Сюжетно-ролевой урок в младших классах для профилактики осанки и плоскостопия

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


“Физические упражнения должны прочно войти в повседневный быт каждого,
кто хочет сохранить работоспособность, здоровье,
полноценную и радостную жизнь”.
Гиппократ

Слова Гиппократа должны стать девизом работы каждого учителя физической культуры.

Термин здоровьесберегающие образовательные технологии рассматриваю, как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее "сертификат безопасности для здоровья", и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

В гимназии разработан план мероприятий по применению здоровьесберегающих технологий, в ходе реализации которого проведены: семинар "Здоровье сберегающие технологии и их место в образовательном процессе", анкетирование учащихся, оценки гигиенических условий в школе, контроль работы по пропаганде здорового образа жизни и состояния физкультурно-оздоровительной работы в гимназии.

В современном образовательном учреждении учебный процесс не лишен напряжения. Он требует сосредоточения памяти, дисциплины, внимания. Человек устает.

Сберечь здоровье детей - вот важная задача. Грош цена обучению, если при этом ребенок теряет здоровье. Можно конечно сократить курс точных наук, но не факт, что уменьшение нагрузки приведет к тому, что здоровье детей в школе станет больше.

Сейчас стали забывать самые элементарные вещи: как правильно сидеть, смотреть, расслабляться и т.д.

Что касается предмета физической культуры, то здесь очень специфические аспекты проведения уроков. Учитель, сознавая свою ответственность, в меру своих сил делает все, чтобы дети не несли урон своему здоровью. Задача учителя - это привитие интереса к физической культуре, ее роли в процессе формирования и становления личности, ее значения для повышения работоспособности и улучшения качества жизни.

Моя работа как педагога по физическому воспитанию школьников требует особого мышления, особых профессиональных понятий. Приоритетным направлением считаю включенность ученика в свое физическое совершенствование.

1. Обучение движениям.

Задача - обучить всех учеников физическим упражнениям.

2. Совершенствование движений.

Задача - добиться наиболее эффективного, результативного выполнения физических упражнений в соответствии с индивидуальными особенностями (подтягивая отстающие стороны подготовленности и т.п.).

3. Игра учеников вместе с учителем.

Задача - ввести учеников в реальность игры, в действия без внешнего руководства, только по правилам самой игры; а по отношению учителя к самому себе - не руководить учениками, быть с ними на равных в момент игры.

4. Сотрудничество учителя и учеников в постановке целей каждого ученика.

Задача - помочь ученику в постановке индивидуальных целей на занятиях физическими упражнениями.

Физическая культура предоставляет неограниченные возможности для эстетического воспитания личности. Она воспитывает умение воспринимать и понимать прекрасное в движениях человеческого тела, в совершенстве его линий и форм, развитии физических, нравственных, волевых и психических качеств.

Особое значение приобретает формирование психофизической устойчивости к различным условиям внешней среды: способность проявлять устойчивость внимания, восприятия, памяти, их сосредоточение и переключение в условиях умственного утомления, стресса; использование физической культуры для оптимизации работоспособности, повышение эффективности учебного труда школьников и в дальнейшем их профессионального труда.

Составной частью процесса физического и духовного развития является самовоспитание – творческая активная деятельность личности, имеющая целью совершенствование физических, интеллектуальных и духовных качеств, борьбу против собственных отрицательных сторон характера и других недостатков.

В основе самовоспитания лежит внутренняя потребность в самосовершенствовании, в развитии физических способностей, укреплении здоровья, закаливании, совершенствовании форм тела, в различных проявлениях социальной активности.

При подготовке уроков, проведении спортивных секций для себя ставлю задачу - формирование здорового образа жизни и привитие интереса к физической культуре. Мои учащиеся посещают спортивные секции с большим желанием, активно участвуют и побеждают в спортивных соревнованиях, посещают массово секцию художественной гимнастики.

Сюжетно-ролевой урок в младших классах
для
профилактики осанки и плоскостопия

В 21-ом веке проходят радикальные перемены в жизни нашего общества, которые влекут за собой большие изменения в мировоззрении и идеологии, в культуре и образовании. Новое мышление выдвигает на первый план общечеловеческие ценности.

В деятельности учителя я вижу три направления:

1. Оздоровление

2. Обучение

3. Воспитание, развитие.

Воспитательными задачами считаю воспитание нравственных качеств: сопереживание, взаимопонимание, соучастие, сдержанности, умение побеждать и проигрывать. Формирование чувства красоты и эстетического вкуса.

Ведущий педагогической идеей в работе с младшими школьниками определимо формирование первоначальных убеждений, основанных на общечеловеческих ценностях и на необходимости занятий физическими упражнениями; создание ситуации успеха в учебной деятельности по предмету физическая культура. Главенствующий образовательной технологией выбираю технологию обучения в игре. Игра - естественный спутник жизни ребенка, и поэтому отвечает закону природы. Результат игры - радость и эмоциональный подъем. Положительная эмоция творчества - важнейшие факторы оздоровления.

Следует особо учитывать анатоло-физиологические и психологические особенности детей этого возраста. Детский организм подвержен различным влияниям окружающей среды, а также быстрой утомленности. Внимание детей в этом возрасте недостаточно устойчиво. Ребенок часто отвлекается на то, что в данный момент ему кажется более интересным. Воля развита слабо, поэтому игры следует использовать с небольшим количеством правил. Так как мышление в этом возрасте является образным и предметным, сюжетные игры как нельзя лучше способствует развитию творческого воображения детей и воспитанию личностных качеств. Сюжетно-ролевые игры, ценны в педагогическом отношении, поскольку они оказывают большое влияние на развитие мышления, формирование характера, развитие воли, нравственных качеств, физически укрепляют ребенка, создают духовный настрой на позитивную учебную деятельность.

Во 2-ом классе проводится игра “Железная дорога”. В игре дети изображают разных зверей, в зависимости от роли ученики выполняют определенные движения.

Тема: Развитие физических качеств с элементами оздоровительной направленности.

Цель: использование средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Задачи:

1. Развивать внимание и ловкость.

2. Воспитывать активность, самостоятельность, уверенность в своих силах и способностях.

3. Совершенствовать навыки выполнения упражнений с гимнастическими палками.

4. Развивать двигательные качества, улучшая деятельность опорно-двигательного аппарата.

5. Освоение и использование в практической деятельности уроков физической культуры с элементами коррегирующей гимнастики.

Место: спортивный зал.

Оборудование и инвентарь: гимнастические скамейки, гимнастические палки, гимнастические стенки, коврик, мешочки с песком, кубики.

Приложение (основные части урока)

Вывод: Дети, проявляя в сюжетно-ролевых играх ловкость, быстроту, силу, выносливость, гибкость, развиваются физически. При этом переживают позитивные эмоции: радость, наслаждение и соответственно оздоравливаются.

Сюжетно-ролевые игры играют большую роль в воспитании младших школьников, в формировании личностных качеств.

Приложение

Социологические исследования утверждают, что двигательная активность младших школьников на 50% меньше, чем дошкольников, а у старшеклассников она составляет 25% от времени бодрствования. Два школьных урока физической культуры, конечно, не могут компенсировать дефицит движения детей. В результате у них снижается жизненный тонус, быстрее наступает утомление, что в свою очередь ведет к малоподвижности. Поэтому сегодня учитель вынужден ориентировать школьников и на физическое, и на духовное самосовершенствование, помогать формированию потребностей в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, учить использовать их во время досуга для восстановления активности. Опыт многолетних наблюдений доказывает, что систематические занятия оздоровительными физическими упражнениями активно влияют на морфологическое формирование, физическое развитие и функциональное совершенствование детского организма. Подобрав соответствующие упражнения, можно исправить дефекты осанки - частой причины серьезных функциональных нарушений. Физические упражнения благотворно влияют и на развитие дыхательного аппарата. Повышается жизненная емкость легких, максимальная легочная вентиляция. Благодаря систематическим занятиям физическими упражнениями сердце ребенка увеличивается в объем, повышается тонус, что способствует развитию выносливости. Упражнения оздоровительной гимнастики мы проводим в подготовительный части, они занимают 20% от времени урока. Они подобраны так, что их могут выполнять самостоятельно дети различной физической подготовленности.

Упражнения для развития мышц шеи и верхней части спины.

  1. И.п. - ноги на ширине ступни, руки сомкнуты за головой. Наклонить голову вперед, вернуться в исходное положение, преодолевая сопротивление. Делать в течение 6 сек.
  2. Стоя прямо, не напрягаясь, отпустить подбородок на грудь. Поворачивать голову влево-вправо, наклонять вперед до касания подбородком груди и назад -  до касания затылком спины. Делать медленно, 20 раз в каждую сторону. Упражнение снимает напряжение мышц шеи, способствует растягиванию шейных позвонков.

Упражнения для развития гибкости и “усиления” позвоночника.

  1. Стоя ноги на ширине плеч, руки внизу расслаблены. Поворачиваться всем телом в одну и в другую сторону, стараясь заглянуть через плечо как можно дальше, руки при этом “болтаются” вслед за туловищем совершенно свободно. Повторить 10 раз.
  2. Стоя прямо, ноги вместе, прямые руки вверху. Наклониться вперед, пытаясь коснуться пальцев ног, ноги не сгибать. Выпрямляясь, прогнуться назад как можно дальше. Вернуться в исходное положение. Повторить 10 раз.
  3. Стоя прямо, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Поворачивать туловище влево и вправо как можно дальше. Повторить в каждую сторону до 30 раз.

Упражнения для развития выносливости и “усиления” нижней части позвоночника.

  1. Лежа на спине, руки в стороны, ноги прямые. Приподнять немного ноги и держать их в таком положении 40 сек.
  2. Лежа на правом боку, ноги прямые, руки свободно. Поднять левую ногу в сторону, опустить, согнуть левую ногу, попытаться коснуться подбородком колена. Повторить по 10 раз на правом и левом боку.

Упражнения для формирования правильной осанки, регулирования дыхания и профилактики заболеваний.

  1. Стоя у стены, касаться ее затылком, лопатками, плечами, ягодицами и пятками. Выполнять наклоны, приседания, поднимания ног, махи. После проверять осанку у стены.
  2. Ходьба с предметами на голове.

Занятия завершаются дыхательными упражнениями.