Урок русского языка по теме "Обособленные обстоятельства"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Классы: 7, 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (241 кБ)


В настоящее время одной из форм аттестации по русскому языку на едином государственном экзамене является комплексный анализ текста.

Тема «Обособленные обстоятельства» считается наиболее сложной и изучается, начиная с 7 класса.

На уроке учащиеся вспоминают, что такое обособленные обстоятельства, для чего они служат в речи. Анализируя текст, учатся грамотно выделять обстоятельства на письме, используя правильную интонацию.

На мой взгляд, презентация поможет закрепить и обобщить полученные знания. Причем, задания построены таким образом, что данная презентация может быть применена как в седьмом классе, так и в одиннадцатом.

Цели урока:

  • Образовательная: дать понятие об обособленных обстоятельствах и условиях их обособления.
  • Развивающая: развить навыки орфографической и пунктуационной грамотности, формировать навыки культуры речи.
  • Воспитательная: анализируя текст Д,С, Лихачёва на морально – эстетическую тему, формировать высоконравственную, культурную личность; через отрывки из стихов поэтов и писателей – классиков воспитывать любовь к слову и русской литературе.

Формы организации деятельности учащихся на уроке: индивидуальная, грпповая.

Ход урока

Учитель: Проверим домашнее задание.

Вспомним, что такое обособленные обстоятельства, и для чего они служат в речи.

С какой интонацией произносятся обособленные обстоятельства?

Для чего нужно умение грамотно выделять обособленные обстоятельства на письме?

Чем могут быть выражены обособленные обстоятельства?

Домашним заданием было подобрать отрывки из текстов поэтов и писателей и рассказать об обособлении деепричастий.

Учащиеся зачитывают примеры домашнего задания 

Практическая часть.

В части «А» единого государственного экзамена есть задание по построению деепричастного оборота и исправлению речевых ошибок.

Задание:

1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

Изучая историю,

  1. понадобится много времени.
  2. наши современники усваивают уроки прошлого.
  3. есть возможность познать её историю.
  4. это помогает лучше понять настоящее.

2. Переделайте предложения, грамотно употребив деепричастный оборот:

  1. Открывая дверь, она громко скрипнула.
  2. Заканчивая чертёж, у меня сломался карандаш.
  3. Возвращаясь домой, шёл дождь.

Правильные ответы:

  • /Открывая дверь/, я услышал её скрип.
    Когда я открыл дверь, она громко скрипнула.

  • /Заканчивая чертёж/, я сломал карандаш.
    Когда я заканчивал чертёж, у меня сломался карандаш.

  • /Возвращаясь домой/, я попал под дождь.
    Когда я возвращался домой, шёл дождь.

3. К рисункам подберите фразеологизмы и синонимы к ним:

Фразеологизмы Ответы
Сидеть сложа руки Ничего не делая
Трудились не разгибая спины Усердно
Не покладая рук Старательно
Работал спустя рукава Небрежно, кое-как
Сломя голову Очень быстро
Скрепя сердце Неохотно, принуждая себя
Несолоно хлебавши Ничего не добившись
Очертя голову Не думая, безрассудно
Положа руку на сердце Честно, правдиво
Кипя от негодования Возмущаясь
Не говоря худого слова Не говоря плохо о ком-либо
Не щадя живота своего Самоотверженно, смело
Не взирая на лица Беспристрастно

Перед вами текст Дмитрия Сергеевича Лихачёва

Задание:

Озаглавьте текст, вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы, найдите одиночные деепричастия и деепричастные обороты, объясните постановку знаков препинания при обособленных обстоятельствах.

Подведение итогов. Обобщение знаний, полученных на уроке.

Учитель: Какой теме посвящен наш урок?

Какой вывод мы можем сделать, изучив данную тему?

Наш урок завершается. Работая на уроке, каждый ощущал себя по-разному. Прошу вас оценить, как вы ощущали себя на уроке.