В настоящее время одной из форм аттестации по русскому языку на едином государственном экзамене является комплексный анализ текста.
Тема «Обособленные обстоятельства» считается наиболее сложной и изучается, начиная с 7 класса.
На уроке учащиеся вспоминают, что такое обособленные обстоятельства, для чего они служат в речи. Анализируя текст, учатся грамотно выделять обстоятельства на письме, используя правильную интонацию.
На мой взгляд, презентация поможет закрепить и обобщить полученные знания. Причем, задания построены таким образом, что данная презентация может быть применена как в седьмом классе, так и в одиннадцатом.
Цели урока:
- Образовательная: дать понятие об обособленных обстоятельствах и условиях их обособления.
- Развивающая: развить навыки орфографической и пунктуационной грамотности, формировать навыки культуры речи.
- Воспитательная: анализируя текст Д,С, Лихачёва на морально – эстетическую тему, формировать высоконравственную, культурную личность; через отрывки из стихов поэтов и писателей – классиков воспитывать любовь к слову и русской литературе.
Формы организации деятельности учащихся на уроке: индивидуальная, грпповая.
Ход урока
Учитель: Проверим домашнее задание.
Вспомним, что такое обособленные обстоятельства, и для чего они служат в речи.
С какой интонацией произносятся обособленные обстоятельства?
Для чего нужно умение грамотно выделять обособленные обстоятельства на письме?
Чем могут быть выражены обособленные обстоятельства?
Домашним заданием было подобрать отрывки из текстов поэтов и писателей и рассказать об обособлении деепричастий.
Учащиеся зачитывают примеры домашнего задания
Практическая часть.
В части «А» единого государственного экзамена есть задание по построению деепричастного оборота и исправлению речевых ошибок.
Задание:
1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:
Изучая историю,
- понадобится много времени.
- наши современники усваивают уроки прошлого.
- есть возможность познать её историю.
- это помогает лучше понять настоящее.
2. Переделайте предложения, грамотно употребив деепричастный оборот:
- Открывая дверь, она громко скрипнула.
- Заканчивая чертёж, у меня сломался карандаш.
- Возвращаясь домой, шёл дождь.
Правильные ответы:
-
/Открывая дверь/, я услышал её скрип.
Когда я открыл дверь, она громко скрипнула. -
/Заканчивая чертёж/, я сломал карандаш.
Когда я заканчивал чертёж, у меня сломался карандаш. -
/Возвращаясь домой/, я попал под дождь.
Когда я возвращался домой, шёл дождь.
3. К рисункам подберите фразеологизмы и синонимы к ним:
Фразеологизмы | Ответы |
Сидеть сложа руки | Ничего не делая |
Трудились не разгибая спины | Усердно |
Не покладая рук | Старательно |
Работал спустя рукава | Небрежно, кое-как |
Сломя голову | Очень быстро |
Скрепя сердце | Неохотно, принуждая себя |
Несолоно хлебавши | Ничего не добившись |
Очертя голову | Не думая, безрассудно |
Положа руку на сердце | Честно, правдиво |
Кипя от негодования | Возмущаясь |
Не говоря худого слова | Не говоря плохо о ком-либо |
Не щадя живота своего | Самоотверженно, смело |
Не взирая на лица | Беспристрастно |
Перед вами текст Дмитрия Сергеевича Лихачёва
Задание:
Озаглавьте текст, вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы, найдите одиночные деепричастия и деепричастные обороты, объясните постановку знаков препинания при обособленных обстоятельствах.
Подведение итогов. Обобщение знаний, полученных на уроке.
Учитель: Какой теме посвящен наш урок?
Какой вывод мы можем сделать, изучив данную тему?
Наш урок завершается. Работая на уроке, каждый ощущал себя по-разному. Прошу вас оценить, как вы ощущали себя на уроке.