“Физические упражнения должны прочно
войти в повседневный быт каждого,
кто хочет сохранить работоспособность, здоровье,
полноценную и радостную жизнь”.
Гиппократ
Слова Гиппократа должны стать девизом работы каждого учителя физической культуры.
Термин здоровьесберегающие образовательные технологии рассматриваю, как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее "сертификат безопасности для здоровья", и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
В гимназии разработан план мероприятий по применению здоровьесберегающих технологий, в ходе реализации которого проведены: семинар "Здоровье сберегающие технологии и их место в образовательном процессе", анкетирование учащихся, оценки гигиенических условий в школе, контроль работы по пропаганде здорового образа жизни и состояния физкультурно-оздоровительной работы в гимназии.
В современном образовательном учреждении учебный процесс не лишен напряжения. Он требует сосредоточения памяти, дисциплины, внимания. Человек устает.
Сберечь здоровье детей - вот важная задача. Грош цена обучению, если при этом ребенок теряет здоровье. Можно конечно сократить курс точных наук, но не факт, что уменьшение нагрузки приведет к тому, что здоровье детей в школе станет больше.
Сейчас стали забывать самые элементарные вещи: как правильно сидеть, смотреть, расслабляться и т.д.
Что касается предмета физической культуры, то здесь очень специфические аспекты проведения уроков. Учитель, сознавая свою ответственность, в меру своих сил делает все, чтобы дети не несли урон своему здоровью. Задача учителя - это привитие интереса к физической культуре, ее роли в процессе формирования и становления личности, ее значения для повышения работоспособности и улучшения качества жизни.
Моя работа как педагога по физическому воспитанию школьников требует особого мышления, особых профессиональных понятий. Приоритетным направлением считаю включенность ученика в свое физическое совершенствование.
1. Обучение движениям.
Задача - обучить всех учеников физическим упражнениям.
2. Совершенствование движений.
Задача - добиться наиболее эффективного, результативного выполнения физических упражнений в соответствии с индивидуальными особенностями (подтягивая отстающие стороны подготовленности и т.п.).
3. Игра учеников вместе с учителем.
Задача - ввести учеников в реальность игры, в действия без внешнего руководства, только по правилам самой игры; а по отношению учителя к самому себе - не руководить учениками, быть с ними на равных в момент игры.
4. Сотрудничество учителя и учеников в постановке целей каждого ученика.
Задача - помочь ученику в постановке индивидуальных целей на занятиях физическими упражнениями.
Физическая культура предоставляет неограниченные возможности для эстетического воспитания личности. Она воспитывает умение воспринимать и понимать прекрасное в движениях человеческого тела, в совершенстве его линий и форм, развитии физических, нравственных, волевых и психических качеств.
Особое значение приобретает формирование психофизической устойчивости к различным условиям внешней среды: способность проявлять устойчивость внимания, восприятия, памяти, их сосредоточение и переключение в условиях умственного утомления, стресса; использование физической культуры для оптимизации работоспособности, повышение эффективности учебного труда школьников и в дальнейшем их профессионального труда.
Составной частью процесса физического и духовного развития является самовоспитание – творческая активная деятельность личности, имеющая целью совершенствование физических, интеллектуальных и духовных качеств, борьбу против собственных отрицательных сторон характера и других недостатков.
В основе самовоспитания лежит внутренняя потребность в самосовершенствовании, в развитии физических способностей, укреплении здоровья, закаливании, совершенствовании форм тела, в различных проявлениях социальной активности.
При подготовке уроков, проведении спортивных секций для себя ставлю задачу - формирование здорового образа жизни и привитие интереса к физической культуре. Мои учащиеся посещают спортивные секции с большим желанием, активно участвуют и побеждают в спортивных соревнованиях, посещают массово секцию художественной гимнастики.
Сюжетно-ролевой урок в младших классах
для
профилактики осанки и плоскостопия
В 21-ом веке проходят радикальные перемены в жизни нашего общества, которые влекут за собой большие изменения в мировоззрении и идеологии, в культуре и образовании. Новое мышление выдвигает на первый план общечеловеческие ценности.
В деятельности учителя я вижу три направления:
1. Оздоровление
2. Обучение
3. Воспитание, развитие.
Воспитательными задачами считаю воспитание нравственных качеств: сопереживание, взаимопонимание, соучастие, сдержанности, умение побеждать и проигрывать. Формирование чувства красоты и эстетического вкуса.
Ведущий педагогической идеей в работе с младшими школьниками определимо формирование первоначальных убеждений, основанных на общечеловеческих ценностях и на необходимости занятий физическими упражнениями; создание ситуации успеха в учебной деятельности по предмету физическая культура. Главенствующий образовательной технологией выбираю технологию обучения в игре. Игра - естественный спутник жизни ребенка, и поэтому отвечает закону природы. Результат игры - радость и эмоциональный подъем. Положительная эмоция творчества - важнейшие факторы оздоровления.
Следует особо учитывать анатоло-физиологические и психологические особенности детей этого возраста. Детский организм подвержен различным влияниям окружающей среды, а также быстрой утомленности. Внимание детей в этом возрасте недостаточно устойчиво. Ребенок часто отвлекается на то, что в данный момент ему кажется более интересным. Воля развита слабо, поэтому игры следует использовать с небольшим количеством правил. Так как мышление в этом возрасте является образным и предметным, сюжетные игры как нельзя лучше способствует развитию творческого воображения детей и воспитанию личностных качеств. Сюжетно-ролевые игры, ценны в педагогическом отношении, поскольку они оказывают большое влияние на развитие мышления, формирование характера, развитие воли, нравственных качеств, физически укрепляют ребенка, создают духовный настрой на позитивную учебную деятельность.
Во 2-ом классе проводится игра “Железная дорога”. В игре дети изображают разных зверей, в зависимости от роли ученики выполняют определенные движения.
Тема: Развитие физических качеств с элементами оздоровительной направленности.
Цель: использование средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Задачи:
1. Развивать внимание и ловкость.
2. Воспитывать активность, самостоятельность, уверенность в своих силах и способностях.
3. Совершенствовать навыки выполнения упражнений с гимнастическими палками.
4. Развивать двигательные качества, улучшая деятельность опорно-двигательного аппарата.
5. Освоение и использование в практической деятельности уроков физической культуры с элементами коррегирующей гимнастики.
Место: спортивный зал.
Оборудование и инвентарь: гимнастические скамейки, гимнастические палки, гимнастические стенки, коврик, мешочки с песком, кубики.
Приложение (основные части урока)
Вывод: Дети, проявляя в сюжетно-ролевых играх ловкость, быстроту, силу, выносливость, гибкость, развиваются физически. При этом переживают позитивные эмоции: радость, наслаждение и соответственно оздоравливаются.
Сюжетно-ролевые игры играют большую роль в воспитании младших школьников, в формировании личностных качеств.
ПриложениеСоциологические исследования утверждают, что двигательная активность младших школьников на 50% меньше, чем дошкольников, а у старшеклассников она составляет 25% от времени бодрствования. Два школьных урока физической культуры, конечно, не могут компенсировать дефицит движения детей. В результате у них снижается жизненный тонус, быстрее наступает утомление, что в свою очередь ведет к малоподвижности. Поэтому сегодня учитель вынужден ориентировать школьников и на физическое, и на духовное самосовершенствование, помогать формированию потребностей в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, учить использовать их во время досуга для восстановления активности. Опыт многолетних наблюдений доказывает, что систематические занятия оздоровительными физическими упражнениями активно влияют на морфологическое формирование, физическое развитие и функциональное совершенствование детского организма. Подобрав соответствующие упражнения, можно исправить дефекты осанки - частой причины серьезных функциональных нарушений. Физические упражнения благотворно влияют и на развитие дыхательного аппарата. Повышается жизненная емкость легких, максимальная легочная вентиляция. Благодаря систематическим занятиям физическими упражнениями сердце ребенка увеличивается в объем, повышается тонус, что способствует развитию выносливости. Упражнения оздоровительной гимнастики мы проводим в подготовительный части, они занимают 20% от времени урока. Они подобраны так, что их могут выполнять самостоятельно дети различной физической подготовленности.
Упражнения для развития мышц шеи и верхней части спины.
- И.п. - ноги на ширине ступни, руки сомкнуты за головой. Наклонить голову вперед, вернуться в исходное положение, преодолевая сопротивление. Делать в течение 6 сек.
- Стоя прямо, не напрягаясь, отпустить подбородок на грудь. Поворачивать голову влево-вправо, наклонять вперед до касания подбородком груди и назад - до касания затылком спины. Делать медленно, 20 раз в каждую сторону. Упражнение снимает напряжение мышц шеи, способствует растягиванию шейных позвонков.
Упражнения для развития гибкости и “усиления” позвоночника.
- Стоя ноги на ширине плеч, руки внизу расслаблены. Поворачиваться всем телом в одну и в другую сторону, стараясь заглянуть через плечо как можно дальше, руки при этом “болтаются” вслед за туловищем совершенно свободно. Повторить 10 раз.
- Стоя прямо, ноги вместе, прямые руки вверху. Наклониться вперед, пытаясь коснуться пальцев ног, ноги не сгибать. Выпрямляясь, прогнуться назад как можно дальше. Вернуться в исходное положение. Повторить 10 раз.
- Стоя прямо, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Поворачивать туловище влево и вправо как можно дальше. Повторить в каждую сторону до 30 раз.
Упражнения для развития выносливости и “усиления” нижней части позвоночника.
- Лежа на спине, руки в стороны, ноги прямые. Приподнять немного ноги и держать их в таком положении 40 сек.
- Лежа на правом боку, ноги прямые, руки свободно. Поднять левую ногу в сторону, опустить, согнуть левую ногу, попытаться коснуться подбородком колена. Повторить по 10 раз на правом и левом боку.
Упражнения для формирования правильной осанки, регулирования дыхания и профилактики заболеваний.
- Стоя у стены, касаться ее затылком, лопатками, плечами, ягодицами и пятками. Выполнять наклоны, приседания, поднимания ног, махи. После проверять осанку у стены.
- Ходьба с предметами на голове.
Занятия завершаются дыхательными упражнениями.