В детском саду функционируют две специализированные группы:
- с нарушением ОДА (плоскостопие, сколиоз),
- со сложными нарушениями в развитии (различные формы ДЦП, сенсорные нарушения, интеллектуальные нарушения различной степени выраженности).
В своей работе практикуем разные вариации объединения детей для проведения интегрированных занятий.
При этом учитываем:
- психофизические возможности детей;
- возрастные и индивидуальные особенности;
- зону актуального и потенциального развития.
Кроме того, подобные занятия дают возможность решать следующие актуальные задачи:
- социальная интеграция и адаптация детей с ОВЗ в условиях «обновлённого» коллектива сверстников;
- воспитание толерантности и милосердия у сверстников к «особому» ребёнку.
Творческое партнерское взаимодействие логопеда и воспитателя в проведении интегрированных занятий позволяет создать условия для работы с детьми в разных направлениях:
- эффективно применять специальные методы и приёмы, стимулирующие речевую и двигательную активность детей;
- задействовать различные анализаторы для более прочного усвоения знаний;
- способствовать дальнейшему самостоятельному применению полученных знаний и умений;
- осуществлять коррекцию эмоциональных проявлений и поведенческих реакций;
- расширять коммуникативный опыт детей, устанавливать доверительные отношения «ребёнок-ребёнок», «ребёнок-взрослый».
«Очень весело зимой». Конспект комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: комплексное решение воспитательно-образовательных и коррекционно-развивающих задач в условиях взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда.
Коррекционно-образовательные задачи:
- актуализация словаря по теме «Зима», «Зимующие птицы» (скрипит снежок, по морозцу, по снежку, холодный снеговик, снежный заяц, голуби воркуют, чёрные вороны, крошки воробьям);
- автоматизация правильного произношения звуков (С) - (З);
- дифференциация звуков (С) - (Ш).
Коррекционно-развивающие задачи:
- развитие речевого слуха;
- различать длинные и короткие звуки, воспроизводимые голосом;
- развивать чувство ритма;
- употреблять прилагательные «длинный», «короткий», «выше», «ниже»;
- учить ходить по ограниченной плоскости;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать конструктивные навыки и умения;
- развивать творческое воображение.
Воспитательные задачи:
- воспитывать заботливое отношение к «пернатым друзьям».
Оборудование:
- белая бумага (калька);
- шнуры;
- следы птиц;
- изображения птиц на бумаге;
- крупа и хлебные крошки в кулёчках;
- тазик со снегом,
- звукозапись с голосами птиц.
Ход занятия
Перед занятием воспитатель приносит в группу тазик со снегом, объясняя цель – будем лепить снеговиков.
Вос-ль: Приглашаю вас сегодня на зимнюю прогулку. Давайте скорее одеваться (имитация движений).
Вос-ль: Какая чудесная погода для прогулки.
Очень весело зимой
По тропе идём с тобой.
Ты с тропинки сойдёшь –
И в сугроб попадёшь.
(дети идут за воспитателем по ограниченной дорожке между двух шнуров «след в след»).
Вос-ль: Какие большие сугробы! И высокие, и низкие, вот такие! Покажите, какие сугробы на нашем пути.
Логопед: А к полянке не пройти, много снега намело – ночью была вьюга. Вьюга поёт – з-з-з-з (произносить с усилением звука). Как поёт вьюга?
Дети повторяют.
Логопед:
застонал лес м-м-м (произносить тихо, постепенно меняя высоту голоса).
Зашумели ели ш-ш-ш (повторение детьми).
Стихла непогода, затихает вьюга с-с-с (произношение с затиханием голоса).
Вос-ль: Чтобы выйти на полянку, нужно расчистить дорожку. Смотрите, вот дорожки. Какие они? (обратить внимание на дорогу, обозначенную верёвочными шнурами).
Дети: Широкая и узкая.
Вос-ль: Покажите руками, какие дорожки. Широкую дорожку мы будем чистить вот так: у-у-у-ух! А узкую вот так: ух-ух-ух!
(дети выполняют задание).
Вос-ль: Вот мы и вышли на полянку. Хорошо, солнышко светит, птички поют. Давайте послушаем, как поют птички.
Игра «Что услышали».
(прослушивание звукозаписи с голосами птиц: вороны, воробья, воробьёв)
Вос-ль: А что мы взяли с собой в дорогу? Посмотрим (открыть кулёчки с крошками и зерном, потрогать руками зерно и крошки, проговаривание).
Кому мы дадим зерна? А кому крошки?
Дети: Зёрнышки дадим голубям, а крошки рассыплем воробьям.
Вос-ль:
Стало голодно зимой
Будем птиц кормить с тобой.
Упражнение-тренинг на развитие общей и мелкой моторики.
Голубям бросаем крошки, Воробьям – зерна немножко. Снегирю – кусочек сала, Но сказал он: «Мало, мало!» Тут ворона закричала: «Кар! Кар! Кар!» Мы руками замахали: «Кыш, кыш, улетай! Наших птичек не пугай!» |
имитация движений потереть ладошку об ладошку шаги на месте, высоко поднимая ноги ритмичное произношение, погрозить пальчиком |
Вос-ль: распугала ворона всех птичек, разлетелись они, и где только не сидят!
Гимнастика для глаз.
(дети находят глазами силуэты птиц, расположенных в разных местах группы).
Речевая гимнастика «Снежок».
(логопед в сопровождении художественного слова проводит речевую гимнастику-упражнение с детьми)
Скрип, скрип, – скрипит снежок, –
Погуляй, со мной, дружок,
По морозцу, по снежку,
И по бывшему лужку.
Вос-ль: А на снегу остались следы. Посмотрим – отгадаем.
(схемы – следы птиц (большие и маленькие); следы человека; след от снежного кома, дети отгадывают и называют, чьи это следы).
Логопед: Смотрите, а вот след от снежного кома, здесь кто-то лепил снеговика.
(обыгрывание с имитацией движений: как надо лепить снеговика, какие комки нужны по размеру, как нужно катать снежный ком).
Логопед: Превратимся мы в снеговиков. Зимой снеговики радуются снегу и морозу.
Дети: Повторяют за логопедом: надуть щёки, придать лицу весёлое выражение глаз.
Логопед: А весной они грустят.
Дети: Повторяют за логопедом: опустить уголки губ вниз, придать печальный взгляд.
Вос-ль: И у нас есть снег, сейчас и слепим снеговиков.
(за время занятия снег в тазике растаял, обыграть ситуацию)
Вос-ль: что же делать, как же быть?
Дети: высказывают своё мнение.
(воспитатель предлагает вспомнить, из чего дети ранее делали «снежных зайцев»).
Конструирование снеговиков из мятой бумаги, дополнение деталями – ведёрко, морковка, метла, глазки. Обыгрывание.
Логопед: А теперь давайте расскажем, какая интересная прогулка у нас получилась.
(дети выполняют движения с логопедом в сопровождении художественного слова).
Раз, два, три, четыре, пять – Мы в лесок пошли гулять. Снежный ком большой слепили, Птичек крошками кормили. С горки мы потом катались, А ещё в снегу валялись. Все в снегу домой пришли, Съели суп И спать легли. |
- шаги на месте. - имитация лепки большого кома. - движения пальчиками рук. - присесть на корточки, произнести «УХ». - лечь на ковёр, перекаты с бока на бок. - встать, «отряхнуть» снег с одежды (имитация движений) - ладошки сложить под щёку. |
Собака, о которой мечтаю. Индивидуальное комплексное коррекционно-развивающее занятие (старший возраст).
Цель: комплексное решение воспитательно-образовательных и коррекционно-развивающих задач в условиях взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда.
Коррекционно-образовательные задачи:
- формировать представления о домашних животных, их внешнем виде, повадках, образе жизни;
- расширить и активизировать словарь по теме «Домашние животные» (преданные, ласковые, верные, служебные собаки, пожарные собаки);
- совершенствовать слоговую структуру слова.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать зрительную память;
- развивать диалогическую речь в процессе ответов на вопросы;
- формировать умение отражать в речи своё эмоциональное настроение;
- развивать сценическое творчество: мимику, выразительность речи.
Воспитательные задачи:
- воспитывать инициативность, отзывчивость, доброту, умение управлять своими эмоциями.
Оборудование:
- объёмные фигурки животных (собака, курица, коза, щенок, кошка, уточка);
- фигурки собак разных пород;
- детская одежда (рукавицы, меховая шапка, шерстяные штаны, шарф, носки);
- фломастеры;
- лист ватмана.
Предшествующая работа:
- чтение стихотворений «Пожарные собаки» С.Я.Маршак, «Жила-была собака» Ирина Пивоварова, «Собачкины огорчения» Борис Заходер, «Очень страшная история» Даниил Хармс;
- рассматривание иллюстраций с разными породами собак;
- разучивание стихотворения «Жадина» авт. Э. Мошковская в форме диалога.
Ход занятия
Ребёнок заходит в группу со словами:
«Не хочу я руки мыть,
Не хочу я кушать.
Целый день я буду ныть,
Никого не слушать!»
Вос-ль: Что случилось с нашей Настей? Может, пойдем, погуляем, погода хорошая.
Ребёнок: А я хочу плохую погоду! Ничего не хочу! Всё мне надоело!
Вос-ль: Что же случилось?
Ребёнок: Я проснулась сегодня с плохим настроением!
Вос-ль: Знаю, как тебе помочь вернуть хорошее настроение. Давай попробуем проснуться вновь и вернуть хорошее настроение.
Пальчиковая игра «Утречко».
Утро настало, Солнышко встало. – Эй, братец Федя, Буди соседей! – Вставай Большак! – Вставай, Указка! – Вставай, Серёдка! – Вставай, Сиротка! – И Крошка-Митрошка! – Привет, Ладошка! Все потянулись И проснулись. |
- ладони скрещены, пальцы растопырены, образуя «солнышко с лучиками» – кулак правой руки сжат, большой палец совершает круговые движения – большой и указательный палец правой руки – щёлкают по большому пальцу левой руки – щелчок по указательному пальцу – щелчок по среднему пальцу – щелчок по безымянному пальцу – щелчок по мизинцу – щелчок в центр ладони – руки поднимаются вверх, пальцы вытягиваются и быстро шевелятся, потянуться всем телом. |
Логопед: Настя, я знаю, что ты очень любишь собак. За что ты их любишь?
Ребёнок: Они верные, добрые, преданные, они игривые, любят хозяина.
Логопед: Предлагаю тебе поиграть.
Игра «Что изменилось?»
Логопед: У нас есть вот такие игрушечные собаки, собаки каких пород здесь ты знаешь, назови. Закрой глаза, а когда откроешь, должна отгадать, что изменилось.
(далее усложнение: какая по счёту стояла собака той или иной породы, между какими породами собак).
Вос-ль: Настенька, я принесла тебе интересные вещи (рукавички, носки, шапка из меха, шарф), давай попробуем из этих вещей собрать собаку.
Дидактическая игра «Выложи собаку на плоскости».
(ребёнок самостоятельно творчески выкладывает силуэт собаки из предложенных вещей).
Логопед: Настя, я знаю, что вы читали стихи про собак. Про каких собак?
Ребёнок: про служебных собак, пожарных, маленького щеночка.
Логопед: А сегодня мы с тобой расскажем про собаку, которая была большой жадиной.
Стихотворение «Жадина», Э.Мошковская.
Логопед с ребёнком в форме диалога читают стихотворение. Ребёнок в диалоге изображает собаку-жадину с помощью мимики, интонации.
Пёс шагал по переулку,
он жевал большую булку.
Подошёл Щеночек, попросил кусочек
Встал Пёс, стал гадать:
дать или не дать?
Погадал-погадал – не дал.
Подошла Кошка-мяушка,
попросила Кошка мякушка.
Встал Пёс, стал гадать:
дать или не дать?
Погадал-погадал,
пожевал-пожевал – не дал.
Прискакала Лягушка, прошептала на ушко,
попросила Лягушка горбушку.
Сел Пёс, стал гадать:
дать или не дать?
Погадал-погадал –
пожевал-пожевал – не дал.
Подошла Курочка, попросила Курочка корочку.
Встал Пёс, стал гадать:
дать или не дать?
Погадал-погадал, пожевал-пожевал –
Не дал.
Подошла Уточка, постояла минуточку,
попросила Уточка чуточку, только попробовать!
Сел Пёс, стал гадать:
дать или не дать?
Погадал – погадал,
пожевал – пожевал и сказал:
– Я бы дал! У меня у самого больше нету ничего!
Вос-ль: Настенька, какая ты молодец, так хорошо рассказала про собаку-жадину. Знаю, ты мечтаешь о том, что бы тебе подарили на день рождения собаку. А какой она будет, твоя собака?
Ребёнок: Она будет породистая, ласковая, пушистая, не жадная, преданная.
Вос-ль: Давай попробуем нарисовать собаку твоей мечты.
(ребёнок рисует собаку)