Межпредметная связь в процессе коррекционно-компенсаторной работы с учащимися школы-интерната VIII вида на занятиях физической культуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Органическая взаимосвязь всех сторон воспитания в процессе физической подготовки учащихся специальной (коррекционной) школы – интерната создаёт наиболее благоприятные условия для коррекционно-компенсаторной работы, способствует всестороннему развитию и формированию личности умственно отсталого (у/о) ребёнка. Особенно важным является умственное воспитание.

Основным его средством на занятиях физическими упражнениями является специальные знания в области физической культуры, опираясь на которые учитель активизирует мышление детей. Поэтому при прохождении учебного материала надо в доступной форме рассказывать об упражнении. В процессе объяснения необходимо опираться на имеющийся у учащихся двигательный опыт, сравнивать новое упражнение с уже знакомым, обращать внимание детей на сходные и отличительные черты. Так, после освоения прыжка в высоту и с разбега способом “ согнув ноги” разучивается прыжок способом “перешагивания”. При объяснении последнего подчёркивается сходство обоих способов прыжка в выполнении разбега, отталкивания, приземления и выделяются особенности в переходе через планку.

Лучшему пониманию школьниками излагаемого материала во многом способствует иллюстрация рассказа показом двигательных действий. При этом можно демонстрировать рисунки и фотографии, воссоздавшие основные фазы упражнений.

Для активации мышления рекомендуется задавать учащимся вопросы, которые надо формулировать конкретно и достаточно кратко.

Существенное значение для стимуляции познавательной деятельности имеет использование словесных инструкции. Систематическая целенаправленная работа в этом направлении по всем предметам приводит к определённому сглаживанию имеющихся у умственно отсталых детей недостатков словесного мышления.

На занятиях физкультурой вначале воспроизводятся простые движения по словесной инструкции. Учащиеся начальных классов могут, таким образом, выполнять ходьбу в различном темпе, прыжки с места в высоту и в длину, отталкиваясь двумя ногами, подбрасывание и ловля мяча и другие простейшие движения.

В 5–6-х классах можно практиковать выполнение по словесной инструкции знакомых двигательных действий, включающих несколько простых движений. Например, общеразвивающие упражнения (ОРУ) на четыре счёта, включающие разные положения тела:

1 – Основ/стойка (О.С.);
2 – руки вверх;
3 – наклон туловища вперёд, касаясь руками пола;
4 – ноги вместе, руки на поясе.

В старших классах ученики могут по описанию выполнить относительно сложные задания.

На всех занятиях можно стимулировать устную речь учащихся. Практикуется пересказ школьниками изложенного учителем задания. Интеллектуальная активность других школьников повышается, если путём дополнительных вопросов обратить внимание их на ответ товарища. Так, целесообразно спросить, что пропустил рассказчик на что главное надо обратить внимание при выполнении упражнения. Учитывая свойственную умственно отсталым бедность языка, следует обогащать их словарь за счёт терминов, используемых на занятиях по физической культуре.

Надёжным средством умственного воспитания являются и сами физические упражнения, если они направлены на коррекцию недостатков психики, характерных для умственно отсталых. Так, развитию отвлечённых пространственных представлений способствуют гимнастические построения с образованием различных фигур. Большие трудности у/о школьника, особенно уча-щиеся начальных классов, испытывают при различении правой и левой сторон.

Для учащихся специальной (коррекционной) школы характерна слабость процессов анализа. Коррекция этого в двигательной деятельности во многом способствует чередование упражнений, выполняемых с открытыми и закрытыми глазами. Например, ученик делает шаг вперёд от определённой отметки в нарисованный квадрат, поворачивается лицом к исходной отметке и старается повторить выполненное движение, но уже с закрытыми глазами.

Коррекция недостатков психики способствуют подвижные игры. Они могут быть, как узконаправленные, так и комплексно воздействующими на различные нарушения. (“Вызов номеров”, “ Слушай сигнал”, “Все ли на месте”, “ Отгадай движение” и т.д.)

Содействуют воспитанию внимания и памяти. “ Запомни своё место”, “Быстро по местам” – развитию пространственной ориентировки и т. д.

Велико значение нравственного воспитания, осуществляемого на занятиях физическими упражнениями. Оно не только формирует у школьников моральные понятия, качества и черты характера, но также направлено на коррекцию и компенсацию вторичных отклонений, встречающихся в развитии личности у/о учащихся.

Осуществление нравственного воспитания начинается с правильной организации процесса занятий физическими упражнениями. Если постоянно требовать от учащихся соблюдения определённого порядка явки на занятия физкультурой, то процесс воспитания приобретает педагогически-направленный характер, а систематическое выполнение установленных требований приучает детей к дисциплине.

Учебную работу на уроке следует строить, исходя из требований, которые для у/о детей становятся очевидными: не мешать друг другу при выполнении упражнений, не заходить на то место, где делают прыжки и т. д.

Используя различные физические упражнения, можно направленно формировать отдельные волевые качества.

Большие возможности в коррекции и компенсации отклонений в развитии личности у/о имеет игра. Для воспитания самообладания, умения владеть собой в обстановки, побуждающей к конфликтам, назначают штрафные очки за нарушение правил игры, крик, шум, ссоры между игроками. Чтобы добиться победы, учащиеся вынуждены сдерживать себя, проявлять сознательную дисциплину.

Существенное значение имеет положительная оценка действий и поведения учащихся. Этим закрепляется у них правильное поведение, привлекается внимание всех детей к положительным поступкам их товарищей.

Занятие физической культурой вносят вклад и в эстетическое воспитание детей. Формирование эстетических взглядов начинается со спортивной формы учащихся. Целесообразно привлекать внимание школьников к красоте спортивного костюма.

У/о дети проявляют неизменный интерес ко всему яркому, привлекательному. На развитии эстетических чувств оказывает глубокое влияние красота природы. Когда уроки проходят в природной обстановке (улица, парк) нужно привлекать вниманию детей к живописным местам, приучать их видеть красоту природы.

Одной из специфических особенностей двигательной деятельности является её наглядность. Упражнения, выполняемые красиво, оставляющие яркие зрительные образы, оказывают существенное эмоциональное воздействие на учащихся. Следует использовать демонстрацию двигательных действий силами тех учащихся, которые отлично ими владеют.

Активным фактором всестороннего развития учащихся специально (коррекционной) школы и подготовки их к жизни и производственной деятельности является трудовое воспитание. При условии правильной постановки процесса учения у детей осуществляется коррекция и компенсация нарушений маторики и физического развития, укрепляется здоровье и, таким обра-зом, создаются надёжные предпосылки для нормального функционирования организма в условиях трудовой деятельности.

Физкультурные занятия помогают у/о школьникам успешнее овладевать двигательными действиями в труде и в быту. В связи с обучением таким видам труда, которые требуют умелых и точных движений руками при относительно малоподвижном туловище (слесарное, столярное, швейное дело), необходимо на уроках физкультуры отводить достаточное место упражнениям в соответствующей позе( броски ловля мячей, ведение мячей на месте)

Существенным средством формирования у у/о детей приёмов и культуры бытового труда является систематическое использование самообслуживания на занятиях физическими упражнениями. Школьников нужно привлекать к уборке спортивного зала и площадок.

В процессе физического воспитания организуется посильная у/о учащимся общественно – полезная работа по благоустройству спортивных залов и площадок по ремонту спортивного инвентаря. Учащиеся специальной (коррекционной) школы охотнее работают, если результаты видны сразу по окончании работы. Поэтому целесообразно практиковать такие виды работ, как чистка площадки от мусора, нанесение разметки, ремонт лыж, изготовление гимнастических палок в трудовых мастерских, ремонт гимнастических скамеек и стенок, штопка матов и гимнастических снарядов, участие в отдельных операциях по ремонту спортивного зала и т.д.

Работа, дающая осязаемый результат, показывает у/о учащимся, что они могут принести определённую помощь школе, вызывает у них гордость и радость за успехи и, достижения своих товарищей, воспитывает положительное отношение к труду.