В каждом человеке есть доброе начало,
и это начало нужно лишь беречь и развивать.
Ф.М. Достоевский.
Мысль о том, что каждый человек самоценен, должна быть положена в основу всей деятельности пенитенциарной школы. Это относится и к тем, кто совершил преступление. Выдающийся врач и философ, наш соотечественник Ф. П. Гааз был убеждён, что наказание при всей его суровости не должно быть мучительным и жестоким и что преступник – это человек неучастный, вызывающий жалость и сострадание. Он считал, что преступление чаще всего бывает несчастьем, следствием порока и нищеты, отражением окружающей среды человека.
Порядок получения общего образования осужденными к лишению свободы регламентирует статья 112 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, в которой говорится, что “в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, основного общего образования”, а также “осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию”.
Важнейшей особенностью вечерних школ при ИУ является доминирование воспитательных задач над обучающими, т. е. важнейшая функция пенитенциарной школы – человекообразующая.
В условиях лишения свободы вечерняя школа является той нитью, которая связывает учащихся с остальным обществом и приобщает их к реалиям жизни. А ещё чаще педагоги пенитенциарных школ являются первыми и даже единственными из людей, говорящими ученику доброе слово.
Главная задача таких школ – обеспечить смену мировоззрения учащихся, воспитать людей гражданского общества. Особенность вечерней школы при ИУ состоит в том, что её ученики как бы существуют в двух ипостасях – с одной стороны, осужденные, отбывающие наказание в исправительном учреждении, с другой – это наши ученики.
Этим во многом определяются и уровень отношений в системе “Учитель – ученик”, и содержание воспитательной работы, и учебные педагогические технологии.
Работа педагога в вечерних открытых школах радикально отличается от таковой в дневных школах. Администрация ИУ предъявляет особые требования к учителям и сотрудникам школы: высокий профессионализм учителя, способного работать с педагогически запущенными учениками; с учащимися, имеющими большой перерыв в обучении. Не каждый учитель может выдержать условия работы в вечерней школе. Только педагог, обладающий чувством такта, умениями проявлять сочувствие, поддержать морально и советом в трудных жизненных ситуациях, сдерживать негативные эмоции, с волевыми личностными качествами, может реализовать себя как педагог, достичь положительных результатов в обучении и воспитании “проблемных” учащихся.
Педагогическая работа в нашей школе специфична, деликатна и имеет весьма локальное применение. Образовательное пространство ограничено. Основанием для посещения занятий для них далеко не всегда является желание учиться. Там тяжело жить, там сложно работать, это очень непростое для обеих сторон дело (и для учеников, и для преподавателей).
Анализируя предварительные итоги работы в школе при ИУ, я пришла к выводу, что необходимо искать иные формы общения и обучения заключенных под стражу. Важно „пробить“ в них стену равнодушия к себе и окружающему миру.
В процесс образовательной деятельности необходимо вносить такие элементы, которые бы смогли мобилизовать потенциал личности, за счет которых она сделает скачок в развитии. Это определенно гарантия того, что человек сможет уверенно противостоять „вызовам“ и не утонуть в море соблазнов, искушений и страстей.
Одной из актуальных проблем современного российского образования является повышение уровня учебной мотивации учащихся, в том числе и для нашей школы. В своей преподавательской деятельности я должна это учитывать, чтобы создавать благоприятные импульсы.
Моей непосредственной задачей является развитие у учащихся внутренней, т.е. положительной мотивации учения для эффективности образовательного процесса.
Как учитель истории и обществознания, использую на протяжении последних лет методики и технологии, которые соответствуют специфике работы с контингентом учащихся, имеющих значительные пробелы в знаниях. Разработаны и используются технологии обучения:
- проблемное обучение;
- разноуровневое обучение;
- лекционно-семинарско-зачетная система;
- технологию использования в обучении игровых методов: деловых, игровых и т.д.;
- информационно-коммуникационные технологии;
- метод проекта;
- личностно-ориентированное обучение;
- здоровьесберегающие технологии и др.
Задача моих предметов заключается в том, чтобы формировать и развивать культуру мышления у учащихся, навыки организации труда учащихся, навыки критического мышления, воспитание любви и уважения к Отечеству и окружающим людям.
На уроках истории и обществознания мною используются активные формы обучения, внедряемые в течение нескольких последних лет. Это групповая практическая работа и индивидуальная практическая работа. Ведь в компетентностной парадигме приоритетной задачей урока истории становится обучение приёмам поиска исторической информации и работы с ней в процессе решения познавательных и практических задач различной сложности, развитие навыков делового и личного общения, самостоятельной и командной работы.
В своей практике я часто использую активные формы учебных занятий (дебаты, деловые игры, командные развивающие игры, конференции, семинары).
В 10 классе интересно проходит деловая игра “Альтернативы Смутного времени”; в 11-м классе – семинар “Октябрь 1917 г.: революция, переворот или …?”, в 12-м классе урок – “Суд над Сталиным”; и т.д.
В настоящее время, в связи с постепенным переходом к Единому государственному экзамену, активные формы обучения приобретают особое значение. Ведь они позволяют не “натаскать” на экзамен, а обеспечить свободное владение предметом, развивают самостоятельность мышления и особенно историческую интуицию, что важно не только при выполнении заданий части С, но и при выполнении стандартных тестовых заданий частей А и В.
В связи с этим целесообразна следующая структура изучения любого тематического блока в 10-12-х классах: вводная лекция с элементами беседы, практикум-обучающий тест (предусмотрено свободное использование любых доступных источников информации), практикум по решению познавательных задач, в завершение – семинар, деловая игра или дебаты.
Одним из основных направлений деятельности образовательного учреждения становится проектная и исследовательская деятельность учащихся.
Охват учащихся, занимающихся проектной деятельностью, растет, на сегодняшний день это 40% от общего числа учащихся.
Одной из главных результатов моей работы в школе я считаю создание атмосферы творчества, научного поиска, формирование у учащихся нравственных ценностей, определяемых понятиями долг, честь, достоинство, патриотизм. Учащиеся, уже имеющие исследовательский опыт, активно выступают с сообщениями о своей работе, демонстрируют презентации, проекты.
Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность таким образом, чтобы эта деятельность стала потребностью – процесс длительный и сложный.
Формирование ИКТ – компетентности представляет собой процесс перехода к такому состоянию, когда ученик становится способным находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах для решения личных, социальных или глобальных проблем.
При формировании ИКТ – компетентности успешно применяются традиционные подходы:
– словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником и книгой);
– наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
– практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы).
Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией. Они должны уметь искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями. Эта способность (или компетенция) должна обеспечить школьникам возможность: успешно продолжать образование в течение всей жизни (включая получение образовательных услуг с использованием Интернета); подготовиться к выбранной профессиональной деятельности; жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, которая основана на знаниях.
При такой системе работы у учеников формируется историческое мышление, помогающее осваивать и другие темы по истории и другими предметам при работе с текстами. Навыки работы с текстом помогают критично воспринимать и систематизировать всё нарастающий поток информации современного мира. Общение через текст с человеком прошлого, а также постоянное столкновение авторских позиций на уроках учит учащихся терпимости, толерантности. Обсуждение версий и исторических проблем, споры и дискуссии на уроках, защита своей позиции формирует у учеников коммуникативную культуру.
Метод проектов предусматривает развитие познавательных навыков, критического мышления, формирование умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Новые информационные и телекоммуникационные технологии дают в руки богатый набор инструментов и широчайшие возможности работы в едином информационном пространстве с доступной и качественной информацией. Они способствуют обучению оптимальным приемам поиска информации, повышают общий информационно-культурный уровень учащихся.
Такая методика обучения позволяет добиваться прочного усвоения исторических фактов без механического заучивания, расширяет круг используемых учениками источников информации, вовлекает в работу каждого ученика на доступном ему уровне сложности. А главное – учащиеся самостоятельно устанавливают разнообразные логические связи между историческими событиями и явлениями, воспринимают исторический процесс во всём его многообразии, высказывают аргументированные суждения по поводу изучаемого материала.
Таким образом, системное внедрение новых форм обучения на уроках истории и обществознания с 10-го по 12-й класс позволяет эффективно развивать ключевые компетенции, связанные с поиском и практическим применением исторической информации.
Таким образом, главная задача общеобразовательного обучения осужденных заключается в том, чтобы вернуть обществу полноправного гражданина Отечества, отвечающего за свои слова и поступки, Чтобы учащийся, выйдя на свободу, мог принести пользу государству и обществу, мог получить в последующем такую профессиональную и общеобразовательную подготовку, которая способствовала бы скорейшей адаптации после освобождения в условиях рыночной экономики и сопутствующими ее негативными моментами: безработица, спад производства и т.д.
Очень приятно учителю школы читать письма бывших осужденных, в которых есть такие строки: “Не могу не сказать слов благодарности моим учителям, которые всегда хотели, чтобы я получил образование и быстрее освободился, эти учителя научили меня трезво глядеть на мир. Большое спасибо за благородный и тяжелый труд, который научил меня уму – разуму”.