Пояснительная записка
Русский язык имеет большое значение в развитии познавательной активности учащихся младших классов. На современном этапе развития образования необходимо развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся. Грамотно писать тексты под диктовку, излагать свои мысли и уметь их правильно записать как на уроке, так и во внеурочной работе.
Цель урока: Суммировать знания учащихся о частях речи.
Задачи:
образовательные:
– формировать научные понятийные знания на доступном учащимся материале;
– вырабатывать правильное понимание частей речи;
развивающие:
– развивать интерес к учебному предмету “Русский язык”;
– обогащать словарь учащихся за счёт знакомства с новыми словами;
– развивать познавательную активность;
– формировать умение представлять и преобразовывать информацию, заданную в различных формах (текст, рисунок, схема);
Воспитательные:
– воспитывать внимательное отношение к мнению одноклассников и умение внимательно слушать товарищей;
– формировать навыки коммуникации и групповой работы.
Урок составлен по учебнику “Русский язык” авторов Л.М.Зеленина и Т.Е. Хохлова. Программа “Школа России”.
Урок по русскому языку в 3-м классе
Тема: “Морфология. Части речи”.
Цель: Суммировать знания учащихся о частях речи.
Задачи:
образовательные:
– формировать научные понятийные знания на доступном учащимся материале;
– вырабатывать правильное понимание частей речи;
развивающие:
– развивать интерес к учебному предмету “Русский язык”;
– обогащать словарь учащихся за счёт знакомства с новыми словами;
– развивать познавательную активность;
– формировать умение представлять и преобразовывать информацию, заданную в различных формах (текст, рисунок, схема);
Воспитательные:
– воспитывать внимательное отношение к мнению
одноклассников и умение внимательно слушать
товарищей;
– формировать навыки коммуникации и групповой
работы.
Ход урока
1.Слово учителя. Актуализация знаний. Постановка проблнмы.
Слайд №1
Учитель: Перед вами карта (рисунок выполнен мелом на доске), на ней вы видите страну Лингвинию. Наша парусная лодка причалила к берегу большого острова Морфология. Сосчитайте сколько стран на этом острове.
Дети: Четырнадцать.
У. Многие страны вам ещё не известны, знакомство с ними впереди. Сегодня мы посетим совершенно особенные страны: имя Существительное, имя Прилагательное, Глагол. Ну что, маршрут принят тогда вперёд!
2.Темя урока
У. Так о чём мы будем сегодня говорить на уроке?
Д. О частях речи.
У. На доске записаны слова. Найдите лишнее: (слайд № 2)
- Прилагательное;
- Приставка;
- Существительное.
Д. Приставка – это часть слова.
У. Прочитайте стихотворение, спишите, укажите знакомые части речи.
***
Существительное – школа.
Просыпается – глагол…
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл.
– Как вы отличаете части речи друг от друга?
Д. По вопросам.
(На доске открывается таблица, которая будет заполняться учителем в течение урока.)
У. И так слов в русском языке очень много. Вы установили, чем они друг от друга отличаются. Но у слов есть и общие признаки, объединяющие их группы – части речи. Части речи стоят на “трёх китах” – трёх грамматических признаках. Давайте выясним, что же это за “три кита”.
Первый признак – грамматическое значение. (Слайд№3 )
– В доказательство того, что вы поняли этот признак, приведите, пожалуйста, свои примеры.
Дети выполняют задание.
– Чтобы узнать второй признак, надо выполнить два задания, которые записаны на доске.
1.Образуйте однокоренные слова разных частей речи.
– Как вы определите части речи?
Д.По вопросу и окончанию.
У. Докажите.
Д. Прилагательное -ый (м.р.), – ая (ж.р.).
– Глагол -ют – 3-е л., м.ч., – ешь – 2-ел.,ед.ч.
2. Спишите отрывок из сказки Л.Керролла “Алиса в Зазеркалье” и укажите, каким частям речи являются “Зазеркальные” слова.
Варкалось, хливкие шарьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики, в мове.
Дети выполняют задание.
У. Как вы догадались?
Д.Слова эти похожи на наши.
У. Чем же они напоминают наши слова? Докажите.
Д.Например слово хрюкотали – это глагол прошедшего времени, суффикс -л-, а слово мюмзики – существительное множественного числа.
У.Ребята, сейчас вы незаметно для себя рассказывали о втором признаке частей речи.
Учитель открывает второго “кита”, и дети читают про особенности второго признака.
(Слайд№4)
– Ребята, давайте вернемся к “зазеркальным” словам. Они не только похожи на наши, но и так же изменяются. А как умеют изменяться существительные?
Д. Изменяются по числам. Например, земля – земли. Изменяются по вопросам, то есть склоняются.
У. Вот и просклоняйте “Зазеркальные” существительное мюмзики.
Д. Мюмзики, у мюмзиков, к мюмзикам, мюмзиков, с мюмзиками, о мюмзиках.
Учащиеся ведут запись в тетради, а учитель на доске.
У.А что мы “спрягаем”?
Д.Глаголы.
У. Попробуйте изменить по лицам “зазеркальный” глагол пырять.
Дети комментируют и записывают в тетради.
Д.Это глагол | спряжения, поэтому…
Я пыряю | мы пыряем |
Ты пыряешь | вы пыряете |
Он пыряет | они пыряют |
У.А какой же третий общий признак, объединяющий все части речи? Давайте разбираться.
Учащимся предлагаются для чтения слова, записанные на доске.
И костёр небольшой сидеть полночь у собака охотник около
– Посмотрите, эти слова взяты из словаря и напоминают рассыпанные бусинки: между ними нет связи. Словами какой части речи является каждое слово?
Д.Здесь есть союз, существительное, глагол, предлог, прилагательное.
У.А теперь поставьте их в определённой форме и последовательно нанизывайте на нитку. Из бусинок получается бусы, из слов – предложение. Запишите предложение из наших слов.
На доске:
Около полуночи охотник и собака сидели у небольшого костра.
– Вы собрали разрозненные слова, связали их не только по смыслу и интонационно, но и грамматически.
Далее учащиеся находят главные (подлежащие, сказуемое) и второстепенные члены предложения.
– Определить член предложения – значит узнать, что слово делает в предложении, какую синтаксическую роль выполняет. Это и есть “третий кит”.
(Слайд №5)
Итог урока: (Слайд №6 и №7)