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. Не замечать это в период формирования современных информационных технологий - новой ступени цивилизованного человеческого общества - неприлично. Это тем более необходимо знать, так как главным достоянием России являются школьники, молодежь, на плечи которых в будущем ляжет тяжесть поступательного развития новой формации российского общества. Школьники - это генофонд страны, который надо беречь, формируя здоровье россиян.
Среди большого многообразия средств физического воспитания играм принадлежит особое место. Они выступают как средство передачи опыта и подготовки к жизни.
Игровые формы физической направленности чрезвычайно многообразны. Они непрерывно совершенствуются и усложняются. Содержание игр изменяется и вместе с ростом и развитием ребенка.
Игровые формы физических упражнений характеризуются относительной свободой действий участников, наличием элементов соревнования, большой эмоциональностью. В них открываются широкие возможности проявления субъективных качеств.
Ценность игровых форм обучения состоит в том, что они позволяют давать общее и довольно энергичное физиологическое воздействие на организм без резких степеней утомления.
Наличие большого числа простых, естественных движений помогает переключить умственную деятельность на физическую, меняя характер работы определенных центров коры головного мозга и давая нервной системе активный отдых.
Игры воспитывают к тому же ряд ценных навыков поведения в коллективе. Относительная самостоятельность действий играющего, наличие определенных правил, заставляющих, особенно в командных играх, подчинять свои действия интересам коллектива, вырабатывают инициативность, дисциплинированность, чувство товарищества.
Чтобы дело с играми пошло на лад, каждому играющему надо знать и соблюдать несколько основных условий.
Кодекс игры:
- Играйте честно, дружно, соблюдая правила. Правила в игре - законы, которые надо соблюдать.
- В игре проявляйте побольше выдумки, смекалки (не нарушая принятых правил).
- Играя с товарищами, помни, что ты не один (не выставляй всюду себя, давай играть другим, нарочно подолгу не води).
- В играх-поединках выбирайте противников, равных по силам.
- Старайтесь все время выручать товарищей по команде. Закон каждой команды в игре: один за всех и все за одного.
- Не огорчайтесь понапрасну! Так вернее прийти к победе.
- Обязательно слушайте руководителя игры: он здесь главный судья. Подчиняйтесь капитану команды: в игре он старший.
- Победив, не зазнавайтесь (ведь можно играть ещё лучше). Не смейтесь над проигравшими. Помните: в игре вы - противники, вне игры - товарищи.
- Проиграл - не унывай! Поблагодари победителя за науку; постарайся взять верх при следующей встрече.
- В игре не сердись на того, кто нечаянно толкнул или наступил на ногу.
- Береги принадлежности для игр; следите, чтобы они были всегда исправны и красивы.
- Судьей должны быть довольны и победители и побежденные!
Физическая культура приобрела в наше время большую социальную значимость. В настоящее время она является эффективным средством физического развития учащихся, укрепления и охраны здоровья, сферой общения и проявления социальной активности, формой организации и проведения досуга. В тоже время она влияет на другие стороны школьной жизни: авторитет и положение в коллективе, учебную деятельность, утверждение и выражение собственного "я".
На своих уроках я широко использую соревновательный метод, т.к. в соперничестве ярче, чем на обычных уроках проявляется каждая черта характера моих учеников: напряженнее выступают чувства, закаляется характер, совершенствуется умение управлять собой, полнее проявляется воля. Командные соревнования помогают обучающимся научиться владеть собой, раскрыть свои возможности, расти и совершенствоваться. Учащиеся обогащаются опытом человеческого общения, учатся понимать и поддерживать других.
На мой взгляд, благодаря разнообразным формам использования на уроках и внеклассных мероприятиях командных соревнований, у обучающихся формируются смелость, сила, быстрота, осмотрительность, умение не сдаваться. И, что самое главное, чувствовать "плечо друга", поддержку команды и искренне радоваться чужой победе - все лучшие волевые и физические качества.
В результате мои ученики видят в командных соревнованиях не только характерную борьбу за победу, но и искренность отношений, дружбу и доброжелательность, средство самовыражения и самопознания.
Время движется вперед и не стоит на месте, таков закон жизни. Значит и формы проведения школьных уроков должны идти в ногу со временем. Самое главное, чтобы детям было интересно. А если будет интересно, будет и результат.
Заключительный урок физической культуры в каждом классе с учащимися 4-8 классов мы проводим на батутах на базе Дворца спорта "Дельфин". Привлекает мгновенно возникающее веселое настроение, удовольствие от самого урока на батутах, чувство причастности к занятию. Да к тому же еще задор, интерес к выполнению упражнений, возможность показать в кругу ровесников свое умение, ловкость, что невероятно стимулирует ребят, способствует активизации личности в целом.
Проведение заключительного урока физкультуры на надувной полосе препятствий стало в нашей школе одной из спортивных традиций. Ребята с радостью ждут этот урок, урок- развлечение, доброе напутствие в лето. Эмоции выражаются фразами "Ух, здорово!", "Класс!".
Так давайте прислушиваться к детскому мнению и делать все, чтобы детям было интересно на уроках физической культуры расти и развиваться.