Урок по теме "Морфология. Части речи". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Пояснительная записка

Русский язык имеет большое значение в развитии познавательной активности учащихся младших классов. На современном этапе развития образования необходимо развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся. Грамотно писать тексты под диктовку, излагать свои мысли и уметь их правильно записать как на уроке, так и во внеурочной работе.

Цель урока: Суммировать знания учащихся о частях речи.

Задачи:

образовательные:

– формировать научные понятийные знания на доступном учащимся материале;

– вырабатывать правильное понимание частей речи;

развивающие:

– развивать интерес к учебному предмету “Русский язык”;

– обогащать словарь учащихся за счёт знакомства с новыми словами;

– развивать познавательную активность;

– формировать умение представлять и преобразовывать информацию, заданную в различных формах (текст, рисунок, схема);

Воспитательные:

– воспитывать внимательное отношение к мнению одноклассников и умение внимательно слушать товарищей;

– формировать навыки коммуникации и групповой работы.

Урок составлен по учебнику “Русский язык” авторов Л.М.Зеленина и Т.Е. Хохлова. Программа “Школа России”.

Урок по русскому языку в 3-м классе

Тема: “Морфология. Части речи”.

Цель: Суммировать знания учащихся о частях речи.

Задачи:

образовательные:

– формировать научные понятийные знания на доступном учащимся материале;
– вырабатывать правильное понимание частей речи;

развивающие:

– развивать интерес к учебному предмету “Русский язык”;
– обогащать словарь учащихся за счёт знакомства с новыми словами;
– развивать познавательную активность;
– формировать умение представлять и преобразовывать информацию, заданную в различных формах (текст, рисунок, схема);

Воспитательные:

– воспитывать внимательное отношение к мнению одноклассников и умение внимательно слушать товарищей;
– формировать навыки коммуникации и групповой работы.

Ход урока

1.Слово учителя. Актуализация знаний. Постановка проблнмы.

Слайд №1

Учитель: Перед вами карта (рисунок выполнен мелом на доске), на ней вы видите страну Лингвинию. Наша парусная лодка причалила к берегу большого острова Морфология. Сосчитайте сколько стран на этом острове.

Дети: Четырнадцать.

У. Многие страны вам ещё не известны, знакомство с ними впереди. Сегодня мы посетим совершенно особенные страны: имя Существительное, имя Прилагательное, Глагол. Ну что, маршрут принят тогда вперёд!

2.Темя урока

У. Так о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

Д. О частях речи.

У. На доске записаны слова. Найдите лишнее: (слайд № 2)

  • Прилагательное;
  • Приставка;
  • Существительное.

Д. Приставка – это часть слова.

У. Прочитайте стихотворение, спишите, укажите знакомые части речи.

***

Существительное – школа.
Просыпается – глагол…
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл.

Как вы отличаете части речи друг от друга?

Д. По вопросам.

(На доске открывается таблица, которая будет заполняться учителем в течение урока.)

У. И так слов в русском языке очень много. Вы установили, чем они друг от друга отличаются. Но у слов есть и общие признаки, объединяющие их группы – части речи. Части речи стоят на “трёх китах” – трёх грамматических признаках. Давайте выясним, что же это за “три кита”.

Первый признак – грамматическое значение. (Слайд№3 )

– В доказательство того, что вы поняли этот признак, приведите, пожалуйста, свои примеры.

Дети выполняют задание.

– Чтобы узнать второй признак, надо выполнить два задания, которые записаны на доске.

1.Образуйте однокоренные слова разных частей речи.

 

– Как вы определите части речи?

Д.По вопросу и окончанию.

У. Докажите.

Д. Прилагательное -ый (м.р.), – ая (ж.р.).

– Глагол -ют – 3-е л., м.ч., – ешь – 2-ел.,ед.ч.

2. Спишите отрывок из сказки Л.Керролла “Алиса в Зазеркалье” и укажите, каким частям речи являются “Зазеркальные” слова.

Варкалось, хливкие шарьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики, в мове.

Дети выполняют задание.

У. Как вы догадались?

Д.Слова эти похожи на наши.

У. Чем же они напоминают наши слова? Докажите.

Д.Например слово хрюкотали – это глагол прошедшего времени, суффикс -л-, а слово мюмзики – существительное множественного числа.

У.Ребята, сейчас вы незаметно для себя рассказывали о втором признаке частей речи.

Учитель открывает второго “кита”, и дети читают про особенности второго признака.

(Слайд№4)

– Ребята, давайте вернемся к “зазеркальным” словам. Они не только похожи на наши, но и так же изменяются. А как умеют изменяться существительные?

Д. Изменяются по числам. Например, земля – земли. Изменяются по вопросам, то есть склоняются.

У. Вот и просклоняйте “Зазеркальные” существительное мюмзики.

Д. Мюмзики, у мюмзиков, к мюмзикам, мюмзиков, с мюмзиками, о мюмзиках.

Учащиеся ведут запись в тетради, а учитель на доске.

У.А что мы “спрягаем”?

Д.Глаголы.

У. Попробуйте изменить по лицам “зазеркальный” глагол пырять.

Дети комментируют и записывают в тетради.

Д.Это глагол | спряжения, поэтому…

Я пыряю мы пыряем
Ты пыряешь вы пыряете
Он пыряет они пыряют

У.А какой же третий общий признак, объединяющий все части речи? Давайте разбираться.

Учащимся предлагаются для чтения слова, записанные на доске.

И костёр небольшой сидеть полночь у собака охотник около

– Посмотрите, эти слова взяты из словаря и напоминают рассыпанные бусинки: между ними нет связи. Словами какой части речи является каждое слово?

Д.Здесь есть союз, существительное, глагол, предлог, прилагательное.

У.А теперь поставьте их в определённой форме и последовательно нанизывайте на нитку. Из бусинок получается бусы, из слов – предложение. Запишите предложение из наших слов.

На доске:

Около полуночи охотник и собака сидели у небольшого костра.

– Вы собрали разрозненные слова, связали их не только по смыслу и интонационно, но и грамматически.

Далее учащиеся находят главные (подлежащие, сказуемое) и второстепенные члены предложения.

– Определить член предложения – значит узнать, что слово делает в предложении, какую синтаксическую роль выполняет. Это и есть “третий кит”.

(Слайд №5)

Итог урока: (Слайд №6 и №7)

Презентация